Государственной собственностью являются имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ) в соответствии со ст. 214 ГК РФ. К Федеральной государственной собственности непосредственно относятся объекты:
- сoставляющие oснову нациoнального бoгатства страны;
- обеспечивающие функциoнирование федеральных oрганов власти и решения общероссийских задач;
- предприятия оборонного производства;
- отраслей, oбеспечивающих жизнедеятельнoсть нарoдного хозяйства Рoссии в целом и развитие других oтраслей нарoдного хoзяйства;
- предприятия фармацевтическoй промышленнoсти, прoмышленности медикo-биолoгических препаратов;
- предприятия и oрганизации по произвoдству спиртовoй и ликеровoдочной прoдукции.
В государственную собственность субъектов РФ могут передаваться такие объекты, относящиеся к федеральной собственности как:
- Крупные предприятия народного хозяйства;
- Предприятия атомного и энергетического машиностроения;
- Учреждения здравоохранения и народного образования;
- Научно-исследовательские организации;
- Предприятия телевидения и радиовещания и др.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Субъекты государственной собственности
Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в РФ может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:
- Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;
- муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;
- граждане и юридические лица в отношении частной собственности.
Право государственной собственности
Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника РФ и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.
Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению. Субъектами права государственной собственности являются: РФ, ее субъекты.
Система управления государственной собственностью
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой следует понимать совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Росимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.
Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. Можно рассмотреть как вариант построение многоуровневой системы управления:
- Макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты РФ, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
- Мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Росимущества со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.
- Микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата (на настоящее время) Росимущества между собой.
Важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:
- государственные комитеты РФ,
- федеральные комиссии России,
- федеральные службы России,
- российские агентства,
- федеральные надзоры России,
- Управление делами Президента РФ.
Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственные комитеты РФ и федеральные комиссии России – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют, на коллективной основе, межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Федеральная служба, Российское агентство, федеральный надзор – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и так далее) функции в установленных сферах ведения.
Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституцией РФ поручено, в частности, управление государственной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство РФ вступает во взаимоотношения:
- с федеральными органами государственного управления;
- с органами государственного управления субъектов РФ;
- государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием, другими субъектами системы управления госсобственностью.
В соответствии с нормами права принято, что указами Президента РФ оформляются решения, имеющие нормативный характер. Применительно к управлению государственной собственностью – это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.
Аренда государственной собственности
В качестве объектов аренды государственной собственности могут быть:
- Земельные участки и другие обособленные природные объекты;
- Предприятия и другие имущественные комплексы;
- Отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты;
- Иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;
- Права требований, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения и нежилого помещения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст. 434 ГК РФ). Согласно ст. 655 ГК РФ передача в аренду здания или сооружения производится по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому арендодателем и арендатором. Документы, необходимые для заключения договора аренды:
- заявление (заявка) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности;
- учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц - частных предпринимателей;
- баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;
- справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;
- справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровнейна дату подачи заявки, заверенную налоговым органом.
При рассмотрении заявок на аренду учитывается своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.
Продажа государственной собственности
Государственная собственность объектов недвижимости может выставляться на продажу по решению правительства с учетом экономической ситуации и рыночных отношений в стране. Приобрести право собственника на владение объектами государственной собственности могут как юридические, так и физические лица. Процесс продажи государственного имущества регламентируется законодательными документами. Продажа государственной собственности способствует:
- значительному сокращению правительственных расходов, которые оплачиваются налогоплательщиками;
- увеличение бюджетов на разных уровнях;
- уменьшению размеров внутреннего или внешнего долга;
- расширению рынка заемных капиталов;
- увеличению платежной способности населения и желанию инвестировать средства;
- привлечению сотрудников к управлению капиталом предприятия или компании.
Приватизация проводится не только для того, чтобы изменить форму собственности, но и преследует ряд целей. Благодаря этому процессу происходит демонополизация производства, налаживается баланс доходов различных слоев населения. Продажа государственного имущества оказывает положительное влияние на фондовый рынок и его состояние. Продажа государственной собственности может производиться несколькими способами:
- приватизация на конкурсной основе;
- проведение аукционов;
- продажа акций предприятия;
- выкуп государственных объектов недвижимости, находящихся в аренде.
Все способы приватизации имеют свои особенности и выбираются претендентами по своему усмотрению. Чтобы получить право на владение государственным имуществом, покупатель обязан выполнить определенные условия, выдвигаемые продавцом. Практикой доказано, что предприятия, находящиеся в частной собственности, отличаются большей эффективностью и производительностью.
Далее: муниципальная собственность, частная собственность.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Еще найдено про государственная собственность
- Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по ее повышению В статье рассматривается показатели эффективности управления государственной собственностью факторы влияющие на эффективность управления государственной собственностью и меры по ее повышению в
- Оценка эффективности использования государственной собственности Органы государственной власти и местного самоуправления реализуют хозяйственную деятельность через хозяйствующие субъекты - унитарные предприятия а также предприятия смешанной формы собственности государственные корпорации Получение прибыли от использования государственной и муниципальной собственности не является ключевой задачей
- Государственное регулирование экономики современные реалии и взгляд в будущее В том числе по формам собственности государственная 151 119 113 116 114 111 4.5 2.5 2.3 2.4 2.3 2.2 муниципальная
- Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления Выводы Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов отражающих возможности предприятия погашать свои долги эффективно использовать как собственный так и заемный капитал а также стабильность его деятельности на перспективу и способность к ... Алтайского края что позволит обеспечить развитие принципов государственно-частного партнерства и программно-целевого подхода в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ Библиографический список 1
- Советы директоров в российских АО с государственным участием ОЭСР Corporate governance of state-owned.. 2014 p 70-71 выделяются следующие модели децентрализованная - ответственность за осуществление прав собственности со стороны государства распределена между несколькими министерствами в соответствии с их функционалом как правило отраслевым дуальная - кроме функционального министерства определенные права в отношении компаний в государственной собственности воплощает специальный орган или министерство финансово-экономического плана специального консультативного advisory органа - ответственность
- Оптимизация состава имущества государственной казны Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев областей автономной области автономных округов городов
- Распространение частной собственности на земельные участки в европейской части Российской Федерации Едином государственном реестре недвижимости прав на земельные участки приобретенных в результате земельных преобразований а земельные участки по которым фактически не определена форма собственности относятся к так называемой неразграниченной государственной собственности Частная собственность в отношении земельных участков согласно земельному лесному и водному законодательству может
- Риск дефолта аграрного бизнеса в регионе продовольственный аспект Низкая ликвидность имеющихся активов высокая неплатёжеспособность хозяйств не позволяет выступать им равноправными партнёрами финансового сектора экономики через который реализуется большая часть государственной поддержки сельского хозяйства 9 Важным инструментом предоставления ссудного капитала банком является оценка риска невозврата ... Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0.1 -0.4877 -0.5225 -0.0348 Коэффициент восстановления платежеспособности 1.0 X 0.82 X Финансовая
- Федеральная собственность Управление государственной собственностью и анализ деятельности связанной с приватизацией и распоряжением им Анализ показателей активности работы
- Некоторые тенденции в дивидендной политике публичных компаний Прямая государственная собственность -0.001 0.003 0.001 0.003 Косвенная государственная собственность 0.004 0.003 0.005 0.003 Суммарная государственная
- Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности банкротстве предприятий основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности а также предприятий в капитале которых
- Совет директоров и дивидендная политика в российских компаниях с прямым государственным участием Полученный результат объясним если учесть тот факт что по данной подвыборке средняя доля государственной собственности в АО составила 95.9% Роль председателя СД являющегося миноритарным акционером исходя из того
- Многокритериальный подход к анализу предпринимательских рисков Это вызвано тем что темп роста собственного капитала превышает темп роста чистой прибыли ООО Кубань Рентабельность продаж в 2013 году по ... Кубанского государственного аграрного университета - 2014 - № 101 - С 709-721 2 Башкатов В.В Анализ
- Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации С учетом обязательств перед учредителем в составе собственных средств государственного университета его финансовая устойчивость значительно выше чем в предыдущем случае см табл
- Распределение финансовых ресурсов в бюджетной системе РФ и экономический рост российских регионов В то же время анализ показал значимое влияние на региональный рост собственных источников доходов территориальных бюджетов С одной стороны налоговые поступления оказывают влияние на экономический рост ... С одной стороны налоговые поступления оказывают влияние на экономический рост через увеличение государственных расходов с другой в пределах налоговых полномочий региональных администраций - они отражают издержки ведения
- Пути совершенствования кредитования реального сектора экономики Федеральной службы государственной статистики URL http www.gks.ru Так число кредитных организаций в РФ сократилось за последние 7 ... В 2017 году не имели собственных региональных банков такие субъекты федерации как Брянская область Орловская область Смоленская область Архангельская область
- Внутренний аудит основных средств организации - часть 3 Расписка в принятии документов на государственную регистрацию прав собственности Отражены вложения во внеоборотные активы в виде земельного участка 08-1 60
- Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Оценка эффективности использования государственной собственности Оценка эффективности инструментов денежно-кредитной политики в условиях нестабильности национальной экономики Оценка доходов и
- Анализ арбитражного управляющего К земельным участкам изъятым из оборота отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории находящиеся в федеральной собственности а так же земли на которых расположены объекты обеспечивающие государственную безопасность и оборону объекты
- Финансовый анализ для арбитражного управляющего К земельным участкам изъятым из оборота отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории находящиеся в федеральной собственности а так же земли на которых расположены объекты обеспечивающие государственную безопасность и оборону объекты