Журавель Е.А.
Мурманский государственный технический университет,
г. Мурманск
Актуальные вопросы экономических наук
№50-2 2016
Наступивший в 2014 году финансовый экономический кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении России экономических санкций; снижению цен на энергоресурсы; оттоку иностранного капитала из страны; к истощению фондовых рынков; к проблемам на межбанковском рынке; к затруднению с ликвидностью и платежеспособностью; к увеличению инфляции и к ухудшению ситуации в ряде отраслей российской экономики.
В этих условиях, существенная часть российских органиаций и предприятий находится в кризисном состоянии. Потому первоочередной проблемой для многих хозяйствующих субъектов является проблема выработки подходов и инструментов финансового оздоровления предприятий, находящихся в кризисной или предкризисной ситуациях.
В статье приводится характеристика основных подходов к финансовому оздоровлению предприятий на современном этапе.
Кризис негативно повлиял на состояние всех сфер российской экономики (девальвация рубля; банковская система и сбережения граждан; промышленность и занятость населения; земля и недвижимость). Об этом говорит нестабильная экономическая обстановка в России, она оказывает отрицательный эффект на экономику многих стран ближнего и дальнего зарубежья, которые имеют тесные и непосредственные экономические связи с Российской Федерацией.
В связи с кардинальным затруднением доступа российского крупного, среднего и малого бизнеса к финансированию, резко сокращаются инвестиционные программы большинства компаний; происходит снижение инвестиционной привлекательности в ряде отраслей. Для бизнеса, который ориентирован на экспорт, эта проблема усугубляется осложнением внешнеэкономической конъюнктуры. Из-за того, что спрос на продукцию данных компаний сокращается, уменьшается и промежуточный спрос с их стороны на продукцию других отраслей экономики.
Нарушение баланса между бюджетами характеризуется, изменением условий, законодательных норм и отношений между федеральными, региональными, местными и муниципальными органами власти по вопросам формирования, распределения и контроля финансовых ресурсов, а также перераспределения полномочий и ответственности по их использованию. В отличие от многих других экономию - управленческих процессов, эти процессы сопровождаются соответствующими программными документами, схемами, планами и проектами.
Дефицит федерального бюджета страны стремительно растет, что обусловливается усилением дифференциации регионов по уровню благосостояния, в результате наблюдается слабое влияние федерального центра на субъекты Федерации. Активные меры, направленные одновременно на поддержку валютного курса, уменьшение долговых обязательств компаний, изменение ставки рефинансирования, внесение денежных ресурсов в банковский сектор, поддержку фондового рынка и т.д., неизбежно ведут к резкому сокращению международных резервов страны.
Общая статистика банкротства предприятий и компаний на территории России говорит о повышении числа предприятий, признающих себя банкротами. Анализируя число предприятий и организаций, признанных банкротами по решению суда, видно, что за 2015 год в целом число банкротств выросло по сравнению с предыдущим годом более, чем на 9 %. При этом следует отметить, что данный показатель меньше уровня банкротства, чем в 2010 году (рис. 1) [4, с. 12].
Рис. 1. Динамика числа банкротств среди юридических лиц в реальном секторе экономики России в 2010-2015 гг
Рост числа банкротств компаний свидетельствует об ухудшении экономической ситуации и замедлении темпов экономического роста. Анализ динамики банкротств среди юридических лиц в российском реальном секторе показал резкий рост.
На протяжении всего периода с 2010 по 2015 гг. в отраслевой структуре банкротств среди юридических лиц преобладают предприятия обрабатывающей промышленности, сельское и лесное хозяйство, электроэнергетика и др. (рис. 2).
Рис. 2. Отраслевая структура юридических лиц-банкротов в реальном секторе России
В период кризиса и после него (2009-2010 гг.) наблюдался рост числа банкротств предприятий более, чем в три раза. В 2011 году был резкий спад, а затем число банкротств среди юридических лиц в российском реальном секторе опять выросло.
В настоящее время отечественными предприятиями все более востребованной становится стратегическая работа, обеспечивающая стабильный экономический рост предприятия в долгосрочной перспективе.
Основной задачей такого процесса, как финансовое оздоровление является минимизация текущих затрат, что позволяет сократить потоки обязательств и дефицит денежных средств в организации (предприятии).
Немаловажное значение играет государственная поддержка реального сектора экономики России. Самые динамичные и результативные усилия государства необходимы, чтобы вытащить реальный сектор из застоявшегося состояния депрессии, приостановить разрушение инфраструктуры, предостеречь устаревание технологических мощностей и растрату накапливаемого бесценного «человеческого капитала».
Целесообразно дополнить или усилить те меры, которые уже применяются по ряду направлений для восстановления экономики. Нет надежды на достойную жизнь и нет перспектив развития России, если не стабилизировать экономический рост в реальном секторе. Государственная политика поддержки, которая направлена на смягчение негативного воздействия кризисных явлений, может следовать только одному из трех существующих базовых сценариев: дирижистский сценарий; либеральный сценарий и смешанный (табл. 1).
Таблица 1. Позитивные и негативные стороны сценариев государственной политики
Позитивные | Негативные |
Ожидаемые результаты от использования Дирижистского сценария | |
Сокращение по времени актуальной фазы кризиса, ограничение отрицательных социальных последствий. | Сохранение докризисной неэффективной структуры экономики, отсутствие позитивных изменений в конкурентоспособности предприятий; длительный и медленный выход из кризиса, усиливающий отставание от развитых стран. |
Ожидаемые результаты от использования Либерального сценария | |
Выживают наиболее квалифицированные, результативные и быстро адаптирующиеся компании; снижаются затраты на осуществление государственного воздействия на экономику страны. | Массовые банкротства компаний и исчезновение некоторых отраслей российской экономики; стремительный и глубокий спад в промышленности с дальнейшим частичным восстановлением. |
Ожидаемые результаты от использования Либерально-дирижистского сценария | |
Поддержка уровня производства в период кризиса для смягчения социальных последствий и уменьшение издержек обращения производства на последующее его восстановление, а также активизирование конечного спроса; | Высокий уровень требования к компетентности государственных антикризисных управляющих; Риск коррупционности принимаемых решений в отсутствие должной прозрачности этого процесса. |
Создание системы стимулов для формирования экономики с характерными признаками, либерально-дирижистсткого сценария позволит пройти кризис с наименьшими потерями и выйти из него с более плодотворной экономикой.
Таблица 2. Динамика макроэкономических показателей за период 2010-2014 гг.
Показатель | Темп роста ВВП | ||||
2010 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Средний темп | |
Китай | 10,4 | 7,7 | 7,7 | 7,4 | 8,3 |
США | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 2,4 | 2,325 |
Индия | 10,1 | 4,7 | 5,0 | 5,6 | 6,35 |
Япония | 4,5 | 1,5 | 1,5 | 1,3 | 2,2 |
Германия | 3,7 | 0,9 | 0,5 | 1,4 | 1,625 |
Россия | 4,3 | 3,4 | 1,3 | 0,5 | 2,375 |
Бразилия | 7,5 | 1 | 2,5 | 0,3 | 2,825 |
Франция | 1,7 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,675 |
Великобритания | 1,8 | 0,3 | 1,7 | 3,2 | 1,75 |
Италия | 1,8 | -2,4 | -1,9 | -0,2 | -0,675 |
Южная Корея | 6,3 | 2,3 | 3,0 | 3,5 | 3,775 |
Испания | -0,3 | -1,6 | -1,2 | 1,3 | -0,45 |
Следует отметить, что для России 2012-2014 гг. экономическое положение было более сложным, чем в других странах, в том числе, в связи с вводом санкций практически всеми страны Европейского союза. Однако экономика России быстро переориентировалась на внутренний рынок и не только сохранила свои позиции, а перешла с 10 на 6 место (среди 12 ведущих экономик) [2, с. 17].
Следует отметить, что за рассматриваемый период (2010-2014 гг.) Россия достигла значительных результатов в своем развитии. Этому способствовало наличие в стране высокого потенциала энергетических и материальных ресурсов, а также благодаря, высокому уровню управления страной в кризисных ситуациях.
Главным вопросом во времена скоростных коммуникаций, развивающихся технологий, изменяющихся законов и расширяющейся глобализации становится достижение эффективности управления в непредсказуемой ситуации.
Финансовое оздоровление на кризисных предприятиях может осуществляться разными темпами и включать комплекс различных мероприятий в зависимости от степени разрушения их финансовой системы, обусловленной проявившими себя признаками кризисного состояния предприятия (табл. 3).
Таблица 3. Признаки, причины и последствия кризисного состояния предприятий в зависимости от степени разрушения финансовой системы [6, с. 14]
Степень разрушения финансовой системы | Локальное повреждение предприятия | Частичное разрушение | Органическое разрушение |
Признаки кризисного состояния | Невыполнение текущих задач | Ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности. | Утрата предприятием всех функций финансовой системы |
Причины кризисного состояния | Отсутствие эффективной стратегии финансового оздоровления | ||
Негативное влияние внешних факторов | Воздействие внутренних факторов и неспособность преодолевать негативные последствия внешних | Совокупное влияние негативных внешних и внутренних факторов |
Поскольку кризисное финансовое состояние предприятий и организаций обусловлено общеэкономической и политической ситуацией и неэффективным менеджментом, то разработка мероприятий, должна быть направлена на преодоление кризисных ситуаций, с помощью плана финансового оздоровления.
При этом стратегическое направление финансового оздоровления можно разделить на несколько этапов [3, с. 67]:
Предпринимаемые меры в кризисных ситуациях, направлены на повышение стабилизации финансово-экономического положения в организациях и на предприятиях.
Среди основных направлений работы, направленной на оздоровление предприятий выделяют:
Довольно распространенной причиной финансовых неудач на предприятиях (организациях) является неправильный выбор основных подходов к эффективной деятельности. Именно поэтому основным объектом реформирования в условиях кризисной ситуации должны выступать критерии эффективности и оптимальности, определяемые в отношении всего хозяйственно-операционного цикла деятельности предприятия.
Существует несколько определенных подходов финансового оздоровления предприятий, а именно: психологический, финансово-экономический, политический, структурно-технологический [5, с. 17].
Психологический подход позволяет рассматривать финансовое оздоровление с точки зрения стремления к быстрому росту капитала.
Политический подход рассматривает различные способы финансового оздоровления в зависимости от причин, вызывающих неплатежеспособность предприятий и организаций.
Финансово-экономический подход часто используется во внутренней работе организаций и предприятий, и подразумевает под собой набор действий антикризисного управления: восстановление платежеспособности, контроля входящих и исходящих денежных потоков и пр.
Структурно-технологический подход основан на инновационном обновлении предприятий и организаций, но данный подход требует большой объём вложений. При этом следует отметить, что капитальные вложения, при грамотной политике могут привести к значительному экономическому росту.
План финансового оздоровления представляет собой комплексный план процедур и мероприятий по внесудебному оздоровлению кризисного состояния предприятия в течение определенного периода времени [7, с. 4]. Типовой план финансового оздоровления предприятия, возможные варианты и направления финансового оздоровления предприятия стал основным инструментом антикризисного управления и состоит из 4 фаз (рис. 4).
Рис. 4. Фазы планирования финансового оздоровления предприятия [8, с. 28]
В целом план финансового оздоровления представляет собой некую модификацию программ и принципов действия организации, которые направлены на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства, рост качества труда, разработку механизма привлечения инвестиционных ресурсов для внедрения новых технологий [1, с. 10].
Практика свидетельствует, что финансово стабильные отечественные предприятия ориентированы на адаптацию к сложным рыночным условиям хозяйствования, выявление и оптимальное использование своих конкурентных преимуществ на рынке, увеличение своей рыночной стоимости. Однако значительная часть отечественных предприятий в настоящее время находится в кризисном состоянии, что связано не столько с дефицитом финансовых средств, сколько с низким уровнем финансового менеджмента и отсутствием обоснованных финансовых стратегий, а именно:
При этом в процессе реализации разрабатываемых стратегий должны использоваться психологический, финансово-экономический, политический, структурно-технологический подходы.
Список литературы:
1. Бердникова Л.Ф. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию / Л.Ф. Бердникова // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 9-12.
2. Мигунова С.В. Кризис - достижение предсказуемых результатов в непредсказуемые времена / С.В. Мигунова// Молодой ученый. - 2015. - № 10.2. - С. 17-18.
3. Панагушин В. Диагностика банкротства: возможна ли оценка неплатежеспособности по двум показателям / В. Панагушин // Экономика и жизнь. - 2014. - № 8. - С. 62-69.
4. Рейхерт Н.В. Практика применения оценки вероятности банкротства / Н.В. Рейхерт. - LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 85 с.
5. Салпагаров М.А. Методологические подходы к категории «финансовое оздоровление» предприятий / М.А. Салпагаров // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 8. - С. 15-18.
6. Смирнов Е.Е. Время повышать эффективность стратегического управления / Е.Е. Смирнов // Управление в коммерческих организациях. - 2015. - № 3. - С. 14-16.
7. Хлебников Д.В. Подход к реструктуризации предприятий / Д.В. Хлебников // Управление компанией. - 2014. - № 4. - С. 4-8.
8. Хомякова А.А. Оценка успешности реализации стратегии финансового оздоровления предприятия на основе сбалансированной системы показателей / А.А. Хомякова // Наука и образование. - 2015. - № 11. - С. 27-30.