Гусева Ирина Алексеевна,
кандидат экономических наук, профессор
Департамента финансовых рынков и банков
Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации;
профессор кафедры количественных методов в менеджменте
Института бизнеса и делового администрирования
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Артемова Марина Александровна,
аспирант кафедры «Экономика организации»,
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
Финансовые рынки и банки
№1 2020
В статье рассматриваются три вида инновационных инструментов получения финансирования компаниями на финансовом рынке, а именно коммерческие, структурные облигации, кредитные ноты, обладающие рядом преимуществ перед традиционными методами финансирования через выпуск акций или облигаций, таких как более упрощенная процедура их эмиссии и получение большего дохода. При достаточном уровне финансовой грамотности и умении рассчитать риски и потенциальные угрозы для бизнеса, предприниматель может с помощью данных инструментов вывести свою компанию на качественно новый уровень функционирования. Экономика, где активно внедряются финансовые инновации, является наиболее «благоприятной средой» для развития деятельности организаций, функционирующих в ней. По этой причине развитию финансового инжиниринга должно уделяться усиленное внимание со стороны государства, которое в сотрудничестве с финансовыми институтами должно стимулировать разработку и усовершенствование финансовых инструментов.
В условиях ограниченного внутреннего рынка финансовых ресурсов важным элементом успешности привлечения финансовых средств компанией является использование современных и инновационных инструментов и механизмов. На сегодняшний день. Рассмотрим три перспективных относительно недавно появившихся на российском рынке финансовых инструмента.
Кредитные ноты (CLN, Credit Linked Notes) - это разновидность долговых ценных бумаг, выпускаемых на международном рынке капиталов специально созданной для этого иностранной компанией (SPV), которая предоставляет кредит для российской компании-заемщика или ее аффилированного иностранного предприятия. Кредитная нота (CLN) является ценным бумагой со встроенным кредитным дефолтным свопом, позволяющим эмитенту переложить определенный кредитный риск на кредитных инвесторов. Инвесторы покупают ценные бумаги у траста (SPV), который выплачивает фиксированный или плавающий купон в течение срока действия ноты.
Основные цели, преследуемые компаниями, выпускающими кредитные следующие:
Недостатки рынка CLN в большинстве случаев связаны с потенциальными инвесторами. Зачастую они осторожно относятся к рассмотрению новых инвестиционных меморандумов. Это может быть объяснено как меньшей величиной рынка CLN в сравнении с рынком еврооблигаций, так и более низкими требованиями по раскрытию информации (ввиду отсутствия строгих правил есть риск того, что сведения о компании будут неполными и недостоверными). Кроме того, по причине того, что CLN не обращаются на вторичном рынке, инвестор не имеет возможности «выхода» из ценной бумаги.
Коммерческие облигации. Концепция коммерческих облигаций в России появилась в июле 2014 года, когда вступили в силу поправки к Закону № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1], устанавливающие особенности выпуска и обращения финансового инструмента на внебиржевом рынке. Первый выпуск коммерческих облигаций был зарегистрирован летом 2016 года Национальным расчетным депозитарием и был погашен в конце августа 2017 года.
В начале октября 2017 года было выпущено 18 выпусков коммерческих облигаций с номинальной стоимостью от 20 млн. До 1,7 млрд рублей. Финансовый инструмент был создан для увеличения количества облигаций, доступных на российском рынке, а также для того, чтобы позволить малым и средним предприятиям привлекать инвестиции простыми и дешевыми способами по сравнению с выпуском биржевых облигаций и банковских кредитов.
Рассмотрим основные характеристики коммерческих облигаций, которые отличают их от ключевых аналогов на финансовом рынке [2]:
Процедура регистрации коммерческих облигаций, которая состоит из четырех основных этапов:
Предположим, что эмитент не привлекает внешнего консультанта для подготовки эмиссионных документов, а также потенциальный покупатель облигаций известен заранее. В этом случае расходы эмитента делятся на две составляющие: оплата услуг Национальному расчетному депозитарию, составляющая 125000 рублей [2] в маркетинговый период, и выплачивает купон владельцу облигации.
Соответственно, можно выделить основные преимущества выпуска коммерческих облигаций:
Структурные облигации. Закон о структурных облигациях вступил в силу в октябре 2018 г. [1] Данный финансовый инструмент отличается от обычных облигаций тем, что их доходность имеет прямую зависимость с изменением цен на определенные активы. Если учесть то, что каждый выпуск облигаций привязан к корзине активов, причем рост и падение котировок данных активов может отразиться на доходе от облигации с разными коэффициентами, то легко понять, что разнообразие этих бумаг может быть ограничено только фантазией их создателя.
К преимуществам структурных облигаций можно отнести возможность получения по ним повышенного дохода, когда цены базовых активов инструмента движутся в нужную сторону. Минус - это невозможность предсказать будущий доход, ведь неполная защита капитала для инвестора при неблагоприятных стечениях обстоятельств может означать и убыток.
На сегодняшний день в обращении находятся схожие финансовые инструменты (инвестиционные облигации), доход которых также зависит от стоимости базовых активов, но их погашение происходит по номинальной стоимости. Лидером по выпуску инвестиционных облигаций в разрезе объемов и количества выпусков (65) является БКС и Сбербанк (52). Однако, БКС размещает бонды за рубежом, в то время как Сбербанк с другими эмитентами размещает их на локальном рынке.
Наиболее популярные базовые активы для инвестиционных облигаций, которые планируется применять и для структурных - сырьевые товары, индексы, акции, валюты и процентные ставки. Выплаты по структурным облигациям предлагается проводить как в денежной форме, так и с помощью ценных бумаг, допущенных к торгам. Эмитентами структурных бондов могут быть кредитные организации, дилеры, брокеры, специализированные финансовые общества.
С момента введения закона о структурных облигациях они были разрешены к покупке только квалифицированным инвесторам, однако в марте Банком России была создана группу с участием представителей финансового рынка, задача которой разработать перечень критериев структурных облигаций, которые смогут приобрести неквалифицированные инвесторы [5].
Потери же по подобным бумагам для неквалифицированных инвесторов будут ограничены 1530% от номинала - в зависимости от срока их обращения. Инвесторов, приобретающих данные бумаги, необходимо в обязательном порядке информировать о рисках: на титульном листе проспекта эмиссии облигаций должно быть указание на то, что они являются инвестициями повышенного риска и полный возврат их номинальной стоимости не гарантируется. Помимо этого, было выдвинуто предложение по введению «периода охлаждения» для структурных бондов: в течение 10 дней инвестор будет иметь право по расторжению договора и требованию возврата средств, которые он внес.
По мнению НАУФОР, структурные облигации должны содержать требования к прозрачности базовых активов, а именно - иметь биржевую рыночную котировку, а также ее доступность в ежедневном режиме. Кроме того, предлагается установить минимальное значение кредитного рейтинга базовых активов, эмитентов и самих облигаций. Также, в рамках поощрения выпуска эмитентами структурных бондов, предлагается установить наступление кредитного события (обстоятельство, которое бы предоставило эмитенту право отказа от выплаты номинала облигации или его части) в соответствии с объективным критерием, определяемым комитетами ISDA (Международной ассоциацией свопов и деривативов), а также убрать ограничения предельного срока обращения данных облигаций.
Выплата вовремя погашении такого вида облигаций, по мнению профучастников, может осуществляться неденежными средствами, но лишь в случае признания рыночной стоимости этих активов не ниже уровня защиты капитала. Для индексов, которые являются базовыми активами, предлагается установление требования, связанного с корректностью и непрерывностью их публикации и расчета.
Несмотря на нечеткое на текущий момент определение гарантий и повышенный риск, инвестиционный рынок нуждается во внедрении таких финансовых инструментов, как альтернативы иностранным инвестиционным продуктам.
Краудфандинг. Широко известным фактом является то, что в сфере финансов наблюдается тенденция к деинтермедиации. C помощью такого относительно нового явления, как краудфан-динг и его формы, любые бизнес-идеи можно воплотить в жизнь без помощи банка или какой-либо кредитной организации.
Схема краудфандинга состоит в следующем - получение финансирования на определенные нужды путем сбора небольших сумм денежных средств с частных инвесторов - а именно, обычных людей, пользующихся интернетом, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В зависимости от ожидаемой выгоды различают несколько краудфандинговых моделей: ориентированная на получение пожертвований, вознаграждения, займа или вкладов от участия в капитале. Каждый из них имеет свои преимущства и недостатки, однако, исходя из зарубежного опыта развития краудфандинговых интернет-платформ, можно сделать вывод, что они являются довольно успешными.
Рынок краудфандинга растет быстрыми темпами с каждым годом. Согласно данным ЦБ РФ [4], в 2017 г. его объем составил 11,2 млрд рублей. Это почти вдвое превышает показатели 2016 года (6,2 млрд руб.) и в 7,5 раз - результаты 2015 года (1,5 млрд руб.).
Краудфандинг может осуществляться как в классическом виде - когда проект находится в поисках средств для еще до воплощения его в жизнь или в частичном - проект, который имеет определенную часть средств, в настоящий момент ищет средства для расширения деятельности.
Объем заключенных сделок P2P (по выдаче займов физических лиц другим физическим лицам) возросла практически в два раза в сравнении с предшествующим периодом, достигнув показателя 208,8 млн рублей. В среднем сумма на один договора займа в 2017 году составляла 8915 рублей. Сохраняется тенденция роста количества заемщиков (с темпом прироста в 129,1%), одновременно с этим на треть уменьшилось количество заимодавцев (34,9%).
P2B (займы от физического лица юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) - одно из самых крупных и более стремительно развивающихся направлений рынка кра-удфандинга - в 2017 году показало устойчивый рост по всем показателям. Его размер достиг 1,55 млрд рублей, на 216,3% выше, чем в предшествующем году. Средняя стоимость сделки составила около 300 тыс. рублей на одно физическое лицо, средний объем займа - около 900 тыс. рублей в расчете на одно юридическое лицо. Кроме того, объем портфеля займов в данном сегменте составил 1,15 млрд рублей (что на 234% больше, чем в 2016 году). Доля просроченной задолженности в портфеле займов P2B снизилась на 0,9 процентных пунктов (с 8,7 до 7,8%).
Стремительный рост также произошел в сегменте B2B (займы от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выдаваемые юридическому лицу / индивидуальному предпринимателю), что обуславливается присоединением к раскрытию в рамках добровольной отчетности новой компании, которая моментально заняла место крупнейшего игрока рынка B2B (с долей в 83,4% в совокупном портфеле займов). Благодаря этому, объем в денежном выражении данного вида краудфандинга за 2017 год составил 9,3 млрд рублей, на 81,5% больше показателя предыдущего года. Совокупно в 2017 году были заключены 9442 В2В-договоров. Преимущества:
Компании малого и среднего бизнеса проявляют интерес к краудфандинговым платформам не только из финансовых соображений, существует также несколько других преимуществ:
Потенциальные риски и недостатки:
В современных экономических условиях субъекты хозяйствования в высоко-конкурентной среде со множеством макроэкономических проблем начали продумывать более тщательно внутреннюю финансовую стратегию и осваивать более передовые пути финансирования, ведь поиск оптимальной финансовой стратегии в сфере привлечения финансовых ресурсов компанией отечественного реального сектора экономики является неотъемлемой и главенствующей целью ее долгосрочного развития и эффективного функционирования.
В свою очередь, финансовый рынок не стоит на месте. Финансовый рынок перераспределяет временно свободные денежные средства между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами, список которых расширяется на постоянной основе. Развитию его инструментов и механизмов уделяется усиленное внимание со стороны государства.
Имея достаточный уровень финансовой грамотности и рассчитывая правильно потенциальные возможности и угрозы, предприниматель может при помощи данных инструментов вывести свою компанию на качественно новый уровень развития.
Литература
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N39^3 // Система Консультант-Плюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (Дата обращения 13.11.2019).
2. Услуги Национального Расчетного Депозитария //Официальный веб-сайт Национального Расчетного Депозитария [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nsd.ru/ru/ services/id/ (Дата обращения 10.11.2019).
3. Федеральный закон от 18.04.2018 № 75-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части регулирования структурных облигаций бумаг» // Система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296061/ (Дата обращения 22.09.2019)
4. Объем рынка краудфандинга в 2017 году увеличился в два раза. Официальный сайт Банка России // [Электронный ресурс] / Режим доступа - https://www.cbr.ru/Press/event/7idH902 (Дата обращения 01.04.2019)
5. ЦБ РФ запустил процесс разработки критериев структурных облигаций для неквалифицированных инвесторов // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://naufor.ru/tree. asp?n=16506 (Дата обращения 22.04.2019)
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части регулирования структурных облигаций бумаг [Текст]: Федеральный закон от от 18.04.2018 № 75-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296061/ (Дата обращения 22.04.2019)
7. Официальный сайт организации НАУФОР // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://naufor.ru/tree.asp?n=12905 (Дата обращения 15.12.2019)
8. Satta G., Notteboom Th., Parola Fr., Persico L. Determinants of the long-term performance of initial public offerings (IPOs) in the port industry / G. Satta, Th. Notteboom, Fr. Parola, L. Persico // Transportation Research Part A. - 2017. № 103. - P. 135-153.
9. Essays, UK. Innovative Financial Instruments. - 2018. Retrieved from https://www.ukdiss.com/examples/innovative-financial-instruments-in-india.php?vref=1