Муниципальный долг

Муниципальный долг - это обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ). Согласно ст. 100 БК РФ муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Из каких элементов складывается муниципальный долг?

Муниципальный долг складывается из следующих элементов:

  1. Прямые обязательства по займам и ценным бумагам, выпущенным муниципальным образованием. Примером таких обязательств может служить выпуск муниципальных облигаций города Москвы.
  2. Объем гарантий по обязательствам третьих лиц перед кредиторами. Например, муниципальное образование может выступать гарантом по займу, взятому другим юридическим или физическим лицом.
  3. Прочие долговые обязательства, принятые на себя муниципальным образованием. Это могут быть, например, задолженности по выплате заработной платы муниципальным служащим или по оплате услуг и поставок.

В объем муниципального долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Какие существуют виды муниципальных долговых обязательств?

Виды долговых обязательств: ценные бумаги (облигационные займы), бюджетные и банковские кредиты, государственные гарантии, предоставленные муниципальным образованиям, реструктуризированная задолженность. Согласно статье 100 Бюджетного кодекса РФ, муниципальный долг может существовать в виде следующих долговых обязательств:

  1. Ценные бумаги муниципального образования (муниципальные ценные бумаги).
  2. Бюджетные кредиты, привлеченные в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ.
  3. Бюджетные кредиты, привлеченные от РФ в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
  4. Кредиты, привлеченные муниципальным образованием от кредитных организаций в валюте РФ.
  5. Гарантии муниципального образования (муниципальные гарантии), выраженные в валюте РФ.
  6. Муниципальные гарантии, предоставленные Российской Федерацией в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
  7. Иные долговые обязательства, возникшие до введения в действие Бюджетного кодекса РФ и отнесенные на муниципальный долг.

Какие ограничения налагаются на объем муниципального долга?

Согласно статье 100 Бюджетного кодекса РФ, объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Таким образом, существует ограничение на объем муниципального долга, которое зависит от доходов местного бюджета.

Это ограничение позволяет контролировать уровень задолженности муниципальных образований и обеспечивать финансовую устойчивость бюджетной системы РФ

Как осуществляется управление муниципальным долгом?

Управление муниципальным долгом представляет регулирование муниципального долга, а также действия органов местного самоуправления по:

  • погашению займов,
  • организации выплат доходов по ним,
  • проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов,
  • по размещению новых долговых обязательств.

Управление муниципальным долгом в узком смысле это совокупность полномочий органов местного самоуправления по:

  • подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств муниципального образования,
  • регулированию (в рамках компетенции) рынка ценных бумаг,
  • обслуживанию и погашению муниципального долга.

Основными мероприятиями по управлению муниципальным долгом можно назвать:

  • рефинансирование,
  • конверсию,
  • консолидацию,
  • унификацию и др.

В процессе управления муниципальным долгом органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции решают следующие задачи:

  • минимализация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами муниципальных образований;
  • недопущение спекулятивных операций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием;
  • обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств;
  • максимальное финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

В процессе управления муниципальным долгом возникает необходимость его реструктуризации. Реструктуризация муниципального долга представляет собой погашение долговых обязательств муниципального образования с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация муниципального долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. Примеры из практики:

  • Администрация Москвы регулярно осуществляет эмиссию облигаций города Москвы для финансирования инфраструктурных проектов и покрытия дефицита бюджета. Например, в 2021 году были размещены облигации на 15 млрд руб. со сроком обращения 15 лет.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2020 году взяла бюджетные кредиты на сумму около 20 млрд руб. у Минфина РФ для покрытия дефицита бюджета, вызванного пандемией.
  • Администрация Красноярска в 2019 году осуществила эмиссию облигаций на 1,5 млрд руб. для финансирования строительства дорог и социальных объектов.
  • Многие муниципальные районы берут бюджетные кредиты у региональных финансовых органов для покрытия кассовых разрывов и дефицита местных бюджетов.
  • Таким образом, органы МСУ активно используют все основные инструменты управления муниципальным долгом.

За счет каких средств может быть погашен муниципальный долг?

Муниципальный долг погашается за счет средств бюджета муниципального образования. Источниками средств могут быть налоговые и неналоговые доходы, поступления от приватизации имущества, а также другие доходы, полученные муниципальным образованием.

Например, муниципальный долг может быть погашен за счет доходов от налогов на имущество, земельного налога, налога на прибыль организаций, а также за счет доходов от продажи имущества, полученного в результате приватизации. В целом, источники погашения муниципального долга зависят от конкретной ситуации и могут различаться в зависимости от муниципального образования и его финансового положения.

Каковы последствия неисполнения муниципальных долговых обязательств?

Неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к серьезным последствиям для муниципальных образований. В частности, неисполнение обязательств по муниципальному долгу может повлечь дефолт по долговым обязательствам муниципалитета, то есть невозможность своевременного погашения долга. Это может привести к ухудшению кредитной истории муниципального образования и увеличению затрат на привлечение новых займов и кредитов.

Кроме того, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к обращению взыскания на муниципальную собственность, что может негативно сказаться на финансовом положении муниципального образования. Наконец, неисполнение муниципальных долговых обязательств может привести к снижению инвестиционной привлекательности территории, что может отразиться на экономическом развитии муниципального образования.

Что представляет собой реструктуризация муниципального долга?

Реструктуризация муниципального долга представляет собой изменение условий обслуживания долга, включая сроки погашения, процентную ставку, валюту платежа, сумму долга. Цель реструктуризации - облегчить долговую нагрузку на бюджет муниципального образования. Реструктуризация может быть осуществлена на основе соглашения между кредиторами и муниципальным образованием.

В результате реструктуризации муниципальное образование может получить дополнительное время на погашение долга, снижение процентных ставок и уменьшение суммы долга. Однако, реструктуризация муниципального долга может привести к увеличению общей суммы выплат по долгу в будущем. Примеры реструктуризации муниципального долга:

  • В Москве в 2020 году была проведена реструктуризация облигационных займов на общую сумму около 90 млрд руб. Сроки обращения облигаций были увеличены с 3-5 до 10-15 лет, что позволило снизить нагрузку на бюджет.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2021 году реструктуризировала кредиты на сумму около 15 млрд руб., полученные от коммерческих банков. Были снижены процентные ставки и увеличены сроки кредитов.
  • Власти Екатеринбурга в 2020 году договорились с Минфином о реструктуризации бюджетных кредитов на общую сумму около 4 млрд руб. Сроки возврата кредитов были увеличены с 3 до 5-7 лет.
  • Администрация Красноярска в 2021 году реструктуризировала облигационные займы на сумму около 1,5 млрд руб., увеличив срок обращения с 5 до 10 лет.

Какие риски несет наращивание муниципального долга?

Наращивание муниципального долга может нести ряд рисков для муниципальных образований. В частности, рост муниципального долга может привести к снижению кредитного рейтинга муниципального образования и увеличению стоимости заимствований. Кроме того, наращивание муниципального долга может привести к ухудшению показателей бюджета муниципального образования, так как увеличение долговой нагрузки может привести к сокращению бюджетных расходов на социальные программы и инфраструктурные проекты.

Наращивание муниципального долга также может привести к необходимости экономии на социальных расходах для обслуживания долга, что может негативно сказаться на жизни жителей муниципального образования. В целом, наращивание муниципального долга может привести к серьезным финансовым и социальным проблемам для муниципальных образований.

Какова роль Федерального казначейства в учете и мониторинге муниципального долга?

Федеральное казначейство РФ играет важную роль в учете и мониторинге муниципального долга. В частности, Федеральное казначейство ведет учет муниципальных долговых обязательств и осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением ограничений по муниципальному долгу:

  • Федеральное казначейство ведет Государственную долговую книгу РФ, в которую включены сведения о долговых обязательствах муниципальных образований.
  • Территориальные органы Казначейства осуществляют мониторинг соблюдения муниципалитетами ограничений по объему муниципального долга и расходов на его обслуживание. Например, в Московской области такой мониторинг проводит Управление Федерального казначейства по Московской области.
  • Казначейство контролирует целевое использование бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам из федерального бюджета. Например, проверяет соблюдение графика погашения таких кредитов.
  • Федеральное казначейство осуществляет регистрацию и учет муниципальных ценных бумаг, размещаемых муниципалитетами.
  • Казначейство осуществляет операции по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств.

Какие полномочия имеет местная администрация в области управления муниципальным долгом?

Местная администрация имеет ряд полномочий в области управления муниципальным долгом. В частности, администрация муниципального образования принимает решение о размещении муниципальных ценных бумаг, получении бюджетных кредитов, предоставлении гарантий. Кроме того, администрация осуществляет процедуры эмиссии ценных бумаг и разрабатывает программу муниципальных заимствований.

В целом, администрация муниципального образования отвечает за управление муниципальным долгом и принимает меры для обеспечения финансовой устойчивости муниципального бюджета. Примеры полномочий местных администраций в сфере управления муниципальным долгом:

  • Администрация Москвы ежегодно утверждает программу муниципальных внутренних заимствований и принимает решения об эмиссии городских облигаций.
  • Администрация Санкт-Петербурга в 2020 году приняла решение о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 20 млрд руб. для покрытия дефицита городского бюджета.
  • Администрация Красноярска разрабатывает и утверждает программу муниципальных заимствований, на основании которой принимаются решения об эмиссии облигаций и получении бюджетных кредитов.
  • Администрации многих муниципальных районов оформляют договоры о получении бюджетных кредитов из регионального бюджета для покрытия дефицитов местных бюджетов.
  • Администрации поселений могут принимать решения о получении муниципальных гарантий от муниципальных районов для обеспечения инфраструктурных проектов.

Какие меры могут быть приняты для оптимизации муниципального долга?

Для оптимизации муниципального долга могут быть приняты следующие меры:

  1. Реструктуризация задолженности - изменение условий обслуживания долга, включая сроки погашения, процентную ставку, валюту платежа, сумму долга.
  2. Сокращение расходов бюджета - уменьшение расходов на определенные программы и проекты, которые не являются приоритетными для муниципального образования.
  3. Увеличение собственных доходов - привлечение инвестиций, увеличение налоговых и неналоговых доходов, поступлений от приватизации имущества.
  4. Привлечение бюджетных кредитов для погашения коммерческих - получение кредитов от государственных банков для погашения коммерческих займов.
  5. Выкуп облигаций по сниженной цене - выкуп облигаций, выпущенных муниципальным образованием, по сниженной цене.

Принятие этих мер может помочь муниципальным образованиям справиться с долговой нагрузкой и обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы РФ.

См. так же государственный долг.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про муниципальный долг

  1. Муниципальные облигации как инструмент финансирования инфраструктурных проектов мировой опыт проблемы возможности применения в развивающихся странах Американские муниципальные долговые бумаги со сроком погашения до года принято называть нотами свыше года - облигациями
  2. Межбюджетные отношения Высокий муниципальный долг ограничивает возможности бюджета Наличие отсутствие резервов для оптимизации расходов Проверяется эффективность бюджетных трат
  3. Дебиторская и кредиторская задолженность учет и порядок списания РФ В бюджетных учреждениях не создается резерва по сомнительным долгам так как на бюджетные учреждения не распространяется действие всех ПБУ утвержденных Минфином России Государственные ... Государственные муниципальные бюджетные учреждения обязаны отражать в отчетности сведения о нереальной к взысканию дебиторской задолженности в
  4. Аудит при банкротстве различных экономических субъектов При несостоятельности физических лиц аудитор может выявить случаи так называемого стратегического банкротства предпринятого чтобы избежать уплаты долгов В муниципальном банкротстве высококвалифицированные аудиторские услуги востребованы при разработке антикризисной программы и плана реструктуризации
  5. Эмитент облигации Выпуск муниципальных облигаций имеет ряд преимуществ Привлечение долгосрочного финансирования Диверсификация источников заемных средств Повышение прозрачности местного
  6. Роль казначейства в бюджетной системе региона Ленинградской области состоит из следующих основных статей расходов общегосударственные вопросы расходы на обеспечение национальной обороны безопасности и правоохранительной деятельности расходы на обеспечение экономических вопросов жилищно-коммунальное хозяйство социальная политика культура и кинематография образование физическая культура и спорт средства массовой информации обслуживание муниципального долга межбюджетные трансферты В условиях концептуального развития электронного бюджета применяемый в Ленинградской области вариант
  7. Порядок подготовки заключений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по программам финансового оздоровления организаций имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально - экономическую значимость Федерации и или муниципального образования а также государственного внебюджетного фонда в случае проведения единовременной реструктуризации кредиторской задолженности по ... Сумма основного долга по годам реструктуризации Квартал Кварталь- ная сумма долга по налогам и сборам 1 24
  8. Преднамеренное банкротство банков на современном этапе Ущерб причиненный преднамеренным банкротством влекущий уголовную ответственность заключается в уменьшении стоимости и размера имущества юридического лица или собственника имущества государственного муниципального унитарного предприятия на сумму превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей Ущерб признается крупным если ... Прежде всего это коснулось норм предусматривающих ответственность за доведение до банкротства вывода активов правил деофшоризации раскрытия информации о конечных бенефициарах в налоговых целях Определенный интерес представляет вопрос о возможности привлечения лиц называемых конечными бенефициарами к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося банка пункт 3 статьи 56 ГК РФ статья 10 Федерального закона от 26
  9. Муниципальные ценные бумаги Политический риск Политическая нестабильность или изменения в законодательстве могут негативно повлиять на способность местных органов власти обслуживать свои долги В России муниципальные ценные бумаги начали активно использоваться в начале 2000-х годов По данным
  10. О предупреждении несостоятельности банкротства организаций государственного сектора Каждая организация закреплена за конкретным ведомством и муниципальным районом Переход с первой страницы на которой располагается реестр организаций к конкретной группе организаций ... Переход с первой страницы на которой располагается реестр организаций к конкретной группе организаций или предприятий позволяет увидеть подчиненность ведомству организационно-правовую форму название и данные об их основных финансовых показателях см рис 2 выручка валовая прибыль стоимость чистых активов численность фонд заработной платы долг по заработной плате долг по налогам государственная доля Причем ячейки реестра окрашивается в разные
  11. Списание задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти государственных органов органов местного самоуправления органов управления государственными внебюджетными фондами государственных академий наук государственных муниципальных учреждений утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н Основанием для списания безнадежной дебиторской ... Основанием для списания безнадежной дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности признаются документы подтверждающие возникновение долга договоры на поставку товаров контрактов на выполнение работ оказание услуг платежные поручения и т
  12. Сравнение учета доходов и расходов по ГААП США МСФО и РСБУ Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти государственных органов органов местного самоуправления органов управления государственными внебюджетными фондами государственных академий наук государственных муниципальных учреждений утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н Основанием для списания безнадежной дебиторской ... Основанием для списания безнадежной дебиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности признаются документы подтверждающие возникновение долга договоры на поставку товаров контрактов на выполнение работ оказание услуг платежные поручения и т.п
  13. Конкурсное производство Конкурсный управляющий принимает имущество должника проводит инвентаризацию имущества должника проводит оценку рыночной стоимости имущества должника в целях оценки наиболее вероятной выручки которая может быть получена от его реализации при этом он вправе привлекать независимых оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника а применительно к недвижимому имуществу обязан привлекать независимых оценщиков если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов принимает меры по обеспечению сохранности имущества проводит анализ финансового состояния должника формирует конкурсную массу в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в том числе аккумулирует имущество должника взыскивает долги в том числе посредством предъявления требований к лицам несущим субсидиарную ответственность заявляет возраже-ния по ... Названные объекты подлежат передаче муниципальным образованьям в порядке аналогичном передаче имущества изъятого из оборота имущественные права связанные с личностью
  14. Государственная облигация Корпоративные облигации выпущенные компаниями занимают второе место а муниципальные облигации выпущенные муниципальными образованиями третье В Японии например государственные облигации занимают около 60% всего рынка облигаций Это ... Япония Выбор типа облигации выбор типа облигации например краткосрочная или долгосрочная Определение номинала определение номинала облигации например 1000 долларов США Определение срока погашения определение срока
  15. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Проблема формирования резервов по сомнительным долгам Проблемы проведения инвентаризации основных средств Проблемы применения ПБУ 17 02 учет расходов на научно-исследовательские ... Проблемы функционирования муниципальных финансов и пути повышения их эффективности Проблемы формирования прибылей и убытков в отечественной и
  16. Государственный кредит Оценка уровня государственного долга и его роста Анализ качеств управления государственными финансами Для минимизации рисков при инвестировании в ... США доходы от государственных и муниципальных облигаций освобождаются от налога на доход Это означает что инвесторы купившие облигации США не
  17. Анализ арбитражного управляющего N 327-ФЗ 4 объем выручки от продажи продукции продажи товаров выполнения работ оказания услуг организации за исключением органов государственной власти органов местного самоуправления государственных и муниципальных учреждений государственных и муниципальных унитарных предприятий сельскохозяйственных кооперативов союзов этих кооперативов за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей 5 организация за исключением органа государственной власти органа местного самоуправления государственного внебюджетного фонда а также государственного и муниципального учреждения представляет и или публикует сводную консолидированную бухгалтерскую финансовую отчетность 6 в иных случаях ... Таблица 2 а совокупные активы пассивы - баланс валюта баланса активов пассивов совокупные активы пассивы стр.1600 б скорректированные внеоборотные активы - сумма стоимости нематериальных активов без деловой репутации и организационных расходов основных средств без капитальных затрат на арендуемые основные средства незавершенных капитальных вложений без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства доходных вложений в материальные ценности долгосрочных финансовых вложений прочих внеоборотных активов скорректированные внеоборотные активы стр.1110 стр.1120 стр.1130 стр.1140 стр.1150 - капитальные затрат на арендуемые основные средства стр.1160 стр.1170 стр.1190 в оборотные активы - сумма стоимости запасов без стоимости отгруженных товаров долгосрочной дебиторской задолженности ликвидных активов налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям задолженности участников учредителей
  18. Финансовый анализ для арбитражного управляющего N 327-ФЗ 4 объем выручки от продажи продукции продажи товаров выполнения работ оказания услуг организации за исключением органов государственной власти органов местного самоуправления государственных и муниципальных учреждений государственных и муниципальных унитарных предприятий сельскохозяйственных кооперативов союзов этих кооперативов за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей 5 организация за исключением органа государственной власти органа местного самоуправления государственного внебюджетного фонда а также государственного и муниципального учреждения представляет и или публикует сводную консолидированную бухгалтерскую финансовую отчетность 6 в иных случаях ... Таблица 2 а совокупные активы пассивы - баланс валюта баланса активов пассивов совокупные активы пассивы стр.1600 б скорректированные внеоборотные активы - сумма стоимости нематериальных активов без деловой репутации и организационных расходов основных средств без капитальных затрат на арендуемые основные средства незавершенных капитальных вложений без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства доходных вложений в материальные ценности долгосрочных финансовых вложений прочих внеоборотных активов скорректированные внеоборотные активы стр.1110 стр.1120 стр.1130 стр.1140 стр.1150 - капитальные затрат на арендуемые основные средства стр.1160 стр.1170 стр.1190 в оборотные активы - сумма стоимости запасов без стоимости отгруженных товаров долгосрочной дебиторской задолженности ликвидных активов налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям задолженности участников учредителей
  19. Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее Из нее на топливно-энергетический комплекс 103.6 0.1 83.8 0.1 32.4 0.0 сельское хозяйство и рыболовство 362.4 0.4 208.2 0.3 312.3 0.4 транспорт 665.0 0.8 305.0 0.4 400.5 0.5 дорожное хозяйство 1 209.3 1.5 615.3 0.8 739.3 0.9 связь и информатику 87.5 0.1 31.2 0.0 56.9 0.1 гтрикладные научные исследования в области национальной экономики 270.5 0.3 269.8 0.3 0.7 0.0 другие вопросы в области национальной экономики 889.6 1.1 688.7 0.9 229.9 0.3 жилищно-коммунальное хозяйство 979.9 1.2 144.1 0.2 854.9 1.1 социально-культурные мероприятия 17 151.5 21.2 5 636.9 7.0 5 872.7 7.3 обслуживание государственного и муниципального долга 661.0 0.8 518.7 0.6 149.0 0.2 межбюджетные трансферты - - 682.0 0.8 0.4
  20. Проблемы функционирования муниципальных финансов и пути повышения их эффективности Повышение заинтересованности у органов муниципальной власти в наращивании собственных долгов бюджета Целевое и рациональное использование денежных средств Повышение эффективности
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ