Товарный знак как объект правовой защиты

Павлова С.А.
магистрант, кафедра гражданского права, предпринимательского права,
семейного права, международного частного права,
Международный юридический институт, г. Москва
Вестник науки и образования
№24-4 2020

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей товарного знака как объекта правовой защиты. Проанализированы проблемы реализации принципа исключительности права на товарный знак. В данной статье автор также рассматривает ответственность, которая наступает при незаконном использовании товарного знака. Проанализирован термин «исключительность права» в сфере товарных знаков, а также рассмотрена его гражданско-правовая особенность. Исследованы способы отчуждения прав и переход исключительного права к приобретателю.

Быстрота роста действующих мировых лидеров в процессе производства товаров и услуг, а также активность появление новых в их числе, ведут к постоянному повышению уровня разработки средств индивидуализации предпринимателей, товаров, производимых ими, выполняемых работ и оказываемых услуг. Глобализация мировой экономики выступает в качестве мощного катализатора совершенствования национальных законодательств в сфере обеспечения интеллектуальной собственности, в частности, в области предоставления правовой охраны таким средствам индивидуализации, каковыми являются товарные знаки.

Товарным знаком является любое обозначение (словесное, комбинированное, изобразительное или иное), служащее для индивидуализации товаров, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Товарный знак - это своеобразное звено между производителем и потребителем, а также средство, применяемое для привлечения внимания покупателя к маркируемым товарам, позволяя потребителю найти нужный ему товар того или иного определенного производителя среди огромного количества конкурентов [2].

Товарный знак становится одним из наиболее важных нематериальных активов российского бизнеса. За 8 месяцев 2019 года Роспатент зарегистрировал 34 544 товарных знака, что на 21,2% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Наряду с количественным ростом регистраций товарных знаков значительно выросло число заявок на регистрацию ТЗ, особенно, от отечественных заявителей. В 2019 году российский бизнес уже подал 36 618 заявок на регистрацию товарных знаков, на 18,4% превысив показатели августа прошлого года. Российский бизнес стал активнее и в плане международной регистрации собственных ТЗ. Так, по Мадридской системе от отечественных заявителей подано на 15,5% заявок больше, что демонстрирует активное стремление российского бизнеса работать не только на территории нашей страны. Среди других показателей стоит отметить рост заявок на регистрацию промышленных образцов, который превысил 11% по сравнению с августом 2018 года: если тогда было подано 3742, то в 2019 году — 4180 заявок [4].

Значение товарных знаков для регулирования управления интеллектуальной собственностью с каждым годом увеличивается, что может быть объяснено тем, что, во-первых, товарные знаки обладают неограниченным сроком жизни, а во-вторых, процесс получения товарного знака и поддержка его правовой охраны является более доступной, чем процесс патентования.

Со стороны законодательства признаётся исключительное право на товарный знак, которое должно быть удостоверено свидетельством. У правообладателя товарного знака имеется право полного им распоряжения, использования, а также запрет на его использование со стороны других лиц. Право на товарные знаки относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ) [1].

При незаконном использовании товарного знака наступает гражданско-правовая (ст. 1515 ГК РФ), административная (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ) [1].

Современные тенденции, которые характеризуют развитие экономики привели к тому, что приоритетными направления в сфере развития права основаны не только на процессе содействия в создании новых и современных производств и услуг, но и обеспечении надлежащей охраны объектов исключительных прав, которые направлены на индивидуализацию юридического лица. В качестве одного из способов, которые обеспечивают интересы добросовестных предпринимателей, а также общественные интересы, связанные с использованием средств индивидуализации, - это отказ уполномоченных государственных органов в предоставлении правовой охраны средств индивидуализации в том случае, когда указанная регистрация является нарушающей права других лиц или общественных интересов [3].

Исключительность права в сфере товарных знаков проявляется в запрещении другим лицам, кроме владельца права на знак, использовать данный или сходный знак для маркировки товаров того же рода и введения их в оборот на территории, где возникло право. Термин «исключительный» - «являющийся исключением, не распространяющийся на всех» [3].

Абсолютный характер данного права состоит в том, что оно осуществляет действие против любого лица, которое желает воспользоваться данным или сходным знаком для маркировки товаров того же рода. При этом повторность предоставления исключительных прав на тот же самый объем правовой охраны является противоречащей самому характеру таких прав. Также не могут быть допущены два или три исключительных права, которые являются одинаковыми по содержанию, то есть распространяются на один и тот же объект. В этом случае право не может быть рассмотрено как исключительное. Статья 1481 ГК РФ указывает, что свидетельство на товарный знак является удостоверяющим наличие исключительного права на товарный знак по отношению к отварам, указанным в свидетельстве, то есть, очевидно, что исключительное право является удостоверенным со стороны только одного документа [1].

Необходимо признать, что система защиты интеллектуальной собственности в целом на сегодняшний день, в том числе в области средств индивидуализации, основана на нормах гражданского, административного и уголовного законодательства.

Одной из важных проблем гражданско-правового регулирования защиты товарного знака является вопрос об отчуждении исключительных прав. В ГК РФ предусмотрена возможность, которая реализуется в отчуждении товарного знака. Именно посредством данной возможности может быть осуществлено существование двух тождественных товарных знаков, которые принадлежат разным лицам по отношению к одним и тем же товарам. И это прямо противоречит функциям, которые реализуются посредством института товарного знака (ст. 1477 ГК РФ) [1].

Исключительное право на товарный знак является правом абсолютным, поэтому для него характерно возложение обязанности соблюдать (то есть не нарушать) это право в отношении неопределенной группы лиц. Указанная всеобщая обязанность реализуется с помощью права правообладателя на защиту против любого третьего лица, а также абсолютного запрета на использование товарного знака без согласия признанного правообладателя.

В том случае, если субъект предпринимательской деятельности зарегистрировал товарный знак, то он имеет законное право по распоряжению исключительным правом на данный знак любым законным способом. В частности, может быть заключен договор об отчуждении исключительных прав на товарный знак, то есть данный знак может быть «продан», посредством чего владелец знака за совершение указанной сделки получит соответствующее вознаграждение. В таком случае все права на товарный знак перейдут к приобретателю. Также, рассматривая гражданскую правовую характеристику договора и его условия, можно указать, что предмет данного правоотношения состоит в отчуждении исключительного права, которое, при учете его неделимость, должна быть передана по договору в полном объеме, целиком.

Вместе с тем достаточно интересной представляется ситуация, связанная с формулировками, используемыми в таком договора и в ст.ст. 1234, 1488 ГК РФ [1]. Общий смысл отчуждения исключительных прав на средства индивидуализации и частный, касающийся только товарных знаков, указывают на то, что по этому договору правообладатель «передает или обязуется передать» принадлежащее ему исключительное право, что означает возможность признания таких правоотношений как реальными, так и консенсуальными.

Однако правоприменительная практика исходит из того, что все договоры об отчуждении исключительного права являются консенсуальными, и они начинают действовать с момента их подписания [3]. Непосредственный переход исключительных прав к приобретателю происходит уже в рамках заключенного договора, в том числе в ситуациях, когда переход исключительного права подлежит государственной регистрации.

В других случаях сторонами самостоятельно в договоре может быть установлен непосредственно момент перехода исключительного права. Однако при этом не подвергается сомнению переход исключительного права к приобретателю непосредственно в момент заключения договора. Переход же исключительного права к приобретателю после того, как был заключен договор, как представляется, не может утверждать реальности договора. Как минимум, это связано с тем, что от любой стороны всегда может быть потребована по суду регистрация сделки после того, как договор был уже подписан, что указано в ст. 165 ГК РФ [1].

Таким образом, товарный знак имеет двойственную природу. Он выступает в качестве средства индивидуализации и объекта интеллектуальной собственности. Правовое регулирование отношений в области товарных знаков объединяет в себе сочетание публичного и частного интереса. Можно говорить о том, что необходим адекватный, современный правовой механизм защиты прав, который направлен на обеспечение баланса интересов.

Список литературы / References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. М.: Проспект, 2018. 704 с.

2. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности: предложения по совершенствованию законодательства / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права, 2016. № 2.

3. Калачева Т.Л. Интеллектуальная собственность под охраной закона: монография / Т.Л. Калачева, О.П. Попова. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018. 210 с.

4. Итоги работы Роспатента в августе 2019 года: рост регистрации товарных знаков превысил 21% [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rupto.ru/ru/news/06-09-2019-itogi-raboty-rospatenta-v-avguste-2019-goda-rost-registracii-tovarnyh-znakovprevysil-21/ (дата обращения: 02.01.2020).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ