Л.Э. Гаджиева,
магистрант
О.И. Рябичева,
канд. экон. наук, доцент
Дагестанский государственный университет
Россия, г. Махачкала
Международный журнал гуманитарных и естественных наук
№12-3 2019
Аннотация. В данной работе автором рассмотрены актуальные проблемы функционирования муниципальных финансов. Целью данной работы является изучение природы этих проблем и обозначение мер по их устранению. Для решения данной цели дано определение и обозначены характерные особенности муниципальных финансов. Проанализированы основные показатели муниципальных бюджетов России и дана оценка современному состоянию муниципальных финансов России. Также автором обозначены возможные пути повышения эффективности муниципальных финансов.
Реализация функций местного самоуправления в России производится населением через представительные органы. Для реализации этих функций органы муниципальной власти наделяются определенными имущественными и бюджетными правами. Также и в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все муниципальные образования обязаны иметь собственный бюджет, муниципальную собственность, четко установленные доходы и расходы и исполнять делегированные государственные полномочия.
Европейская хартия о местном самоуправлении ETS N 122 закрепляет принцип исключительно компетенции и выделяет определенную сферу самостоятельных полномочий для муниципальных образований. Инструментом реализации этих полномочий служат муниципальные финансы [2].
Дадим определение категорию «муниципальные финансы». Среди научных точек зрения отсутствует единое мнение об определения данного понятия. Большинство авторов (М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская и др.) рассматривают муниципальные финансы как совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов. Данное понимание полностью совпадает с местным уровнем бюджетной системы [5].
По мнению автора, муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, существующие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, юридическими, физическими лицами в сфере стоимостного перераспределения национального дохода и связаны с формированием и использованием фондов денежных средств муниципалитетов, необходимых для решения экономических и социальных задач.
Органы местного самоуправления получают достаточные собственные финансовые средства для реализации своих полномочий в рамках национальной экономической политики. Этими средствами органы муниципальной власти могут распоряжаться самостоятельно. Необходимо отметить, что эти представлены финансовые средства должны быть соразмерны предоставленным муниципальным органам по закону полномочиям. Меньшая часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов.
С помощью таблицы рассмотрим основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации в 2017-2018 гг. [3].
Таблица. Основные показатели местных бюджетов в Российской Федерации в 2017-2018 гг., млрд. руб.
Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | Динамика |
Доходы, всего | 3845,7 | 4245,7 | 400 |
Собственные доходы | 2504,8 | 2791,2 | 286,4 |
Налоговые и неналоговые доходы | 1392,8 | 1500,1 | 107,3 |
Налоговые доходы | 1122,9 | 1231,4 | 108,5 |
в % к собственным доходам | 44,8% | 44,1% | 0,7% |
Неналоговые доходы | 269,9 | 268,7 | 1,2 |
в % к собственным доходам | 10,8% | 9,6% | 1,2% |
Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления |
1112,0 | 1291,1 | 179,1 |
в % к собственным доходам | 44,4% | 46,3% | 1,9 |
в том числе: дотации | 342,3 | 390,8 | 48,5 |
в % в межбюджетных трансфертах | 30,8% | 30,3% | -0,5% |
субсидии | 594,7 | 688,6 | 93,9 |
в % в межбюджетных трансфертах | 53,5% | 53,3% | -0,2 |
иные межбюджетные трансферты | 173,6 | 203,7 | 30,1 |
Другие безвозмездные поступления (в т.ч. возврат остатков) | 1,4 | 8,0 | 6,6 |
Субвенции | 1340,9 | 1454,5 | 113,6 |
в % к доходам | 34,9% | 34,3% | -0,6 |
Расходы, всего | 3882,2 | 4226,9 | 344,7 |
Дефицит/профицит | -36,5 | 18,8 | + |
Из таблицы видно, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Доходы местных бюджетов РФ возросли на 400 млрд. рублей, а расходы возросли на 344,7 млрд. рублей по сравнению с 2017 г. доходы в 2019 г. исполнены с ростом на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года [4].
Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков) в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 15,5% (или на 172,5 млрд. рублей) и составил 1283,1 млрд. рублей.
Наибольший объем межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков), приходится на бюджеты городских округов, в том числе с внутригородским делением - 538,4 млрд. рублей (43,5%) и бюджеты муниципальных районов - 531,9 млрд. рублей (41,5%).
Наибольший удельный вес в структуре расходов в 2018 году занимают расходы на образование (49,1%), национальную экономику (11,2%), ЖКХ (11,1%), общегосударственные вопросы (9,1%). По сравнению с аналогичными показателями за 2017 год произошел рост расходов на физическую культуру и спорт (на 17,4%), культуру, кинематографию и СМИ (на 15,6%), образование (на 11,8%), межбюджетные трансферты (на 11,1%).
На сегодняшний день местные бюджеты РФ составляют около 15% всех средств, распределяемых по уровням бюджетов, а их доля в ВВП - около 5% [3].
Нехватка финансовых средств наблюдается в сфере решения вопросов общегосударственного значения и национальной экономики.
На протяжении длительного времени наблюдается нецелевое использование средств бюджетов, что отрицательно влияет на самостоятельность муниципальных образований. В целях решения данной проблемы на сегодняшний день планируется полностью отказаться от использования внебюджетных фондов, являющиеся сегментом финансовой системы страны с самым низким контролем. Также ограничены возможности участия органов местного самоуправления во всевозможных финансовых рисках, установлены предельно допустимые размеры муниципальных займов.
Несмотря на изменение системы местных бюджетов путем принятия Закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» укрепления муниципальных финансов не произошло. На сегодняшний день в системе муниципальных финансов России наблюдаются проблемы, среди которых можно обозначить [1]:
Среди перечисленных выше проблем актуальной остается проблема обеспечения финансовой независимости и самодостаточности муниципальных образований, причиной которого является система бюджетного перераспределения сложившееся в России.
Решение обозначенных выше проблем требует решения следующих задач:
При выборе путей бюджетного реформирования следует учитывать, что основной проблемой для муниципальных образований является недостаточность их собственной налоговой базы для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Как один из ключевых способов улучшения эффективности муниципальных финансов можно рассмотреть ввод процедур финансового выравнивания с целью корректировки результатов неравномерного распределения финансов органов муниципальной власти и лежащих на них расходов. Но, необходимо отметить, что такие процедуры не должны ограничивать свободу выбора муниципальных образований в пределах их полномочий. Порядок перераспределения государственных финансов необходимо как следует согласовывать с органами местного самоуправления.
Автор поддерживает позицию, изложенную в Европейской Хартии местного управления, и считает, что финансы, предоставляемые муниципальным образованиям, не должны предназначаться на обеспечение конкретных проектов. Также муниципальные власти должны иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.
Также для решения проблем финансов органов местного самоуправления необходимо провести эффективный и контролируемый курс бюджетной политики, базирующейся на принципах ответственности и предсказуемости. Сокращение возможностей покрытия расходов местного бюджета требует выявления резервов и их использование на развитие приоритетных направлений. В настоящее время основными резервами являются [7]:
Подводя итоги исследования, отметим, что бюджетная система России сложна, многогранна, нерациональна, неэффективна, и с этой точки зрения ее необходимо совершенствовать путем решения частных проблем, в том числе обозначенных в работе проблем функционирования муниципальных финансов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // СПС Консультант-Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2019).
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // СПС Консультант-Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2019).
3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Раздел: статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ (дата обращения: 02.11.2019).
4. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/ (дата обращения: 02.11.2019);
5. Васильевна П.И., Есенькина М.Д. Актуальные проблемы финансов муниципальных образований // Аллея науки. - 2017. - №10.
6. Колотухина И.И. Актуальные проблемы финансов муниципальных образований // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 9 (36). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/9(36).pdf (дата обращения: 01.11.2019);
7. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 462 с.