Ковальчук Александра Александровна
студентка 3 курса, факультет
Государственное управление и финансовый контроль,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
РФ, г. Москва
Багратуни Каринэ Юрьевна,
научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации, РФ, г. Москва
E-Scio
№6 (33), 2019
Аннотация: В статье рассмотрены аспекты государственного финансового контроля в области налогового контроля за налоговыми доходами бюджетов бюджетной системы РФ. Проанализирована структура налоговых доходов бюджетной системы, затронуты аспекты дебиторской задолженности по ним и иные аспекты налогового администрирования в РФ.
Поиск резервов роста доходов бюджетов бюджетной системы на всех этапах развития управления государственными и муниципальными финансами не утрачивает своей актуальности. Необходимость обеспечения устойчивых темпов экономического роста обуславливает задачу выявления влияния бюджетной политики на темпы экономического роста. При этом необходимо акцентировать внимание не только на оценке влияния бюджетной политики на экономический рост, но и влияние экономического роста на бюджетную политику [1, с. 109].
Структура доходов бюджетов бюджетной системы преимущественно формируется за счет налоговых доходов, разграниченных между бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством. Действенность налогового контроля, администрирования залог успеха в реализации бюджетной политики по формированию доходов [2, с. 65 ].
Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Федеральная налоговая служба РФ за 11 месяцев 2018 года перечислила в консолидированный бюджет России 18 937,9 млрд. рублей налогов (Таблица 1).
Таблица 1. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ (на 01.12.2018 год).
Наименование | Сумма, млрд. руб. | Доля, % |
Доходы, всего, в том числе | 18 937,9 | 100 |
1. Налоги на прибыль, доходы | 7 236,3 | 38,21 |
1.1. Налог на прибыль организаций | 3 794,6 | 20,04 |
1.2. Налог на доходы физических лиц | 3 441,6 | 18,17 |
2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в т.ч. | 4 691,3 | 24,77 |
2.1. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 3 292,3 | 17,38 |
2.2. Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ | 1 399,0 | 7,39 |
3. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 170,3 | 0,89 |
4. Налоги на имущество | 1 188,8 | 6,27 |
4.1. Налог на имущество физических лиц | 1,6 | 0,01 |
4.2. Налог на имущество организаций | 994,1 | 5,25 |
4.3. Транспортный налог | 42,0 | 0,22 |
4.4. Налог н игорный бизнес | 1,8 | 0,01 |
4.5. Земельный налог | 149,3 | 0,79 |
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 5 641,9 | 29,79 |
5.1. Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 5 519,7 | 29,15 |
Структура налоговых доходов выявляет тройку лидирующих подгрупп и статей обусловивших данное соотношение. Из данных таблицы 1 следует, что в отчетном периоде налог на прибыль в структуре налоговых доходов составляет 38,2%, Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ -24,8%, Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 29,8%.
Также следует отметить, что доля нефтегазовых доходов в структуре налоговых доходов РФ составляет 29,8%, что на 8,0% больше чем в 2016 году (Рисунок 1).
Из данных рисунка 1 следует, что зависимость бюджета РФ от нефтегазовых доходов (налогового происхождения)продолжает оставаться на довольно высоком уровне, и обуславливает необходимость дальнейших мер государственного регулирования по диверсификации типовых налогоплательщиков ненефтегазового сегмента.
Эффективное осуществление государством контрольной функции позволяет выявлять финансовые правонарушения, предотвращать возникновение таких нарушений, предпринимать и совершенствовать меры борьбы с ними. От качества государственного финансового контроля зависит финансово-экономическая устойчивость государства, социальная стабильность, благополучие граждан.
Задолженность по налогам в консолидируемый бюджет РФ на 1.12.2018 год представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Задолженность по налогам в консолидируемый бюджет РФ на 1.12.2018 год
Наименование | Сумма, млрд. руб. |
1. Урегулировано по налогам | 197,9 |
2. Невозможно к взысканию налоговыми органами | 6,7 |
3. Урегулированная задолженность по налогом организаций, ИП и граждан, находящихся в процедурах банкротства | 468,1 |
4. Урегулировано задолженности по уплате пеней и налоговых санкций | 67,7 |
5. Невозможно к взысканию налоговыми органами задолженности по пени и штрафам | 2,6 |
6. Урегулированная задолженность организаций, ИП, граждан, находящихся в процедуре банкротства | 154,7 |
Задолженность всего | 897,7 |
Примечание: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы [5]
Так одним из показателей эффективность работы налоговых органов РФ является количество дополнительно начисленных налогов в результате проверок (Рисунок 2).
Примечание: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы [5].
Из данных рисунка 2 следует, что эффективность работы налоговых органов РФ по взысканию задолженности и снизились, так с помощью камеральных проверок было выплачено в 2018 году 36,7 млрд. руб., что на 50,0% меньше че в 2016 году. Эффективность выездных проверок снизились на 14,3% и составила в 2018 году 218,1 млрд. руб.
По моему мнению, главной проблемой налогового контроля является малоэффективные управленческие решения по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений [3, c. 177].
В рамках повышения эффективности и результативности налогового контроля необходимо усилить меры по продвижению и адаптации информационных технологий и внедрение информационных систем в рамках государственной программы цифровизации национальной экономики и совершенствования управления государственными и муниципальными финансами. Позитивным примером в развитии данного направления является внедрение автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС, так называемой системы АСК НДС.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Комплексная реализация мероприятий по совершенствованию налогового контроля позволит усовершенствовать управления государственными и муниципальными финансами, и налоговых доходов бюджетов бюджетной системы в частности.
Библиографический список:
1. Багратуни К.Ю Акценты бюджетной политики в системе мер по обеспечению темпов экономического роста./ Багратуни К.Ю, // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80). С. 109-111.
2. Намитулина А.З., Багратуни К.Ю. Направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации / Намитулина А.З., Багратуни К.Ю.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 63-70.
3. Станкевич, Г.В. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля в Российской Федерации и странах ЕС [Текст] / Г.В. Станкевич, Е.В. Касавич // Гуманитарные и юридические исследования. - 2016. - №4. - С. 175-180.
4. Министерство финансов России [сайт]. - URL: https://www.minfin.ru.
5. Федеральная налоговая служба [сайт]. - URL: https://www.nalog.ru/.