Об управлении ликвидностью и формировании управленческой отчетности по методу начислений

АЛЕКСАНДР ГАЦЕНКО,
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Финансовый директор
№ 11 (121), ноябрь 2012

Чтобы сохранить платежеспособность компании, финансовому директору необязательно выстраивать сложную систему управленческого учета или применять зарубежные теории управления финансами. Учет и контроль, организованный по методу начислений, обеспечивает ликвидность и устойчивое финансовое положение предприятия

СОВЛЮДЕНИЕ ВСЕГО ДВУХ УСЛОВИЙ — превышение начисленных доходов над начисленными расходами и кредиторской задолженности над дебиторской — обеспечивает стабильное финансовое состояние. В этом случае у компании всегда будет достаточно средств для продолжения хозяйственной деятельности. Более того, они будут постоянно возрастать, потому что:

финансовые потоки предопределяются начислениями доходов и расходов;

• управленческие решения, имеющие стоимостное выражение, всегда сначала отражаются в начислениях;

• управленческие решения, имеющие стоимостное выражение, всегда сначала отражаются в начислениях;

Бухгалтерский учет не отражает реального результата деятельности и не дает однозначного представления о платежеспособности предприятия. Наличие прибыли в бухгалтерской отчетности еще не означает, что компания далека от банкротства. Поэтому предпочтительнее выстраивать управление финансами по начислениям, которые не зависят от национальных стандартов бухгалтерского учета и специфики бизнеса. Такая система отражает реальные результаты деятельности компании и позволяет анализировать ее финансовое состояние. Планирование по начислениям помогает регулировать деятельность организации, способствуя достижению баланса доходов и расходов.

В основу предлагаемого подхода к управлению финансами положено разделение стоимостных показателей по трем базовым уровням управления:

• начисления (возникновение обязательств) по доходам и расходам;

• списания (формирование прибыли/ убытков) по выручке и затратам;

• денежные средства.

Первый уровень - начисления

Метод начислений определяет порядок признания доходов и расходов в целях управления. Начисления формируются на основании первичных документов и включают доходы, расходы и возникающие в результате обязательства. Доходы и расходы признаются в том периоде (месяце), в котором они имели место — независимо от оплаты и последующего списания на результат, поэтому нет никакой необходимости задумываться о проводках по плану счетов бухгалтерского учета и о соответствии другим принципам формирования отчетности,

Разделение доходов и расходов по видам деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой) необходимо для проведения анализа и оценки текущего финансового состояния компании, однако с точки зрения возникновения обязательств никаких различий между ними нет — 1 рубль по операционной деятельности равен 1 рублю по инвестиционной деятельности и также Равен 1 рублю по финансовой деятельности. Таким образом, предприятие, имеющее постоянное превышение начисленных доходов над начисленными расходами, будет платежеспособным и финансово устойчивым. И наоборот, превышение расходов над доходами означает для организации прямой путь к банкротству. В стабильных экономических условиях соблюдения этого условия достаточно для обеспечения ликвидности. Конечно, в условиях кризиса необходимо предпринять дополнительные меры.

Второй уровень - списания

На этом уровне формируется финансовый результат деятельности компании за отчетный период. В бухгалтерском учете списание происходит по определенным правилам, установленным в учетной политике. Например, ранее понесенные инвестиционные расходы, принятые на баланс в качестве основных фондов, списываются на счет прибылей и убытков в виде амортизации; часть расходов может быть отнесена на расходы будущих периодов, которые распределяются на соответствующие статьи затрат в течение длительного времени. Созданные резервы списываются исходя из предположения о возникновении данных расходов в будущем. Все эти затраты уменьшают прибыль организации. Но к расходам по начислениям они не будут иметь отношения. Поэтому финансовый результат по бухгалтерскому учету и сальдо доходов и расходов по начислениям всегда будут отличаться друг от друга. И чем короче отчетный период, тем значительнее будут расхождения.

Так же будет отличаться прибыль компании, сформированная в различных национальных стандартах (например, РСБУ и US GAAP). Видимо, потому что существует зависимость формируемых итогов деятельности от большого количества принимаемых условий и условностей. Следует признать, что финансовый результат деятельности любого предприятия может иметь множество значений за один и тот же отчетный период. Формально они все будут корректными. Но какой из них правильный? Ведь при анализе разных результатов выводы могут измениться кардинально.

Так что же такое прибыль? По мнению автора, более уместно говорить о прибыли как о результате списаний. Но прибыль не может быть потрачена. А расходы действительно нужно оплачивать, и преимущественно денежными средствами.

Третий уровень - деньги

Денежные средства — самая простая и понятная экономическая категория. Вполне очевидным выглядит утверждение, что чем больше денег у предприятия, тем лучше. Многие экономисты придерживаются мнения, что именно движение денежных средств (ДДС или CF — cash flow) наиболее полно и объективно характеризует итоговые результаты деятельности коммерческой организации. Отслеживать и контролировать поступления и выплаты денежных средств важно и нужно. Однако управление ликвидностью можно выстраивать и на подходах, непосредственно не связанных с движением денежных средств. Ключевой вопрос состоит в том, насколько информативен любой подход, отражающий ДДС. Когда говорят, что организация выплатила своим сотрудникам 1 млн рублей, то непонятно, много это или мало. Гораздо важнее и для анализа, и для принятия управленческих решений знать о том, какая сумма заработной платы была начислена. Деньги в любом бизнесе являются производными от начислений. Значит, управлять нужно начислениями.

Между прочим, оценка эффективности инвестиционных проектов может опираться не на cash flow — движение денежных средств, а на accruals flow — движение доходов и расходов по начислениям. При горизонте планирования в 10 и более лет различий между ними практически не будет (начисления = денежные средства) при естественном допущении, что входящие в каждый период дебиторская и кредиторская задолженности равны О.

Связь между начислениями, деньгами и задолженностями

Для управления ликвидностью предприятия необходимо прописать соответствующие алгоритмы в формате:

Задолженность (0)>Начисления > Оплата > Задолженность (1)

Это позволяет контролировать расчеты с контрагентами в разрезе всех договоров, а также выплаты по налогам и зарплате.

В результате дополнительного анализа взаимосвязей вышеприведенного алгоритма рассчитаем поступления (ПДСп) и отток денежных средств (ОТДСп), используя при этом начисления и задолженности:

(1) ОДСкп = ОДСнп + Дох - Pacx + (КЗкп - КЗнп) + (ДЗнп - ДЗкп) + ПФД - ВФД

(2) ПДСп = Дох + (ДЗнп - АВнп) - (ДЗкп - АВкп) + (АПкп - АПнп) + ПФД

(3) ОТДСп = Pacx + (КЗнп - АПнп) - (КЗкп - АПкп) + (АВкп - АВнп) + ВФД

где ОДСкп — остаток денежных средств на конец периода;
ОДСнп — остаток денежных средств на начало периода;
Дох- доходы по начислениям; Pacx — расходы по начислениям;
КЗкп — кредиторская задолженность на конец периода;
КЗнп — кредиторская задолженность на начало периода;
ДЗнп — дебиторская задолженность на начало периода;
ДЗкп — дебиторская задолженность на конец периода;
АВнп — авансы, выданные на начало периода;
АВкп- авансы, выданные на конец периода;
АПкп — авансы, полученные на конец периода;
АПнп — авансы, полученные на начало периода;
ПФД — поступления по финансовой деятельности;
ВФД — выплаты по финансовой деятельности.

Очевидно, что (1) = ОДСнп + (2) - (3). Результатом вычислений являются деньги, «независимо от того, что правая часть при«веденных формул не содержит (за исключением ПФД и ВФД) собственно денежных средств, что также подтверждает идею о возможности управления ликвидностью на основе начислений.

Приведенные алгоритмы (на самом деле — инструмент контроля) успешно используются автором на практике. При «ежемесячных оборотах компании более 1млрд рублей точность расчетов составляет 100 процентов.

Учтены все доходы и расходы за каждый отчетный период, остатки денежных средств совпадают с банковскими «списками, дебиторская и кредиторская задолженности — с данными бухгалтерии.

Анализ по начислениям

Не только управление предприятием, но и анализ его деятельности предпочтительно выстраивать по результатам начислений. Соотношение доходов и расходов: свидетельствует об эффективности деятельности организации, оно должно быть больше 1 (нарастающим итогом с начала года). При устойчивом значении этого коэффициента меньше 1 по ряду периодов следует «совести постатейный анализ сформировавшейся тенденции и предпринять меры « ее исправлению. Распределив доходы и расходы по группам (например, по регионам и направлениям деятельности), можно отследить динамику и структуру различных составляющих результата, в том числе постатейно внутри сформированных групп. Не существует причин, по которым нельзя было бы рассчитать коэффициенты рентабельности, используя в числителе дроби результат по начислениям.

Если рассматривать коэффициенты ликвидности, то во всех случаях краткосрочные обязательства находятся в знаменателе дроби. Например, нормативное значение коэффициента текущей ликвидности составляет от 1 до 2. Это означает, что оборотные активы, указанные в числителе, должны быть равны или больше краткосрочных пассивов. Подобного рода рекомендации основаны на необходимости своевременного погашения предприятием своих обязательств, что представляет прямой интерес со стороны внешних кредиторов. Однако с точки зрения управления ликвидностью компании краткосрочные обязательства должны быть больше дебиторской задолженности.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета коэффициента текущей ликвидности и других финансово-экономических коэффициентов.

Руководствуясь описанными в материале принципами, можно построить простую, понятную, но в то же время очень эффективную систему управленческого учета, ориентированную на поддержание ликвидности, финансовой устойчивости компании и достижение стратегических целей.

Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ