Белостоцкий Алексей Александрович,
кандидат экономических наук, доцент
Курского государственного университета
Политика, экономика и инновации
№2 2018
Аннотация: в статье проводится анализ управления государственными финансовыми ресурсами в условиях применения основных положений бюджетных правил и исправления экономических дисбалансов с целью преодоления недостаточной эффективности и несбалансированности параметров бюджетной системы.
Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:
Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия -долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [3, С. 111-113].
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование - это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.
С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики и минимизация потерь при таком переходе [4].
В настоящее время основной проблемой формирования государственных финансовых планов (бюджетов) является их точное прогнозирование, особенно в долгосрочной перспективе как на федеральном, так и на местном уровнях. На это влияет множество факторов, главными из которых являются нестабильность глобальной экономики, мировой финансовой системы, геополитическая обстановка и международные экономические санкции.
В современных условия российский бюджет формируется в среднесрочной перспективе, основные характеристики которого представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг., млрд. рублей
Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
ДОХОДЫ | 14 720 | 15 258 | 15 555 | 16 285 |
% ВВП | 16,0 | 15,7 | 15,1 | 14,8 |
Нефтегазовые доходы | 5 795 | 5 480 | 5 248 | 5 440 |
% ВВП | 6,3 | 5,6 | 5,1 | 4,9 |
в % от общего объема | 39,4 | 35,9 | 33,7 | 33,4 |
в т.ч. базовые нефтегазовые доходы | 5 050 | 4 952 | 5 247 | 5 440 |
Ненефтегазовые доходы | 8 925 | 9 778 | 10 307 | 10 845 |
% ВВП | 9,7 | 10,0 | 10,0 | 9,8 |
в % от общего объема | 60,6 | 64,1 | 66,3 | 66,6 |
РАСХОДЫ | 16 728 | 16 529 | 16 374 | 17 155 |
% ВВП | 18,1 | 17,0 | 15,9 | 15,6 |
БАЛАНС | -2 008 | -1 271 | -819 | -870 |
% ВВП | 2,2 | 1,3 | 0,8 | 0,8 |
Первичный баланс (до уплаты расходов на обслуживание гос.долга) | -1 278 | -447 | 0 | 0 |
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП | 8,5 | 6,9 | 5,9 | 5,7 |
Для решения этой проблемы необходимо более детально анализировать макроэкономические показатели применяемые при формировании доходов и расходов бюджета, а также минимизировать отклонения в стратегическом бюджетном планировании, используя статистические методы государственных и муниципальных финансов [1, С. 90-91].
А так как на полученные статистические данные опирается эконометрический анализ с дальнейшим построением экономико-математической модели, необходимо разрабатывать новые методы и подходы, а также новый инструментарий в практике органов управления государственными и муниципальными финансами
В качестве такого инструментария в процессе составления государственных финансовых планов предлагается использование статистико-эконометрических пакетов программ таких как EconometricViews, Gratl для расчета в долгосрочной перспективе показателей государственного бюджета, которые позволят сформировать имитационную экономико - математическую модель на основе множества переменных, способную учесть факторы воздействующие на макропоказатели, тем самым снизив их вариативность в длительный период времени.
Для этого на первом этапемы выделяем три последовательные модели реализации процесса бюджетного планирования и прогнозирования, позволяющие постепенно увеличивать временные рамки составления проекта бюджета:
Основным преимуществом первой модели является соответствие сложившейся процедуре составления и рассмотрения бюджетов, однако в этом случае разделение между текущим и среднесрочным планированием окажется недостаточно четким. Во второй модели появляется возможность раздельной проработки среднесрочных и текущих вопросов бюджетного планирования, в то же время могут возникнуть трудности в их увязке друг с другом. Третья модель позволяет планировать долгосрочные проектировки в соответствии со статистическим анализом рядов динамики макроэкономических показателей полученные в ходе выборочного наблюдения.
Получив в процессе статистического анализа данные выявляем возможные значения результативного показателя, при рассчитанных значениях факторов, которые для линейной модели регрессии. Затем, используя метод прогнозной экстраполяции, который заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому период мы получаем повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращаем сроки их выполнения.
В результате мы получаем тренд, оценка которого осуществляется параметрическим и непараметрическим методами. Параметрический метод заключается в подборе гладкой функции, которая описывала бы тенденцию ряда. Непараметрический метод используется, когда нельзя подобрать гладкую функцию и заключается в механическом сглаживании временных рядов методом скользящей средней.
При таком способе прогнозирования, даже в среднесрочной перспективе возникает высокая взаимная коррелированность объясняющих переменных, которая приводит к линейной зависимости нормальных уравнений, появлению больших ошибок и неточному прогнозу в более длительных периодах времени (более 5 лет).
Важнейшей задачей экономической политики на перспективу является преодоление структурной и технологической деградации на основе выработки и последовательной реализации стратегии модернизации и инновационного прорыва, преодоления энерго-сырьевой доминанты в структуре экономики и экспорта.
После этого, используя в качестве инструментария, эконометрические пакеты EconometricViews, Gratl и на основании расчетных статистических данных приступаем к построению экономико-математической модели с помощью которой оценивается эффективность изменения значений макроэкономических показателей при возможных изменениях входных характеристик в длительный временной период и способной заменить и имитировать исследуемый объект. Процесс управления с использованием модели можно рассматривать в этом случае как метод отыскания наилучших решений для анализа поведения государственных системы долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования без непосредственного экспериментирования с самой системой (рис.1).
На рисунке наглядно продемонстрировано каким образом, экономико-математическая модель дает возможность оптимизировать параметры государственного бюджета. Моделируя воздействие множества экономических факторов на систему государственных финансов мы получим более точные количественные и качественные характеристики, уменьшив при этом сроки (учитывая, что долгосрочный бюджет планируется на 10 -15 лет и более) и значительно снизим материальные и трудовые затраты.
При разработке долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития России необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие радикальное улучшение структуры экономики и внешней торговли в направлении повышения доли потребительского и инноационно-инвестиционного секторов в структуре производства и экспорта на основе инновационного прорыва и существенного повышения конкурентоспособности отечественной готовой продукции [2, С. 298.]
Формирование бюджетной политики в соответствии с принципами, заложенными в новую конструкцию бюджетных правил позволит не только повысить устойчивость федерального бюджета и гарантировать исполнение всех обязательств государства независимо от подвижности цен на нефть, но также будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических и финансовых условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики и благоприятствовать проводимой Банком России политике таргетирования инфляции [5]. Постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета в течение 2018-2019 гг. создаст благоприятные условия для стабилизации инфляции на более низком уровне, откроет дополнительное пространство для снижения равновесных реальных процентных ставок в экономике и устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста. При этом программа постепенного сокращения структурного дефицита сфокусирована на структурных мерах, которые позволяют не только достичь устойчивого сокращения бюджетных дисбалансов, но и способствуют устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития.
Список источников:
1. Белостоцкий А.А. Роль бюджетной статистики в управлении государственными финансами / Статистика - главный информационный ресурс современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2011. - 275с.
2. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / 4-е изд. перераб. и доп. - М. Экономика - 2011. — 604 с.
3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы -Москва: Юнити-Дана. - 2015. - 559 с.
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. URL:http://www.minfin.ru (дата обращения: 17.08.2017).
5. Официальный сайт Правительства РФ: официальный сайт. URL:http://www.government.ru (дата обращения: 25.08.2017).