Бубен С.Б.,
директор Департамента агропромышленной политики
Евразийской экономической комиссии;
Дробышевский А.А.,
начальник отдела сельскохозяйственных субсидий Департамента
агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии;
Буць А.А.
заместитель начальника отдела сельскохозяйственных субсидий
Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.
Торговая политика
№2 (14) 2018
Проанализирован мировой опыт и нормативно-правовое регулирование обращения складских свидетельств в государствах — членах ЕАЭС, рассмотрены направления гармонизации национальных законодательств государств-членов, которые предусматривают соответствующий проект соглашения в рамках объединения, для расширения практики использования складских свидетельств в рамках ЕАЭС, обеспечения их устойчивой оборотоспособности и, как следствие, упрощения и роста взаимной торговли государств — членов ЕАЭС.
В условиях общего аграрного рынка одним из инструментов развития взаимной торговли и увеличения доли сельскохозяйственного товаропроизводителя в потребительской цене на сельскохозяйственную продукцию может стать складское свидетельство. Обращение таких ценных бумаг позволяет упростить оборот товаров без их физического перемещения, снизить транз-акционные издержки и привлечь кредитные ресурсы в отрасль [1]. Складское свидетельство выдается в подтверждение факта принятия товара на хранение, а держатель свидетельства получает право распоряжаться товаром во время его хранения. Как и другие ценные бумаги, складские свидетельства удостоверяют имущественные права на определенное количество товара указанного качества.
Такие товаросопроводительные документы находят широкое применение в развитых странах ввиду возможности беспрепятственно вступать в полное владение складируемым имуществом. Кроме того, законодательство развитых стран предусматривает меры, гарантирующие от недобросовестного использования и подделки складских свидетельств.
Международный опыт показывает, что уже существуют сложившиеся обязательные структурные элементы успешного функционирования системы обращения складских свидетельств, предусматривающие благоприятный правовой климат, лицензирование, инспекцию и мониторинг хранилищ, обеспечение исполнения обязательств по складским свидетельствам (табл. 1).
Таблица 1. Структурные компоненты системы обращения складских свидетельств в странах мира
Страны | Вид продукции | Вид СС | Лицензирование | Гарантирование | Ведение реестра | Приоритет исполнения обязательств перед держателями СС |
США | Перечень | Простое, переуступаемое и непереуступаемое, электронное | + | Страхование товаров | - | - |
Бразилия | То же | Двойное, электронное | + | То же | + | + |
Аргентина | —"— | Двойное | + | —"— | - | + |
Франция | —"— | Двойное | + | Фонд | - | + |
Турция | —"— | Простое, электронное | + | Страхование товаров и фонд | + | - |
Украина | Зерно | Простое и двойное | + | Фонд | + | - |
Индия | Перечень | Переуступаемое и непереуступаемое, электронное | + | - | - | - |
Индонезия | То же | Электронное | + | Страхование менеджеров | + | + |
Есть несколько основных подходов к созданию системы финансовых гарантий — это страхование гражданско-правовой ответственности, либо гарантийные письма, выдаваемые от имени лицензированного склада общего пользования, либо формирование фондов возмещения убытков (фондов гарантирования).
Актуальность беспрепятственного обращения складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию в рамках ЕАЭС подтверждается перспективой увеличения доходности аграрной отрасли за счет продажи товара в момент благоприятной конъюнктуры рынка.
В настоящее время государства — члены ЕАЭС находятся на разных этапах формирования нормативного регулирования данного вида деятельности, что осложняет выработку единых подходов к обеспечению обращения складских свидетельств в рамках объединения. В целом на национальном уровне обращение складских свидетельств регулируется нормами гражданских кодексов, которые в основном схожи и содержат общие положения о сроках хранения, обеспечении сохранности и возврата товара, вознаграждении за хранение, ответственности хранителя, обязанностях и правах товарного склада, а также о договоре складского хранения и складских документах.
Специальное законодательство по вопросам регулирования складской деятельности и обращения складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию среди стран ЕАЭС есть только в Казахстане (регламентировано законами «О зерне» и «О развитии хлопковой отрасли») и в Кыргызстане (в апреле 2018 г. принят закон «О товарных складах и складских свидетельствах»). В Российской Федерации разработан и проходит процедуры согласования законопроект «О зерновых товарных складах общего пользования» (табл. 2).
Таблица 2. Законодательство государств — членов ЕАЭС в области регулирования обращения складских свидетельств на сельхозпродукцию
Государство — член ЕАЭС | Законодательство | |
в рамках гражданских кодексов | специальное | |
Республика Армения | Статьи 17, 153, 160, 161, 409, 417, 442, 813-845 | Нет |
Республика Беларусь | Статьи 15, 364, 372, 396, 776-808, 895 | Нет |
Республика Казахстан | Статьи 9, 350, 351, 387 (особенная часть); ст. 768-780, 791-802, 887 (общая часть) |
Закон «О зерне» от 19 января 2001 г. № 143; Закон «О развитии хлопковой отрасли» от 21 июля 2007 г. № 298; постановления Правительства; приказы Министра сельского хозяйства |
Кыргызская Республика | Статьи 356, 386 (ч. I); ст. 771, 879-912 (ч. II) | Закон «О товарных складах и складских свидетельствах» от 17 апреля 2018 г. |
Российская Федерация | Ст. 15, 393, 401, 426 (ч. I); ст. 886-918 (ч. II) | Проект федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования» |
В Казахстане создана система регулирования и обращения складских свидетельств (расписок) на зерно и хлопок. Так, основными элементами успешно действующей более 15 лет системы обращения зерновых расписок, обеспечивающей их надежность и ликвидность, как неэмиссионных ценных бумаг, а также доверие кредитных организаций, являются: • лицензирование услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок на основе квалификационных требований к такой деятельности;
Реализация и совершенствование таких мер, направленных в том числе на обеспечение общественного доверия к использованию зерновых расписок, позволили увеличить привлечение кредитных средств под залог зерновых расписок. По итогам 2002-2016 гг. объем привлеченных кредитных средств составил более 1,8 трлн тенге, или более 10 млрд долл. в эквиваленте (рис. 1).
С целью повышения прозрачности и защиты интересов хозяйствующих субъектов, надежности и ликвидности зерновой расписки в Казахстане в июле 2016 г. осуществлен переход от документарной («бумажной») зерновой расписки к бездокументарной (электронной) форме ее выпуска (рис. 2).
Доступ к информационной системе зерновых расписок предоставляется через веб-портал (www.minagro.kz) для всех субъектов (хлебоприемные предприятия, держатели зерновых расписок, регистратор, уполномоченные государственные органы). Операции с зерновыми расписками (покупка, продажа, передача в залог, деление, выставление на торги, погашение такой расписки) осуществляются с использованием электронной цифровой подписи в личном кабинете клиента на портале. Для обеспечения актуальности данных информационная система ведения реестра интегрирована с информационными системами других государственных органов (с государственными базами данных юридических и физических лиц, правовым и земельным кадастрами, базой е-лицензирования и др.) [2]. Вместе с системой электронных расписок была введена в действие электронная карта зернохранилищ, отображающая загруженные и свободные емкости зернохранилищ и их техническую емкость.
Следует отметить, что принятый в текущем году закон Кыргызской Республики в целях обеспечения исполнения складами обязательств по складским свидетельствам предусматривает:
Одно из основных отличий текущей редакции законопроекта Российской Федерации «О зерновых товарных складах общего пользования» от положений указанных выше нормативных актов Казахстана и Кыргызстана состоит в обязательности участия складов в саморегулируемых организациях, которые будут в том числе контролировать исполнение обязательств товарных складов перед держателями складских свидетельств.
Учитывая среднегодовые объемы взаимной торговли зерном в рамках ЕАЭС, составляющей порядка 0,8-1,2 млн т, или около 0,5 млрд долл., обеспечение обращения складских свидетельств на зерно в рамках объединения является перспективным. Кроме того, в настоящее время прорабатывается возможность применения данного инструмента в торговле плодоовощной продукцией, а также отдельными видами мясомолочной продукции.
В рамках реализации положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., предусматривающего в числе основных направлений межгосударственного взаимодействия при решении задач согласованной агропромышленной политики регулирование общего аграрного рынка и формирование единых требований в сфере производства и обращения продукции, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами — членами ЕАЭС разработан проект соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках ЕАЭС складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию. Данный документ одобрен Распоряжением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 г. № 194 и проходит в странах — членах ЕАЭС процедуры внутригосударственного согласования (рис. 3).
Главная цель проекта соглашения — расширение практики использования складских свидетельств. В качестве основных задач указанного проекта, при разработке которого стороны и ЕЭК опирались на мировую практику и национальные наработки, определены обеспечение прозрачности функционирования рынка сельскохозяйственной продукции и доступности финансовых ресурсов для держателей складских свидетельств, а также взаимное признание выданных в государствах-членах складских свидетельств. Проектом Соглашения предусматривается регулирование правоотношений, связанных с выпуском (выдачей), обращением и погашением в рамках ЕАЭС складских свидетельств, а также требования, предъявляемые к этим ценным бумагам. При этом определено, что складское свидетельство представляет собой неэмиссионную ценную бумагу, выпускаемую складом в подтверждение принятия определенного количества сельскохозяйственной продукции на хранение и удостоверяющую право собственности на данную продукцию, а также право требовать исполнения обязательств, обеспеченных залогом.
Соглашение устанавливает применение в союзе общих требований к регулированию обращения складских свидетельств, включая требования по составу обязательных сведений, содержащихся в таких ценных бумагах, созданию национальных систем гарантирования исполнения обязательств складов перед держателями складских свидетельств, формированию и ведению национальных реестров складских свидетельств и складов, обеспечению открытого доступа к сведениям из государственного реестра складов. Комплекс указанных мер направлен на создание прозрачной и доверительной системы обращения складских свидетельств, в том числе на обеспечение возможности использования складского свидетельства в качестве залога при получении банковского кредита.
Обязательными условиями функционирования системы обращения складских свидетельств в рамках ЕАЭС является:
В проекте соглашения разграничены национальная и наднациональная компетенции. На национальном уровне устанавливаются требования к форме бланка складского свидетельства, порядку его изготовления, приобретения, хранения и уничтожения, видам и степеням защиты, порядок формирования и ведения уполномоченными органами сторон реестров складов и складских свидетельств, а также порядок ведения складами учета и хранения продукции. Кроме того, на национальном уровне обеспечивается контроль за обращением складских свидетельств, включая регулирование допуска складов к оказанию услуг по хранению продукции с выдачей складских свидетельств и соблюдению правил хранения сельскохозяйственной продукции и требований к ведению количественно-качественного учета сельскохозяйственной продукции, установленных в соответствии с национальным законодательством стран — членов ЕАЭС.
Совету ЕЭК предоставляются полномочия по установлению требований к создаваемой в странах союза системе гарантирования исполнения обязательств по складским свидетельствам, утверждению состава сведений, включаемых в реестр складских свидетельств и в договор хранения.
Принятие соглашения позволит сформировать в ЕАЭС единую систему обращения складских свидетельств, создать благоприятные условия для их взаимного признания и свободного обращения в государствах-членах. Это будет способствовать повышению доходности аграрной отрасли за счет расширения доступа к кредитным ресурсам под залог складских свидетельств, обеспечению прозрачности оборота и хранения сельхозпродукции, развитию сельскохозяйственного производства и торговли, в том числе биржевой торговли складскими свидетельствами.
Внедрение складских свидетельств и создание системы их обращения в государствах — членах ЕАЭС является объективной потребностью рынка, обусловленной необходимостью формирования общей для государств — членов ЕАЭС товаропроводящей системы для продвижения сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке со снижением издержек.
Источники
[1] FAO. The use of warehouse receipt finance in agriculture in transition countries. URL: <http://www.fao.org/37a-i3339e.pdf>.
[2] Государственный электронный реестр держателей зерновых расписок Республики Казахстан. URL: <https://grain.qoldau.kz/p/ru/gr-info/AboutTheRegistry>.
[3] Распоряжение Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 г. № 194 «О проекте Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию».