Н.Б. Тохунц,
доцент, кафедра финансового менеджмента,
ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
А.А. Сиганьков,
к.э.н., доцент, кафедра менеджмента
Московского технологического университета (МИРЗА)
А.Х. Далакова,
ст. преподаватель, кафедра менеджмента
Московского технологического университета (МИРЗА);
кафедра количественных методов в менеджменте
Института бизнеса и делового администрирования
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (ИБДА РАНХиГС)
Инновации
№8 (214) 2016
В статье рассмотрены вопросы управления стоимостью бизнеса на базе управления НМА. Выявлено место системы управления НМА в модели управления деятельностью предприятия. Изучено влияние отдельных элементов системы управления НМА, в частности бухгалтерского и налогового учета НМА, на стоимость предприятия.
Ориентация экономики страны на инновационное развитие наряду с процессами модернизации на производственных предприятиях и управление стоимостью бизнеса нацеливает менеджмент на осуществление и стимулирование интеллектуальной деятельности, результатом которой являются нематериальные активы (НМА). Наибольший вклад в инновационное развитие вносят наукоемкие предприятия, главным богатством которых является интеллектуальный капитал. [17] Интеллектуальная деятельность предприятия влечет за собой необходимость выявления и управления рисками. Вопросу управления рисками на предприятии посвящены работы таких отечественных и зарубежных авторов как: А.Г. Бадалова, Ю.Я. Еленева, В.М. Ахундов, И.Т. Балабанов, Томас JI. Бартон, Т.И. Бачкаи, Г.Б. Кнейнер, Б.А. Лагоша, М. Маккартни, Уильям Г. Шенкир и др. [2].
В условиях рынка жизнеспособность (равно как и успешность) любого предприятия зависит от целого ряда факторов: программы государственной поддержки, законодательства, конъюнктуры рынка, баланса спроса и предложения, притока инвестиций от акционеров, рынка заемных ресурсов, эффективного использования человеческих ресурсов, направленное на всестороннее развитие человеческого потенциала. [4] Среди основных критериев успешности деятельности предприятия рассматривают максимизацию его рыночной стоимости. Вовлечение НМА в хозяйственный оборот и их эффективное использование, по мнению многих авторов, решает целый комплекс проблем стратегического развития предприятия, обеспечивает высокие конечные результаты его текущей деятельности и влияет на стоимость компании [3, 5].
Эффективность процесса управления стоимостью бизнеса зависит от управления материальными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Очевидно, что среди этих ресурсов в современной экономике ключевыми являются нематериальные факторы производства, обеспечивающие конкурентные преимущества бизнеса. Несмотря на общее понимание важности таких нематериальных факторов, как качество менеджмента и наличие в компании эффективных управленческих технологий и систем, до сих пор отсутствует единое мнение об их составе, структуре, методах оценки и учете в целях управления [1].
Стоимостной подход к управлению бизнесом относится к числу инновационных. Исследования в данной области выявляют четкую смену тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах и сфокусированной на конечном продукте, к созданию компании, ориентированной, прежде всего, на нематериальные активы. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон пишут, что сегодня компании направляют свои инвестиции в нематериальные активы для создания значительной и стабильной стоимости. И на макроэкономическом, и на микроэкономическом уровне нематериальные активы играют решающую роль в долгосрочном создании стоимости. [10] Данное открытие повлияло на представление о стратегическом планировании на предприятии и позволило отвести стратегии управления НМА особое место. По мнению Е. Гребешковой и О. Мельника, под стратегическим управлением нематериальными активами предприятия необходимо понимать комплекс мероприятий по их идентификации и оценке, выявлению источников их формирования и созданию условий для развития и оптимального использования с учетом состояния и динамики внешней среды, направленных на рост капитализации предприятия и приобретения устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе [7]. Ученые Найджел Слак, Чеймберс Стюарт и Джонстон Роберт дали общую модель управления операциями и операционной стратегией [15]. Если ее немного преобразовать, то можно наглядно увидеть место стратегии управления НМА в модели управления деятельностью предприятия (рисунок).
Процесс управления НМА должен быть системным и подчиняться стратегическим целям предприятия [6]. В зависимости от вида деятельности предприятия и этапа его жизненного цикла определяются цели развития предприятия и выбирается стратегия развития предприятия.
Стратегия развития предприятия в свою очередь определяет цели, стратегии и методы в области управления НМА [6].
Стратегия управления НМА включает в себя такие вопросы как: формирование системы и инфраструктуры управления НМА, управление процессом приобретения или создания НМА хозяйственным способом, управление процессом формирования стоимости НМА и стоимости предприятия в целом, управление процессом коммерциализации НМА, управление процессом получения обратной связи от рынка. Одним из сложных и важных вопросов при формировании стратегии управления НМА является грамотный бухгалтерский и налоговый учет НМА на предприятии.
Результаты организации системы управления НМА внутри компании отражаются на экономическом эффекте от использования результатов интеллектуальной деятельности.
По разным причинам многие российские предприятия не оформляют должным образом права на созданные результаты научно-технической деятельности и не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. Среди причин можно назвать следующие: отсутствие эффективного механизма идентификации и оценки НМА, особенности бухгалтерского и налогового законодательства, недооценка влияния нематериальных ценностей на финансовое положение российских компаний.
Опыт разных стран в использовании НМА показал, правильный подход к учету НМА и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) приводит к увеличению балансовой стоимости предприятий.
До сих пор, одной из главных проблем являлась проблема постановки на баланс результата НИОКР, который еще не получил правового статуса объекта интеллектуальной собственности, но готов к использованию. Сейчас такие результаты могут быть оформлены как секрет производства со сроком полезного использования до 5 лет. Сложность вопроса постановки на баланс секрета производства связана, в первую очередь, с требованием законодательства по их документальному подтверждению. Данный вопрос требует особого внимания, так как положительные результаты НИОКР - это будущие активы предприятия, которые будут приносить доход и повысят стоимость предприятия. Отрицательные результаты НИОКР - это, в свою очередь, риск, на который идет предприятие и который, возможно, при правильном учете минимизировать, что особенно важно для небольших предприятий, работающих в высокорисковых сферах бизнеса.
Необходимым условием инновационного развития предприятия, является эффективное управление всеми видами ресурсов, в том числе нематериальными активами [3]. Создание и накопление нематериальной составляющей создает конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность [5]. Успешность деятельности предприятия зависит от способности его менеджмента выявлять «слабые» звенья, вести непрерывный мониторинг и анализ состояния производства, принимать эффективные решения и вносить соответствующие изменения в продукцию, технологию, организацию производства и систему управления, структуру активов и производственно-техническую базу [11]. Система управления НМА - важная часть системы управления активами предприятия в целом. Задачами системы являются повышение эффективности деятельности предприятия, повышения уровня его конкурентоспособности и, в конечном итоге, повышение его стоимости. Механизм построения, управления и постоянного обновления системы управления НМА на современном производственном предприятии - это важный вопрос, требующий детального и глубокого изучения.
Список использованных источников
1. Бадалова А.Г., Еленева Ю.А., Еленева Ю.Я. Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски // Экономика образования - 2014 - №1. - С. 120-121.
2. Бадалова А.Г., Волочиенко В.А. Основные аспекты применения методов распознавания при управлении рисками производственных систем // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2014 - № 4 (31), - С. 220-224.
3. Волков А.Э., Волкова Г.Л., Олейник А.В. Модель управления нематериальными ресурсами промышленного предприятия // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2013 - № 4 (27). - С 132-135.
4. Волков В.А. Факторы инновационного развития предприятия // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2013 - № 2 (2). - С 105-110.
5. Волкова Г.Л. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении инновационного развития предприятия // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2013 - № 3 (26). - С. 118-121.
6. Горбачева В.В. Организационно-экономический механизм управления использованием нематериальных активов промышленного предприятия: дисс. канд. эконом. наук.: 08.00.05: защищена 19.12.2006.: утв. 19.12.2006 / Горбачева Виктория Викторовна - Москва, - 2006. - 206 с. - Библиогр.: с. 202-2013.
7. Гребешкова О.М. Мельник О.В. Базовые положения стратегического управления нематериальными активами предприятия [Электронный ресурс] / О.М. Гребешкова, О.В. Мельник. - Режим доступа: // www.economica.org.ua/2009/srtuprnm.
8. Джулиан Рош. Стоимость компании. От желаемого к действительному / пер.с англ. Е.И. Недбальская; науч. ред. П.В. Лебедев. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 352 с.
9. Еленева Ю.А., Голубев А.М. Управление нематериальными активами в системе контролллинга промышленного предприятия // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2011 - № 1. - С. 5-12.
10. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 314 с.
11. Ковалев А.П. Современные тенденции развития методологии стоимостного анализа // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2015 - № 4 (35). - С. 147-154.
12. Лаврищева Е.Е. Поддержка инновационной модели развития предприятий в условиях импортозамещения // Вестник МГТУ СТАНКИН. - 2015 - № 4 (35). - С. 164-166.
13. Методика по развитию практики управления правами на РИД в государственных и частных компаниях. Подготовлено РВК [Электронное издание]. - Режим доступа: //www.rusventure.ru/ru/programm/analytics.
14. Сиганьков А.А. Процессная организация управления как основа обеспечения устойчивости деятельности предприятия: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2000. - 157 с.: ил.
15. Слак Найджел, Чеймберс Стюарт, Джонстон Роберт. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент / пер. с 5-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - XXVI, 790 с.
16. Том Коупленд, Коллер Т., Муррин Дж. Управление стоимостью. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2008. - 576 с.
17. Тимофеев И.П. Управление творческой активностью персонала как фактор инновационного развития предприятия в условиях торможения экономического роста // Вестник МГТУ