И.К. Пархоменко
Ленинградский юридический журнал
№2 2017
В статье рассматриваются особенности правового положения арбитражного управляющего на стадии конкурсного производства. Эта стадия является завершающей процедурой банкротства и приводит к ликвидации предприятия-должника, поэтому от конкурсного управляющего зависит, каким образом будут удовлетворены требования кредиторов, а реализация им своих полномочий должна быть четко регламентирована.
Арбитражный управляющий - важнейший субъект, от которого во многом зависит проведение процедур несостоятельности (банкротства). В зависимости от того, как проходит процедура банкротства, роль арбитражного управляющего меняется. На каждой стадии на него возлагаются новые функции и полномочия, в связи с выполнением которых меняется и его правовой статус. Безусловно, последняя стадия - конкурсное производство существенным образом отличается от всего процесса, который ей предшествовал, поскольку на данном этапе все мероприятия приводят к ликвидации должника-банкрота. В этой связи рассмотрение статуса конкурсного управляющего является достаточно актуальным, поскольку на нем лежит особая ответственность, так как кульминация процесса зависит исключительно от его грамотных действий и четкости выполняемых функций.
По статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ количество дел, по которым арбитражными судами в Российской Федерации была введена процедура конкурсного производства, за 1 полугодие 2016 г. составило 7011 [2]. Согласно статистике примерно 40 % дел заканчивается конкурсным производством.
Поскольку конкурсное производство представляет собой завершающую стадию процедуры банкротства юридического лица, то совокупность прав арбитражного убавляющего в рамках данной процедуры, направлена на то, чтобы выполнить обязанности по обеспечению безопасности активов компании и, что немаловажно, наиболее полным образом удовлетворить требования кредиторов.
Назначение конкурсного управляющего относится к функциям арбитражного суда и является одним из его важнейших действий, поскольку конкурсный управляющий - это первостепенная фигура при проведении данной процедуры. Это связано с тем, что ему переходят полномочия руководителя и иных органов управления должника. В этой связи к арбитражным управляющим предъявляется большое количество требований. Требования выдвигаются законодателем, причем некоторые из них включают оценочные конструкции, [3, с. 692] и другими заинтересованными лицами.
Особого внимания заслуживает процедура порядка внесения информации о специалисте в области конкурсного управления в реестр арбитражных управляющих. Такое решение об утверждении конкурсного управляющего в качестве члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих должно быть оформлено соответствующим протоколом и, как следствие, информация должна быть внесена в реестр членов данной организации. Правила ведения такого рода реестров требуют, чтобы необходимая запись была внесена в этот информационный ресурс не позднее, чем через 3 дня с момента оформления соответствующего протокола. С момента утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом.
Кандидатура на пост управляющего порой вызывает ожесточённые споры. Это вызвано тем, что разные управляющие могут провести одно и то же предприятие различными путями банкротства и редко когда выбранный путь устраивает абсолютно всех [1, с. 40].
При реализации своих полномочий, предусмотренных правовым статусом и являющихся следствием реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), [5] в обязанности управляющего входит:
Поскольку данная стадия приводит к ликвидации должника, то на первое место выходит процесс формирования конкурсной массы.
Законодатель в ст. 131 Закона о банкротстве говорит о том, что под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В этой связи все счета должника в кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Конкурсный управляющий обязан использовать только один счёт должника в кредитной организации, так называемый основной счет должника. Если основной счет должника отсутствует, то арбитражный управляющий обязан открыть такой счет в ходе конкурсного производства, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 133 Закона о банкротстве.
Формирование конкурсной массы и составление реестра требований кредиторов происходит одновременно по мере выявления арбитражным управляющим требования кредиторов, подлежащих удовлетворению. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения их требований (ст. 16, 134-138 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий в целях выполнения стоящих перед ним задач должен совершить действия, соответствующие следующему алгоритму. При формировании конкурсной массы:
Остановимся на каждом этапе немного подробнее.
Первоначально конкурсному управляющему необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором производится корректировка данных актива и пассива баланса с целью приведения стоимости имущества и обязательств к их реальной стоимости путем переоценки. Затем с основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в очередности, предусмотренной ст. 142 Закон о банкротстве. Реализация конкурсной массы (имущества должника) с последующим максимальным удовлетворением требований кредиторов проводится в соответствии с принципами очередности и соразмерности пропорциональности. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит выплаты кредиторам согласно установленной очередности. Значимость фигуры конкурсного управляющего подкрепляется тем, что он единолично управляет предприятием-должником, и от его действий напрямую зависит результат всего процесса, а именно, кто из кредиторов и сколько денег получит. Денежная сумма, которую получат кредиторы в рамках причитающихся им выплат на данной стадии, по большому счету зависит от расторопности самих кредиторов, от профессионализма управляющего и от конкретных действий судей, но главным образом от того, в каком состоянии и с какими активами предприятие подошло к банкротству.
Составление отчета по результатам проведенной деятельности связано с составлением ликвидационного баланса. Особого внимания в структуре окончательного ликвидационного баланса заслуживает его пассив, где отражается задолженность, которую невозможно погасить в связи с недостаточностью имущества должника, в размере, признанном арбитражным судом, и непокрытые убытки организации, сформированные до и после открытия конкурсного производства.
Безусловно, из-за важности процедур, проводимых арбитражным управляющим, его деятельность должна носить открытый характер и быть прозрачной. В этой связи следует отметить, что законодательно не регламентировано, какие документы должны быть включены в бухгалтерскую ликвидационную отчетность. По своей сути окончательный ликвидационный баланс организации отражает лишь конечный результат конкурсного производства. В Гражданском кодексе содержатся лишь указания о составлении промежуточного и ликвидационного балансов. Отсутствие других форм бухгалтерской отчетности может привести к невозможности формирования полного и достоверного представления о финансовом положении предприятия-должника, его доходах и расходах.
В сложившейся ситуации конкурсные управляющие самостоятельно принимают решения о составе ликвидационной отчетности. Принимая во внимание, что более полная отчетность достовернее сможет отразить и донести информацию о предприятии должнике. Целесообразным было бы чтобы окончательному ликвидационному балансу имел приложение к бухгалтерскому балансу. Наличие дополнительного бухгалтерского баланса позволит арбитражному суду, кредиторам проанализировать деятельность конкурсного управляющего за весь период конкурсного производства.
И в завершение всей процедуры конкурсный управляющий должен предоставить отчет об использовании денежных средств должника, который должен содержать: а) реквизиты основного счета должника; б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; в) информацию о каждом платеже (с его обоснованием) и об общем размере использованных денежных средств должника.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения [4].
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что, безусловно, фигура конкурсного управляющего является ключевой при проведении последней процедуры несостоятельности (банкротства) - конкурсного управления. Отсюда и целый ряд особенностей, которые можно отметить в статусе арбитражного управляющего. Из- за важности задач, стоящих перед конкурсным управляющим, деятельность его должна быть полностью открытой. Эта прозрачность может быть достигнута исключительно полной регламентацией того, какие необходимо составлять документы, какая информация должна в них содержаться и акцент здесь должен быть сделан на бухгалтерской отчетности (бухгалтерском балансе). Это позволит в полном объеме и достоверно оценить реальное состояние предприятия-должника и проанализировать, анализ насколько квалифицированно конкурсный управляющий выполнил свои задачи.
Список литературы
1. Гаврилова Н.В. Банкротство как бизнес в условиях экономического кризиса (как предотвратить превращение банкротства в формальную процедуру списания долгов?) // Имущественные отношения в РФ №7(94). - 2009. - С. 38-47.
2. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ [электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3579 (дата обращения 06.02.2017).
3. Пархоменко И.К. Некоторые аспекты применения норм с оценочными формулировками в гражданском законодательстве РФ // Науч. тр. Рос. акад. юрид. наук. - М., 2015. - С. 690-699.
4. Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего: постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299 // СЗ РФ. - 26 мая 2003. - № 21. - Ст. 2015.
5. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 2 июля 2013 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. - 28 окт. 2002. - № 43. - Ст. 4190.