Систематизация способов преступного уклонения от уплаты акцизов

Кужугет Т.К.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и процесса
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Ооржак А.О.,
преподаватель кафедры уголовного права и процесса
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Сарыглар Ш.В.
студент 5 курс 113 группы ЮФ
Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки
№1 2018

В статье систематизируются способы уклонения от уплаты акцизов по элементам: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые льготы; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Экономическая политика любого государства направлена на обеспечение материальными ресурсами, в частности финансовыми ресурсами, для стабильного функционирования системы всего государства. Большая доля доходной части бюджета обеспечивается за счет поступления налогов.

В этой связи в ежегодном послании президента В.В. Путина Федеральному собранию рассматриваются вопросы усовершенствования налоговой системы страны. Президент очень часто предопределяет российскую налоговую политику будущего, в частности, уточняет свое видение на 2017-2018 годы и вносит конкретные предложения Правительству Российской Федерации.

Из множества предложений и идей, которые указаны в посланиях, представителей правоохранительных органов больше всего, конечно же, интересуют положения, связанные с неуплаченными налогами. В послании Президента Федеральному собранию на 2016 год отмечено, что только «из-за «серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство» [1].

В этой связи, кратко раскрывая исторические аспекты акцизов, попытаемся систематизировать способы уклонения от уплаты акциза с учетом его формирования юридического состава [2].

Из числа перечисленных видов платежей таможенные сборы (за хранение, сопровождение, оформление товаров) большого вреда не составляют, а наиболее криминальным является налог, так называемый «акциз».

Подакцизными товарами в соответствии со статьей 181 НК РФ признаются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • одноразовые электронные системы доставки никотина и никотин содержащие жидкости для них (с 2017) [2].

Акциз, как один из наиболее эффективных, доказавших в историческом плане, свою полезность и целесообразность видом налога, является удачным инструментом пополнения бюджетов различного уровня.

В историческом плане, акцизы существовали еще в Древней Руси. Летописи свидетельствуют, что именно с корчемного дела в России началась история акцизных сборов: владельцы заведений уплачивали князьям так называемую «бражную пошлину» или «медовую дань» [3].

Первое упоминание о наименовании «акцизы» прослеживается в Откупной системе (XV-XVI вв.) князя Ивана III, который ввел систему косвенных налогов, взимавшийся через механизм откупов и пошлин, важнейшими из которых были винные и таможенные.

Наибольшее значение в России винные откупа приобрели в XVIII веке- XIX веке. Доходы казны от питейного налога составляли свыше 40% объема всех налогов бюджета страны. Винные откупа - это система взимания косвенных налогов, при которой право торговли вином отдаётся на откуп частным предпринимателям [4].

Советская власть, национализировавшая крупное производство, в ноябре 1918 г. заменила акцизы начислениями к цене соответствующих товаров (и пополнила их перечень, в частности, нитками и тканями) [5].

Крах советской системы означал необходимость воссоздать систему косвенных налогов заново. В начале 1992 г. появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогольной продукцией, табачными изделиями и легковыми автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натуральной кожи, автомобильные шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыбные деликатесы, ювелирные изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природный газ, просуществовавшие соответственно до 2002 г. и 2004 г. По состоянию на 2005 г. список подакцизных товаров включал: спирт и алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла. В первые годы XXI века взимание акцизов обеспечивало 10-ю часть налоговых доходов [6].

Как мы видим, в историческом аспекте акцизы были и являются одним из основных источников дохода государства.

Размер и характер вреда от неуплаты акцизов составляют огромные цифры. Об этом свидетельствует следующий пример. Производство незаконной контрафактной алкогольной продукции в Подмосковье, где сотрудники ГУ МВД России по Московской области при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявили цех по незаконному изготовлению алкогольной продукции. По результатам мероприятия полицейскими изъято более 120 тысяч бутылок немаркированной алкогольной продукции - водки и коньяка под логотипами известных марок, около 640 тысяч бутылок пустой стеклянной тары, около 400 тысяч единиц специальных федеральных марок с признаками подделки. Следственным управлением МУ МВД России «Ногинское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации [7].

Современное состояние борьбы с преступлениями показывает, что способы уклонения от уплаты акцизов становятся более труднораскрываемыми и поэтому они нуждаются в научном исследовании, прежде всего с позиции криминалистики [8].

Одной из форм исследования является криминалистика, где деятельность субъектов уголовного преследования, в частности, связана с изучением криминалистический характеристики преступлений, то есть систематизацией криминалистически значимой информации о преступлении. В нашем случае речь идет о систематизации криминалистически значимой информации о налоговом преступлении.

Идею системности относят к базовым для криминалистической методики расследования преступлений ввиду сложности объекта ее исследования, поскольку применение системного подхода наиболее целесообразно для анализа сложноорганизованных объектов [9], в частности, организационные и правовые проблемы налогового преступления. Следует отметить, что каждый налог имеет сложную структуру налогообложения. Поэтому структура процесса налогообложения нуждается в исследовании, прежде всего, с позиции криминалистической науки.

В рамках данной статьи попытаемся сложную структуру носителей криминалистически значимых сведений систематизировать по юридическим составам налога.

В этой связи в данной статье предлагаем расследование преступлений, связанных с неуплатами платежей провести с учетом систематизации юридического состава акциза. Нами выделены возможные носители криминалистически значимых сведений и систематизированы в следующей последовательности:

  1. налогоплательщик акцизов;
  2. элементы налогообложения акцизов: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые льготы; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Ниже ознакомимся с кратким содержанием каждого их них [5;10;11;12]. В скобке указаны часто встречаемые способы уклонения от уплаты акцизов.

Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо, на которое возложена юридическая обязанность по уплате акциза из собственных средств или средств налогоплательщика (подставные лица, представители «однодневки» и др.).

Элементы юридического состава акцизов:

  1. Объект налогообложения акциза - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект и другие условия, с наличием которых законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога(искажение или не отражение объекта налогообложения).
  2. Налоговая база акциза- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, являющаяся основой для исчисления суммы налога (занижение или завышение налоговой базы).
  3. Налоговая ставка акциза - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставка выражается в процентах или в твердой сумме (не правильное применение налоговой ставки).
  4. Налоговый период акциза - срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам (не учтены отдельные налоговые периоды).
  5. Налоговые льготы акциза (вычеты) - факторы, влияющие на уменьшение суммы налога. Законодательством устанавливаются следующие льготы.[13]: а) необлагаемый минимум налога; б) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; в) понижение налоговых ставок (необоснованное применение налоговых льгот).
  6. Порядок исчисления акциза - совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет (допускаются многочисленные ошибки при исчислении налога).
  7. Порядок и сроки уплаты акциза - способы и сроки внесения налогоплательщиком суммы налога в соответствующий бюджет (искажение при декларировании и пропуск сроков уплаты акцизов).

Для решения криминалистических задач необходимо исследовать структуру налогообложения, то есть объектов налоговых искажений. Содержание их заключается в широком смысле в фальсификации юридических и экономических принципов налогообложения, в узком - несоблюдении нормы структурных элементов налогообложения, установленного налоговым законом.

Основной задачей изучения налогообложения является установление заведомо ложных сведений в структуре процесса налогообложения расследуемого налогового преступления. Это является поводом к началу дискуссии. При этом использование криминалистического знания о налоге должно занимать исключительно важное место в расследовании налоговых преступлений. По утверждению Н.Т. Ведерникова, криминалистическое знание должно стать разновидностью специального познания - «адаптированной криминалистикой»[14].

Без криминалистического знания о структуре процесса налогообложения, затруднительно: а) разработка научно-обоснованной методики расследования данной категории уголовных дел; б) принятие окончательного варианта законодательной конструкции налоговых статей; в) понимание содержания обстоятельств доказывания по налоговым преступлениям; г) достижение конечной цели уголовного преследования. Термин «криминалистическое знание о структуре процесса налогообложения» можно заменить словами «криминалистическое налоговедение»[15], так как они имеют одинаковое смысловое значение.

Налоговая реформа в России продолжается. Продолжает совершенствоваться работа органов, в задачу которых входит выявление и расследование налоговых преступлений. Эффективная борьба с налоговой преступностью возможна лишь на основе единой комплексной и четкой Федеральной программы борьбы с налоговой преступностью. Ее можно разработать в дополнение одобренных Правительством РФ Основных направлений налоговой политики на 2017-2018 годы. Такая Программа должна содержать решение всех основных вопросов, касающихся уголовно-правовых, административных и финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. Эти положения должны согласовываться с соответствующими нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, гражданско-правового и оперативно-разыскного характера, нормами налогового законодательства. Неотъемлемыми в данной Программе должны быть криминалистические исследования и рекомендации, направленные на эффективное выявление и расследование налоговых преступлений.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // «Парламентская газета», N 45, 0208.12.2016.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года N 146-ФЗ редакция 2017 года

3. Борцова Т. Веселие на Руси // Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/591542/.

4. Миллер Н.В. История налогообложения в России // Вестник Омского университета. 2013. №1. с. 21 http://dipmall.ru/stati/istoriya-aktsizov.

5. Челышева О.В., Феськов М.В. Расследование налоговых преступлений. СПб., 2001. С.11-27.

6. Карпович В.Е. Акцизы: за и против // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 25. с. 102.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Соляной_бунт.

8. Приказ Генпрокуратуры России, ФНС России, СК России № 286 ММВ -7/2 232@ /675//50 от 08.06.2015г.; сайт МВД России: mvd/ru

9. Лекторский В.А., Швырев В.С. Актуальные философско-методические проблемы системного подхода // Вопросы философии. 1971. № 1.С. 152.

10. Содержание структурных элементов налога рассмотрено с позиции налогового законодательства.

11. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М., 2004. С. 232-247.

12. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.): монография / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. 119 с.

13. Согласно НК РФ и мнению Г.С. Пепеляева вспомогательным элементом налогообложения является налоговая льгота. В данной диссертации налоговая льгота включена в число носителей криминалистически значимых сведений.

14. Ведерников Н.Т. Формы использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве и пути их развития. Сб. статей. Томск, 1988. С.188.

15. Кужугет Т.К. Криминалистическое налоговедение - как отрасль криминалистики. Научные труды Тывинского государственного университета Кызыл. Выпуск 5, Т.2. 2008. С.222-225.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ