Д.М. Магомедова, студент
Научный руководитель: Х.М. Мусаева,
канд. экон. наук, доцент
Дагестанский государственный университет
Россия, г. Махачкала
Экономика и бизнес: теория и практика
№4-2 2020
Аннотация. В статье исследуется результативность выездной налоговой проверки как наиболее эффективной формы налогового контроля (на примере ИФНС по Советскому району г. Махачкалы Республики Дагестан). Подчеркивается, что одним из важнейших компонентов налоговой политики государства является снижение уровня налогового бремени и совершенствование налогового администрирования, которые неразрывно связаны с налоговым контролем.
Выездные налоговые проверки являются самым эффективным видом налогового контроля за соблюдением налогового законодательства. Выявление уклонений от уплаты налогов и сборов - самый трудоемкий процесс по сбору доказательной базы. Проблемы наиболее лучшей организации налогового контроля актуальны во всех странах мира, но в России они более ярко выражены из-за несовершенства налогового законодательства и непостоянности в развитии экономики.
Порядок принятия решения о проведении выездной налоговой проверки предусмотрен ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. После выбора налогоплательщиков по месту нахождения налогоплательщика налоговый орган принимает решение о проведении налоговой проверки в отношении конкретной организации. Так начинается деятельность по проведению выездной налоговой проверки. Результатом всех этих действий в идеале является восстановление ранее неуплаченных сумм налогов и сборов, штрафов и задолженностей. Налоговые проверки на местах являются наиболее эффективным видом проверок, проводимых в Российской Федерации. Расчетные результаты выездной налоговой проверки отличаются от фактических результатов.
Вопросы проведения оперативного налогового контроля и качества выездных налоговых проверок, без сомнения, остаются актуальными, поскольку налоговая система России на современном этапе представлена как сформированная структура налоговых отношений, характерных для государства с рыночной экономикой и затрагивает интересы налогоплательщиков.
Таблица 1. Поступление налогов в бюджет и задолженность перед бюджетом по налогам (сборам и иным обязательным платежам) по Республике Дагестан [4]
Показатели | Годы | 2019 г. в % к 2017 г. | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Поступило налоговых доходов (налогов, сборов и иных обязательных платежей) в доходы консолидированного бюджета Республике Дагестан я, тыс.руб. | 24939301 | 30066903 | 34842076 | 139,7 |
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, всего тыс.руб. | 12806737 | 11953466 | 14056784 | 109,8 |
Задолженность в % к поступлению | 51,4 | 39,8 | 40,3 | * |
Анализируя данные, представленные в таблице 1, следует сделать вывод о том, что поступления в бюджет Республике Дагестан по налогам и сборам в 2019 году возросли по сравнению с 2017 годом на 39,7%, т.е. на 9 млн. 902 тыс. руб. Однако задолженность перед бюджетом по налогам и сборам по республике остается высокой и составляет в 2019 году 14056 тыс. руб. Основным резервом снижения налоговой и долговой задолженности является усиление и совершенствование контрольной работы налоговых органов.
Проведение выездных налоговых проверок направлено на обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками, выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предотвращение возможных налоговых нарушений в будущем.
Результативной налоговой проверкой можно считать такую проверку, по результатам которой сумма дополнительно начисленных налогов, штрафов и пени значительно превышает затраты на ее проведение, а также имеются достаточные временные меры для фактического сбора налоговых сумм от налогоплательщика за счет его денег и имущества.
Таблица 2. Динамика и структура проведенных выездных налоговых проверок ИФНС России по Советскому району города Махачкала за 2017-2019 гг. [3]
Показатели | Годы | 2019 г. в % к 2017 г. | |||||
2017 | 2018 | 2019 | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Всего проведено выездных проверок | 54 | 0,1 | 30 | 0,1 | 22 | 0,1 | 40,7 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что государство стремится в последние годы сократить число выездных проверок. Так, в 2019 году по сравнению с предыдущими годами число выездных налоговых проверок сократилось на 59,3%.
Одним из источников повышения качества контрольной деятельности является более результативное использование возможностей информационных источников налоговых органов. Важнейшая задача -усовершенствование данных ресурсов, повышение ликвидности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, так же проведение предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.
Обеспечение наиболее эффективной процедуры проведения первоначального анализа и выбора налогоплательщиков для налогового контроля на местах обеспечит максимальную регистрацию усилий налоговых органов при проверках тех типов налогоплательщиков, вероятность выявления нарушений которых представляется особенно реальной. И это характерное условие для обеспечения точного определения всей структуры налоговой деятельности.
Таблица 3. Результативность проведенных выездных налоговых проверок ИФНС России
Показатели | Годы | 2019 г. в % к 2017 г. | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Проведено выездных проверок, всего | 54 | 30 | 22 | 40,7 |
Количество выездных проверок, выявивших нарушения | 54 | 30 | 22 | 40,7 |
Результативность выездных налоговых проверок, % | 100 | 100 | 100 | * |
В рамках представленной таблицы 3 можно сделать вывод, что результативность выездных налоговых проверок всегда составляет 100%.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что налоговые органы совершенствуют свои методы по проведению налоговых проверок посредством внедрения новых технологий; разрабатывают новые информационные системы, базы данных, различные программы для обмена информацией органами исполнительной власти.
В целях совершенствования процедуры проведения выездных налоговых проверок и повышения их эффективности на основе проведенных исследований должны быть определены следующие предложения:
Вероятно, уже через несколько лет взаимосвязь с налогоплательщиками будет сведена к минимуму, к чему сейчас и стремятся налоговые органы. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.
Библиографический список
1. Селезнева И.А. Мероприятия по повышению результативности выездных налоговых проверок // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2018. - № 4 (177). - С. 47-56.
2. Таучелова М.И., Гасиева З.П. Развитие налогового администрирования на современном этапе // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2018. - № 12 (185). - С. 52-61.
3. Отчет «О результатах контрольной работы ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы за 2017-2019 гг.». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadis.org (дата обращения: 28.03.2020)
4. Сводные формы статистической отчетности // ФНС России и УФНС России по Республике Дагестан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r05.nalog.ru (дата обращения: 28.03.2020)