Киризлеева Алиса Салаватовна
Кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры финансовых услуг и банковского дела,
Донецкий государственный университет управления
г. Донецк,
Вестник Южно-Уральского государственного университета.
Серия: Экономика и менеджмент
№4 2016
В статье построены контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции модели управления активами и пассивами коммерческого банка с целью организации всех операций, потоков и взаимосвязей при осуществлении данного процесса; исследованы стратегии и основные принципы управления активами и пассивами, новые тенденции и важность использования аналитической структуры, пути решения возникающих нормативных и управленческих вопросов и проблем в этой области.
Управление активами и пассивами в коммерческих банках (ALM) осуществляется с помощью различных инструментов управления, предназначенных для минимизации воздействия рисков на банки, следовательно, потери прибыли и стоимости банков.
Управление активами и пассивами в коммерческом банке включает все области, связанные с банковскими операциями, - кредиты, депозиты, портфельные инвестиции, управление капиталом и другое [1]. Многие ученые и практики такие, как Васюренко А.В., Гальчинский А.С., Дзюблюк А.В., Ковальчук Т.Т., Лаврушин О.И., Панова Г.С., Дыба М.И., Осадчий Е.С. и другие, исследуют актуальные аспекты развития управления активами и пассивами банков.
С целью эффективного управления банковским институтом для получения максимальной прибыли при сохранении надежности необходимо анализировать, контролировать и управлять всеми денежными потоками банка, по которым отток и приток средств возможен как в настоящем, так и в будущем. Автор предлагает в систему управления активами и пассивами банка включать также управление операциями, которые отражаются как внебалансовые требования и обязательства. В противном случае банк не может рассчитать достоверно возможные потери при наступлении определенных рисков по операциям, которые учитываются на внебалансе, что может дестабилизировать работу банка [2]. Контекстная диаграмма модели управления активами, пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами коммерческого банка и диаграмма декомпозиции процесса управления активами, пассивами, внебалансовыми требованиями и обязательствами коммерческого банка представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Контекстная диаграмма модели управления активами и пассивами коммерческого банка (составлено автором)
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции процесса «Управление активами и пассивами коммерческого банка» (составлено автором)
В настоящее время существуют три способа стратегий управления активами и пассивами в коммерческих банках.
Основными задачами стратегии управления финансами (FMS) являются:
Процентный риск является серьезной проблемой, с которой сталкиваются банки в своей стратегии ALM [4].
Процентная ставка определяется рыночными силами при взаимодействии с объемом спроса и предложениями заемных (кредитных) средств.
Колебания рыночной процентной ставки приводят к двум видам риска в банках - риск изменения цены и реинвестирования рисков.
Процентная ставка может быть определена как стоимость кредита. Процентная ставка измеряется с помощью доходности к погашению (YTM) - это уравнивает текущую рыночную стоимость кредита или безопасность с ожидаемым будущим доходом, и такой кредит можно генерировать. Доходность к погашению рассчитывается по формуле
или
где PV - текущая рыночная стоимость;
CF (денежный поток) активов - ожидаемый денежный поток;
FV (будущая стоимость) - ожидаемое значение актива в конце срока;
I - рыночная процентная ставка;
YTM - доходность к погашению;
Р - цена финансового инструмента;
m - номинальная стоимость финансового инструмента;
t - период времени; r,
n - порядковый номер, показывающий количество элементов суммы от 1 до n.
Банковская ставка дисконтирования (DR) -ставка, как правило, котируется на краткосрочных кредитах и государственных ценных бумагах и рассчитывается как
DR = ((100-цена покупки кредита)/100) * 360 / количество дней до погашения, (3)
где DR = 100% - цена приобретения кредита или безопасности;
100 х 360 - количество дней до погашения.
Эквивалент доходности к погашению - это средство преобразования DR, YTM и рассчитывается по формуле
YTM = ((100-цена покупки) / цена покупки) * 365 / дней до погашения. (4)
Процентная ставка состоит из двух компонентов - безрисковая процентная ставка и премия за риск. Кредит или кредит с поправкой на риск, риск инфляции, срок или возврат безопасности на погашение риска, реализация риска государственных облигаций должен быть оплачен в конце срока [5].
Премии риска - премии за риск являются процентные ставки, взимаемые по кредитам или другим документам, для того чтобы компенсировать определенные риски - по умолчанию риска, риска инфляции, риска ликвидности и других рисков. Для управления рисками процентных ставок банки занимаются хеджированием процентных ставок (IRH). IRH направлена на сохранение прибыли от отрицательного воздействия колебаний процентных ставок, сосредотачиваясь на процентных активах и обязательствах - кредиты, инвестиции, процентные депозиты и другие, тем самым защищая соотношение чистой процентной маржи (NIM).
Общая задача распределения (GAP) представляет анализ и переоценку процентных активов с целью сопоставления их значений с величиной депозитов и прочих обязательств. Важность GAP -общая задача распределения:
Решения органов управления на проведение политики распределения GAP варьируется в зависимости от возможностей банков. Банки могут либо вступить на агрессивное, либо на оборонительное управление разрывом.
Оборонительное управление менеджеров банка будет стремиться установить GAP как близкое к нулю, насколько это возможно, чтобы уменьшить колебания ожидаемых доходов.
Управление руководства также зависит от характера риска, возникающего из-за разрыва:
где D - длительность разрыва;
CF - денежный поток;
YTM - доходность к погашению;
Т - период времени;
С - знаменатель, эквивалентный текущей рыночной стоимости или цене актива;
n - порядковый номер, показывающий количество элементов суммы от 1 до n [8].
Собственный капитал банка (NW) рассчитывается как стоимость активов за вычетом стоимости обязательств. Анализ продолжительности разрыва может быть использован для стабилизации или иммунизации рыночной стоимости банка, а также измеряет чувствительность рыночной стоимости финансового инструмента к изменениям процентной ставки.
Управление активами и пассивами (ALM) играет важную роль в деятельности банковского института. Управление ликвидностью и балансом имеют решающее значение для существования и осуществления деятельности, операций коммерческого банка.
В последнее время даже крупные транснациональные финансовые институты находились в глубоком кризисе ликвидности и остро нуждались во внешнем вмешательстве. Практическая значимость управления активами и пассивами и управления ликвидностью была несколько занижена. Регулирующие органы и наблюдатели отмечают, что даже хорошо зарекомендовавшие себя банки не смогли найти выход из глубокого кризиса ликвидности. Это привело к принятию новых мер, необходимых для обеспечения надежной системы управления банком. Следовательно, разрабатываются новые методы эффективного управления, а в некоторых регионах создаются органы, осуществляющие контроль за управлением активами и пассивами и управлением ликвидностью [9].
Важно исследовать основные принципы управления активами и пассивами, новые тенденции и важность использования аналитической структуры, пути решения возникающих нормативных и управленческих вопросов и проблем в этой области.
Важными аспектами для обеспечения надежности банка являются риски ликвидности и рыночные риски. Риск ликвидности определяется как риск, который не достиг ожидаемых и неожидаемых текущих и будущих потоков денежных средств и эффективной залоговой потребности. Рыночный риск в целом состоит из процентного риска и валютного риска [10].
Основное внимание в управлении активами и пассивами - управление балансовым риском - функция ALM стремится сосредоточить внимание на балансе рентабельности при управлении рисками, а также в увеличении рентабельности.
Различные направления бизнеса и финансовых продуктов, предлагаемых в границах одного банка, всегда имеют общую точку соприкосновения в банке, так как подразделения казначейства и управление активами и пассивами несут ответственность за управление движением денежных средств в коммерческом банке. С экономической точки зрения финансовые институты являются важнейшими посредниками, которые создают и поглощают ликвидность в финансовой системе. Финансовые ресурсы подвергаются трансформации сроков погашения, так как они циркулируют в банке. Трансформация сроков погашения влияет на рыночный спрос и предложение, политику и потребности коммерческих банков и рынка сегментов. Процесс погашения требований и обязательств неизбежно приводит к значительному риску расхождения в сроках погашения, риску изменения процентных ставок, а также валютному риску, помимо кредитного риска. Основные функции ALM и ликвидности управления рисками позволят банкам управлять и снижать риски до допустимого уровня. Банковские институты все больше склоняются к осуществлению подобного процесса и стремятся использовать оптимальные средства [11].
Новая нормативно-правовая база должна способствовать повышению надежности коммерческих банков и включать сценарии и предположения, усовершенствованные и новые руководящие принципы для буферов ликвидности, представляемые банками. Усовершенствованный подход делает упор не только на то, как данный подход работает в одном банке, но все больше и больше на заинтересованности в соблюдении потенциальных системных рисков и концентрации ликвидности, для того чтобы предвидеть события риска.
Рамочные последствия управления ликвидностью в FTP во многих банках включают премию за ликвидность на базе FTP.
Решение FTP обеспечивает непревзойденную гибкость при расчете и назначении премии за ликвидность, основы риска и других дополнений FTP. Это означает, что, несмотря на затраты, связанные с увеличением ликвидности, есть некоторые резервы ликвидности для длительных и устойчивых сценариев развития риска. Рамки ликвидности требуют, чтобы банки имели надежный ALM риск и риск ликвидности.
Пересмотренные правила капитала направлены на решение ликвидности в краткосрочной и долгосрочной перспективе и требуют от банков располагать достаточным капиталом, чтобы выдержать 30-дневный сценарий риска [12].
Стресс-тестирование на периодической основе имеет решающее значение для установления уровней отказоустойчивости и моделирования мер эффективности по исправлению положения в случае кризиса. Решение по управлению риском ликвидности осуществляет планирование баланса при различных сценариях и предположениях. Это позволяет повторно провести проверки планов действий в чрезвычайных ситуациях ликвидности. Важная часть стресс-тестирования - обеспечение и осуществление методов тестирования буфера ликвидности при стрессовых условиях, что позволяет банку визуально прибегнуть к буферам ликвидных активов и применить планирование на случай чрезвычайных ситуаций ликвидности [13-15].
Следует отметить, что надежное управление активами и пассивами в конечном итоге становится основой для комплексного планирования баланса.
Банки все чаще проводят оценку рисков активов и требований к капиталу, чтобы сосредоточиться на максимизации доходности при оптимизации требований к капиталу. Руководство банка хотело бы быть уверенным, что планирование капитала и ALM команд, заинтересованных в каждом направление бизнеса, могут оценить стоимость капитала, необходимого для соответствующих сфер деятельности [16].
Одним из ключевых выводов этого анализа является то, что банки должны принимать риски в управлении своих активов и пассивов, но они никогда не должны строить свою стратегию на прогнозах процентных ставок. Банки должны осознать важность управления активами и пассивами, его полезность в решении проблем ликвидности и риска с целью повышения финансовой стабильности и надежности данных институтов.
Литература
1. Киризлеева, А.С. Механизмы решения проблем информационной асимметрии при предоставлении кредитов банковскими институтами / А.С. Киризлеева // Экономика и предпринимательство. - Пермь, 2015. - № 3 (56). - С. 8.
2. Zenios S.A., Rozen W. Handbook of asset and liability management. Volume 1, Theory and Methodology. Amsterdam: Elsier North Holland, 2006. Р. 18-21.
3. Євтух, О.Т. Житлова іпотека / О.Т. Євтух // Економіка України. – 2001. – № 1. – С. 39–42.
4. Євтух, О.Т. Житлова іпотека: фінансовоекономічний аспект / О.Т. Євтух // Вісник Національного банку України. – 2000. – № 4. – С. 51–52.
5. Євтух, О.Т. Іпотека в умовах аграрної реформи / О.Т. Євтух // Фінанси України. – 2001. – № 7. – С. 9–15.
6. Євтух, О.Т. Іпотека як механізм ефективного використання ресурсів в умовах економічних реформ / О.Т. Євтух // Науковий вісник Волин. держ. ун-ту ім. Лесі Українки. – 2001. – № 4. – С. 143–149.
7. Brown, J. Worldwide Asset and Liability Modeling. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002.
8. Євтух, О.Т. Іпотека як складова ринкового механізму господарювання / О.Т. Євтух // Економіка України. – 2000. – № 1. – С. 65–69.
9. Neely, G. Dynamic Allocation Decisions in the Presence of Liability Constraints: Working paper. EDHEC Risk and Asset Management Research Centre, 2000.
10. Євтух, О.Т. Іпотечний механізм житлового інвестування: перші кроки / О.Т. Євтух // Фінанси України. – 2000. – № 9. – С. 90–95
11. Киризлеева. А.С. Механизм реализации инвестиционной политики коммерческих банков Украины / А.С. Киризлеева // Донецький державний університет управління. Збірник наукових праць. – Т. XIV. Вип. 277. Актуальні проблеми економічного розвитку: зовнішньоекономічні, виробничі та екологічні аспекти. Серія Економіка. – Донецьк: ДонДУУ, 2013. – С. 3–9.
12. Borio K. A Bank Asset and Liability Management Model // Operations Research. - 2008. - Vol. 34. - Р. 356-376.
13. Казанская, А.Ю. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах) / А.Ю. Казанская. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. - 202 с.
14. Волчанка, А.Д. Кредит и банковское дело: учебник / А.Д. Волчанка, Н.М. Рущишин, Т.Я. Анд-рейкив. - М.: Знание, 2008. - 564 с.
15. Тагирбеков, K.P. Основы банковской деятельности: учебник / К.Р. Тагирбеков. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 718 с.
16. Dooley K., Folkerts-Landau D., Garber A. The Theory of Liability Driven Investments // Life & Pensions Magazine. - 2004. - Vol. 2, No. 5. - P. 39-44.