Забнина Г.Г., Сорокин И.И.
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет
ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия
Научный результат. Экономические исследования
№2 2019
Аннотация
В статье рассмотрены особенности бюджетной политики и бюджетного планирования на примере Белгородской области. Обоснованы теоретические основы бюджетной политики и бюджетного планирования с обобщением научных подходов к определению сущности и взаимосвязи данных понятий, формулировкой собственной позиции к пониманию их содержания и задач. Определена роль бюджетной политики и определено ее место в бюджетном планировании, в том числе на региональном уровне
Управление бюджетным планированием приобретает особое значение в современных условиях неопределенности и кризисных тенденций. В связи с тем, что в федеративном государстве важная роль отводится территориям, управление бюджетным планированием должно последовательно проводиться в каждом субъекте Федерации.
Бюджетное прогнозирование служит основой бюджетной политики. Оно позволяет выяснить не только возможности бюджета для решения социально-экономических задач, выявить источники финансового обеспечения, но и зачастую ответить на вопрос соответствия возможного выполнения в полном объеме основных функций государственного сектора экономики. Изменение роли бюджета государства в управлении его развития, оценки социально-экономических угроз обуславливает повышение требований к качеству бюджетных прогнозов, оценки макроэкономических показателей и методологии их составления. Очевидно, что реализация современных требований к бюджетному планированию осложняется наличием долгосрочных рисков (экологических, демографических, социальных, денежно-кредитных, валютных и т.д.) должна увязываться с методологией бюджетного прогнозирования [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
Бюджетная политика представляет собой совокупность принимаемых мер и решений, осуществляемых законодательной и исполнительной властью, целью которой является определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработка путей их использования в интересах государства и общества.
Так как бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, то она выступает некоторым механизмом реализации экономических и социальных задач [Поварова, А.И., 2018].
Разработка бюджетной политики начинается с установления фундаментальных основ бюджета, затем определяются цели и задачи, формулируются конкретные направления использования бюджетных отношений в интересах государства и общества. Все это отражается в бюджетном процессе [Цирихова, А.Х., 2016].
Бюджетный процесс Белгородской области представляет собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и всех участников бюджетных отношений, строго регламентированную законодательством, которая заключается в рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджета области, бюджетов муниципальных образований, контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении внешней проверки, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности [Департамент финансов и бюджетной политики, 2019] Таким образом, фактическим воплощением бюджетного процесса за отчетный период становится отчет об исполнении бюджета Белгородской области. Важную роль в управлении бюджетом играет управление расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта) финансами [Соловьева Н.Е., Манина И.М., 2018.].
Участниками бюджетного процесса области являются [Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018]:
Следовательно, результатом проведения бюджетной политики Белгородской области стал бюджет региона и его реализация, структура доходов которого представлена на рисунке 1.
Так консолидированный бюджет Белгородской области на 2018 год можно представить следующим образом.
Согласно прогнозным данным, доходы бюджета области в 2018 году сократятся на 1,0 % и составят 78 208 043 тыс. рублей. Расходы соответственно составят 79 564 289 тыс. рублей - рост на 2,5 %. Таким образом, дефицит консолидированного бюджета в 2018 году составит 1 356 246 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2017 года на 11,7 %.
Таблица 1. Доходы областного бюджета в 2016-2020 годах, млн.руб.
Показатели | Факт 2016 | Оценка 2017 | Прогноз 2018 | Прогноз 2019 | Прогноз 2020 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Собственные налоговые и неналоговые доходы | 46 020 | 58 541 | 62 546 | 65 046 | 68 202 |
Безвозмездные поступления | 19 069 | 17 636 | 15 662 | 10 845 | 9 606 |
Всего доходов | 65 089 | 76 177 | 78 208 | 75 891 | 77 808 |
Стоит отметить, что собственные налоговые доходы региона вырастут на 10,8 %. Всего же собственные доходы региона с учётом налоговых и неналоговых доходов составят 62546 млн. рублей, что на 7,7 % больше результата прошлого года. Остальную сумму составляет федеральная помощь бюджету Белгородской области. В структуре всех доходов наиболее крупными источниками поступлений являются: 25 % - налоги на доходы физических лиц, 40 % - налог на прибыль организаций.
Для сравнения обратим внимание, что прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2019 год утвержден в размере 75 891 млн. рублей, объем расходов составит 78 804,2 млн.руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 2 913,2 млн.руб. Следует отметить увеличение дефицита бюджета.
По итогам трехлетки самым тяжелым для бюджета региона оказался2018 г. в этот период напряженность финансового кризиса спала, но долговые последствия не были преодолены. Доходы бюджета резко упали. Они формируются в основном из налоговых поступлений, но у многих предприятий в этот сложный период наблюдалось снижение платежеспособности или они утратили ее совсем и обанкротились [Шмелева, А.В., Милова Л.Н.,2017].
Приятно отметить, что показатели 2019 года свидетельствуют о выходе Белгородской области из посткризисного состояния, на этот факт влияет современная парадигма экономического развития, которая обновляет характер экономических отношений, переводит научные и производственные процессы на интеграционный путь развития экономики [Ваганова О.В., 2017].
Немаловажным в данной ситуации является закрепление достигнутых результатов и стимулирование дальнейшего оздоровления экономики, а значит и бюджета. За счет роста источников дохода наблюдается рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по направлениям: образование, мероприятия по реализации социально-экономической политики региона [Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., 2019].
«Доходы бюджета области на 20182020 годы определены с учетом прогноза умеренно-оптимистичных показателей социально-экономического развития области, базовых значений налоговых и неналоговых платежей», - заявил Владимир Боровик 17 октября 2018 г. на заседании правительства Белгородской области [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
Таблица 2. Расходы областного бюджета в 2016-2020 годах, млн.руб.
Показателей | Исполнение за 2017 год | 2019 год | 2019 год | Утверждено 2020 год | Темпы роста | ||
201В г. к 2017 г. | 2019 г. к 2010 г. | 2020 г. к 2019 г. | |||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего расходов | 78 082,8 | 81 067.5 | 73 804,2 | 79 925.7 | 103,8 | 97,2 | 101,4 |
Из них: | |||||||
За счет собственных, доходных источников | 64 002,7 | 68 433,4 | 67 959,0 | 70 319.8 | 106,9 | 99,3 | 103,5 |
За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | 14 080,1 | 12 634,1 | 10 845,2 | 9 606,0 | 89,7 | 85,3 | 88,6 |
В предстоящем году собственные поступления бюджета составят 67.9 млрд. рублей со снижением в 1,1 % к 2018 году, а безвозмездная помощь из федерального бюджета планируется в размере 16,6 млрд. рублей. Важным показателем является рост горно-металлургического комплекса.
Отмечается, что дефицит бюджета планируется на уровне 2,8 млрд. рублей и составит 4,6%.
Далее представлена динамика доходной и расходной части, дефицита бюджета на период 2018 - 2020 финансовый год.
По итогом периода 2018-2020 гг. становится понятно, что Белгородская область успешно выходит из посткризисного периода. Для этих целей обозначаются расходы бюджета и направляются на реализацию бюджетной, налоговой, социальной политики региона [Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018].
Таким образом, сущность бюджетной политики региона состоит из необходимости разработки фундаментальных основ бюджета и бюджетных отношений, совершенствования законодательной базы для эффективности бюджетного процесса. Проект регионального бюджета разработан адекватно для современного состояния экономики.
Контроль за эффективностью проведения бюджетной политики исполнительными органами власти и разработка ее перспективных направлений, согласно политического курса страны, приведут к становлению сильного и стабильно развивающегося не только региона, но и страны в целом.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 17.04.2019 года)
2. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области (с изменениями на 30 ноября 2018 года) Режим доступа // https://belregion.ru/upload/iblock/7ed/397-%D0%BF%D0%BF.pdf (дата обращения 12.02.2019 года).
3. О внесении изменений и дополнений в закон Белгородской области «Об областном бюджете на 2018 год»: закон Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http:// https://belregion.ru/upload/iblock/04b/372.pdf (дата обращения 15.03.2019 года).
4. Ваганова, О.В. 2017.Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области/ О.В. Ваганова // В сборнике: Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации, материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 142-147.
5. Департамент финансов и бюджетной политики. http://beldepfin.ru/media/site_platform_media
6. Камысовская, С. В.2019. Анализ региональных бюджетов РФ [Текст]: учеб. пособие/ С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова. - М.: Форум, 2019. - 288 c.
7. Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018. Бюджетная политика и понятие бюджетного процесса в Российской Федерации // Студенческий электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110033 (дата обращения: 10.04.2019).
8. Поварова, А.И., 2018. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях консолидации// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т11,№2, 2018. - С. 100-116.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018 «О бюджетной политике в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов».
10. Соловьева, Н.Е., Забнина, Г.Г., 2019. Бюджетно-налоговая политика [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Соловьева, Г.Г. Забнина. -Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2019. -76 с.
11. Соловьева, Н.Е., Манина И.М., 2018. Формирование бюджета Белгородской области/ Н.Е. Соловьева, И.М. Манина // В сборнике: Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Стрябкова. 2018. С. 173-175.
12. Цирихова, А.Х., 2016. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - С. 80-84.
13. Шмелева, А.В., Милова Л.Н., 2017. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401 -408.