Никитина Анастасия Викторовна
соискатель кафедры
прикладной экономики и управления персоналом
Кубанского государственного университета
Сурнина Наталья Андреевна
студентка экономического факультета
Кубанского государственного университета
ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№1 2014
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы внешней задолженности Российской Федерации и возможные варианты их решения. Исследуется влияние внешнего государственного долга на национальную экономику, а также оценивается экономическая эффективность российских внешних заимствований.
В последние годы любая страна, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, прибегает к внешним займам, Россия не исключение. Поэтому одной из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики является проблема внешней государственной задолженности.
Данную проблему ранее поднимали в своих статьях Б.А. Хейфец [1], Л.Н. Красавина [2], А.Н. Гриценко [3] и другие российские экономисты. Безусловно, они внесли большой вклад в разработку проблемы внешнего государственного долга РФ, однако указанная проблема все еще остается нерешенной, что дает основания для ее дальнейшего рассмотрения.
Внешние займы являются одним из ключевых факторов экономического развития современной России, так как они выступают источником дополнительных финансовых ресурсов. Их эффективное использование (например, вложение в высокотехнологичное производство или финансирование научных разработок) может обеспечить стабильный экономический рост.
Однако, на наш взгляд, внешний долг оказывает в большей степени негативное воздействие на национальную экономику. Его обслуживание связано с выделением из государственного бюджета значительных денежных средств. В связи с этим государство вынуждено сокращать расходы на финансирование других отраслей экономики либо искать источники дополнительных доходов. В большинстве случаев дополнительные средства в бюджет привлекаются за счет новых займов, что приводит к дальнейшему росту государственного долга, или за счет повышения налогов, что ложится тяжелым бременем на население страны и приводит к снижению уровня жизни. Поэтому, рассматривая влияние государственного долга на национальную экономику, необходимо учитывать, что его чрезмерный рост является опасным для государственного бюджета и экономики страны в целом. Также рост внешнего государственного долга приводит к увеличению зависимости РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, к сокращению объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что ограничивает экономический рост. В связи с этим происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Анализ динамики совокупного внешнего долга показывает, что совокупный внешний долг за 2012 г. увеличился на 92,67 млрд долл. США, или на 16,99 %, и составил на 1 января 2013 г. 637,82 млрд долл. США, что отражено в табл. 1.
Таблица 1. Динамика объема и структуры совокупного внешнего долга РФ в разрезе видов собственности в 2009-2013 гг.*
Показатель | 01.01.09 | 01.01.10 | 01.01.11 | 01.01.12 | 01.01.13 |
Совокупный внешний долг РФ (млрд долл. США) | 480,5 | 457,2 | 489,0 | 545,15 | 637,82 |
внешний долг государственного сектора (млрд долл. США) | 163,4 | 181,3 | 199,6 | 220,45 | 251,60 |
внешний долг частного сектора (млрд долл. США) | 317,1 | 285,9 | 289,4 | 324,70 | 417,71 |
Доля внешнего долга РФ в процентах к ВВП (%) | 34,0 | 35,1 | 33,0 | 26,5 | 18,9 |
* Источник: данные Банка России [3].
Как видно из табл. 1, за 5 лет внешний долг государственного сектора увеличился на 88,2 млрд долл., в то время как внешний долг частного сектора - на 100,61 млрд долл. Таким образом, рост совокупного внешнего долга РФ в основном обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового сектора экономики.
Нельзя полноценно оценить долговую ситуацию в России без учета корпоративной задолженности. Внешняя корпоративная задолженность на 1 января 2012 г. составила 494 млрд долл., что почти в 16 раз больше, чем в начале 2001 г. (31 млрд долл.).
Несмотря на общее увеличение совокупного внешнего долга, его доля в ВВП за последние 5 лет сократилась на 15,1 % и составила в 2013 г. 18,9 % против 34 % в 2009 г. Это свидетельствует о том, что темпы роста ВВП в России превышают темпы роста внешней государственной задолженности, что, безусловно, является положительным моментом.
Существует мнение, что внешние заимствования РФ неэффективны, с чем нельзя не согласиться в силу ряда причин. Во-первых, большая часть государственных внешних займов используется для погашения государственных долговых обязательств, в результате чего образуется долговая пирамида. Это обстоятельство не только не способствует экономическому росту страны, но и усугубляет проблему роста внешней задолженности. Во-вторых, государственные и корпоративные займы не направляются на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности на мировом рынке. Также в России отсутствует законодательная база, закрепляющая основные направления использования внешних заимствований.
Мы считаем, что несовершенна и система управления внешним государственным долгом. В России отсутствует целостная политика в отношении внешних государственных займов, в настоящее время еще не создана единая база данных государственных долговых обязательств, а положения, регулирующие деятельность государства и других субъектов в области внешнего долга, существуют лишь в виде отдельных документов.
В целях решения названных проблем мы можем предложить следующие пути их преодоления.
Основная задача управления внешним государственным долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. Для снижения темпов роста внешней государственной задолженности мы считаем необходимым ограничить новые заимствования, в частности корпоративные заимствования. Конечно, это невозможно без привлечения новых источников финансовых ресурсов. Для государства такими источниками могут стать внутренние займы у предприятий частного сектора и у населения. Это приведет к росту внутренней задолженности, но позволит сохранить денежные средства внутри страны. Коммерческие организации в целях получения дополнительных финансовых ресурсов могут использовать привлечение инвестиций как внутри страны, так и за рубежом.
Для сокращения размеров внешнего долга РФ мы считаем необходимым пересмотреть ситуацию с долгом бывшего СССР, так как причины, по которым Россия приняла на себя все внешнедолговые обязательства бывшего Советского Союза, представляются нам недостаточно объективными. Конечно, Россия самая большая по территории страна, входившая в СССР, и именно она являлась той основой, на которой держался весь Союз. Но внешние заимствования использовались на благо всего СССР, поэтому несправедливо перекладывать все долги на Российскую Федерацию.
Для урегулирования внешней задолженности одним из лучших способов, на наш взгляд, является конверсия долга, то есть обмен внешнего долга на национальные активы, например конверсия долга в инвестиции, погашение долга товарными поставками, обмен на акции или облигации. Этот метод позволит, с одной стороны, ослабить внешнее долговое бремя, а с другой - привлечь иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.
В целях повышения эффективности управления внешним государственным долгом целесообразно создать целостную законодательную базу и разработать продуманную политику в области внешних заимствований, определить полномочия государственных органов и субъектов хозяйствования в ее реализации. Необходимо определить возможные направления использования внешних займов, способствующие экономическому росту и развитию страны.
Мы согласны с мнением Л.Н. Красавиной в том, что для совершенствования управления внешним долгом целесообразно использовать мировой опыт, в частности программу управления долгом и финансового анализа ЮНКТАД; наставления по управлению государственным долгом, подготовленные МВФ совместно со Всемирным банком; рекомендации Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Полезным может быть зарубежный опыт создания долговых агентств.
Таким образом, оценивая экономическую эффективность внешних заимствований Российской Федерации, мы пришли к выводу об и неэффективности, так как они не ориентированы на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности национального производителя на мировом рынке. Также зачастую внешние заимствования используются для рефинансирования старых долгов.
Для повышения экономической эффективности российских внешних заимствований необходимо совершенствование системы управления внешним государственным долгом. Для России решение проблем внешнего долга должно предполагать наличие долговременной стратегии, ориентированной на обеспечение устойчивого развития экономики и целостной системы управления внешним долгом страны. Существующая в России система управления внешним долгом позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. В настоящее время бюджетное законодательство регулирует в основном вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и прочие). В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.
Ссылки:
1. Хейфец Б.А. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса // Вопросы экономики. № 3. 2012.
2. Красавина Л.Н. Долговая политика: мировой опыт и российская практика // Деньги и кредит. № 8. 2011.
3. Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. № 1. 2012.
4. Центральный банк Российской Федерации [Сайт]. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 07.01.2014).