Александр Николаевич Сухарев
доктор экономических наук,
профессор кафедры конституционного,
административного и таможенного права,
Тверской государственный университет,
Тверь, Российская Федерация
Финансы и кредит
№40 2017
Аннотация
Предмет. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифной политики и источник дохода федерального бюджета Российской Федерации.
Цели. Раскрытие фискального значения ввозных и вывозных таможенных пошлин в современной России.
Методология. Формальная логика, системный подход и анализ статистических данных.
Результаты. Рассмотрены функции таможенных пошлин в современном мире. Показано, что ввозные таможенные пошлины не могут эффективно выполнять защитную функцию, которую в большей степени способно взять на себя валютное регулирование. Раскрыто экономическое содержание вывозных таможенных пошлин как особого инструмента торговой политики государства. Обозначены факторы, приводящие к усилению фискальной функции таможенных пошлин в современной России. Представлены статистические данные, показывающие доходы федерального бюджета от таможенных пошлин (ввозных и вывозных) в абсолютном и относительном выражении (доля доходов федерального бюджета и по отношению к ВВП). Приведены данные о воздействии ввозных и вывозных таможенных пошлин на устойчивость федерального бюджета.
Выводы. В настоящее время произошло ослабевание фискального значения у таможенной пошлины. Доля доходов бюджета от таможенной пошлины в странах мира обычно является незначительной. В то же время в России таможенная пошлина является существенным источником дохода федерального бюджета, где большая роль принадлежит не ввозной, а вывозной таможенной пошлине на углеводороды. Нестабильность цен на нефть на внешнем рынке обеспечивает неустойчивость федерального бюджета. Рост экономики России в будущем повысит его устойчивость.
Исторически появление таможенных пошлин было связано не с необходимостью регулирования внешней торговли и защиты отечественных производителей, а как дополнительный и в ряде случаев существенный источник дохода государства (государя).
В дальнейшем с появлением меркантилизма таможенная пошлина стала рассматриваться как средство проведения протекционистской политики [1, 2]. Меркантилизм просуществовал достаточно долго и был, по сути, первой теорией внешней торговли. Как известно, из критики меркантилизма Адам Смит создал собственную экономическую теорию, которая сегодня является основой экономического образования.
В настоящее время таможенной пошлине принято приписывать три функции: балансировочную [3, 4]. Ввозная (импортная) таможенная пошлина выполняет фискальную и протекционистскую функции, а вывозная (экспортная) пошлина - фискальную и балансировочную функции [5]. Таким образом, фискальную функцию выполняет одновременно ввозная и вывозная таможенные пошлины. Протекционистская и балансировочные функции решают задачу регулирования национальной экономики, имеют свою специфику, в целом (совокупно) их можно обозначить как регулирующую функцию. Протекционистская функция направлена на защиту отечественных производителей от нежелательной конкуренции со стороны иностранных товаров и тем самым поддержание национального производства, уровня занятости и благосостояния населения [6]. Балансировочная функция ставит преграду для избыточного вывоза отечественных товаров за рубеж и тем самым способствует увеличению потребления таких товаров внутри страны [7]. Здесь устраняется конкуренция спроса на ряд отечественных товаров со стороны иностранных покупателей.
Действие протекционистской функции таможенной пошлины основано на повышении цены импортного товара на внутреннем рынке на величину такой пошлины, что снижает ценовую конкурентоспособность импортных товаров. В этом плане импортные пошлины выполняют защитную функцию от нежелательной иностранной конкуренции. Однако это было справедливо в эпоху золотого стандарта и высоких ставок таможенных пошлин. В современном мире в условиях свободно колеблющихся курсов национальных валют и при существовании в индустриально развитых странах низкого среднего уровня таможенного обложения импортные пошлины не выполняют эффективно, как прежде, защитную функцию. В этих условиях протекционистскую функцию наиболее действенно может выполнять курс национальной валюты. Рассмотрим это на следующем условном примере.
Пусть на внешнем рынке товар стоит 10 долл. США, а на внутреннем - 550 руб. Курс доллара составляет: 1 долл. США = 50 руб. Тогда в целях защиты отечественных товаров от иностранной конкуренции следует установить ставку импортной пошлины в размере 10%. В этом случае иностранный товар также будет продаваться на внутреннем рынке за 550 руб. (10 долл. США х 50 руб./долл. США + 10%). Однако это будет справедливым при неизменности курса доллара. В реальности он подвержен изменчивости. При укреплении рубля до курса 1 долл. США = 40 руб. импортный товар на внутреннем рынке с прежним уровнем тарифного обложения будет продаваться уже за 440 руб. (10 долл. США х 40 руб./долл. США + 10%). Это должно потребовать пересмотра ставки таможенной пошлины до 37,5%. Наоборот, девальвация рубля до значения 1 долл. США = 100 руб. приведет к росту цены на импортный товар до 1100 руб. (10 долл. США х 100 руб./долл. США + 10%), что должно сопровождаться отменой таможенной пошлины. Но и в этом случае без таможенной пошлины импортный товар будет стоить на внутреннем рынке 1 000 руб.
Представленный пример показывает, что курс национальной валюты в значительно большей степени влияет на конкурентоспособность национальных товаров, чем ставки таможенных пошлин. Вместе с тем государства не имеют возможности автоматически изменять ставки импортных пошлин вслед за изменением курса их валют. В этом плане импортные пошлины уже как прежде не могут выполнять защитной функции, их можно представлять как рудимент прежней системы регулирования национальной экономики.
Эволюция функций таможенной пошлины в мире в целом происходила от смены приоритета фискальной функции к регулирующей [8-10]. США вообще пошли на отмену вывозных таможенных пошлин, так как, по их мнению, подобные пошлины не позволяют производителям получать максимум выгоды. Вывозные таможенные пошлины есть отражение социальной политики государства, и направлены они на поддержание потребления определенных товаров внутри страны в ущерб интересам производителей таких товаров, тем самым ликвидируется «сигнал рынка», направленный на расширение производства товаров [11-13].
Имея все признаки и экономическое содержание косвенного налога, таможенная пошлина юридически налогом не является. В Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ст. 5) она обозначена как обязательный платеж, который взимается в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Ранее в том же законе она обозначалась не через слово «платеж», а через слово «взнос». Отказ в признании таможенной пошлины налогом - это не новация российского государства, а отражение положений Киотской конвенции1.
1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур: подписана в Киото 18.05.1973.
Ранее в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ст. 1) в качестве одной из целей тарифа была обозначена интеграция России в мировое хозяйство. Однако впоследствии в связи с введением санкций по отношению к России со стороны западных стран и ответных действий со стороны России это было изъято из Закона.
В США, странах ЕС и Японии доля доходов государственного бюджета от таможенной пошлины крайне невелика и составляет 1-2% [14]. Наоборот, в наименее развитых странах поступления от таможенной пошлины могут составлять существенную долю доходов государственного бюджета. Это связано с неразвитостью национального производства и низкими доходами населения, что сужает внутренний налоговый потенциал в таких странах. В данных условиях наиболее надежным источником формирования бюджета выступает таможенная пошлина. Таким образом, в развитых странах значение фискальной функции у таможенной пошлины невелико, а в менее развитых странах ей придается одно из важнейших значений. Россия в этом плане представляет некоторое исключение. Несмотря на экономическую развитость, в России большая доля доходов федерального бюджета формируется за счет таможенной пошлины.
Это обусловлено действием следующих факторов.
Первое - наличие высоких ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками на аналогичные товары в США, странах ЕС и Японии. Если в последних странах средневзвешенный уровень таких ставок составляет 3-4%, то в Таможенном тарифе ЕАЭС - 15-16%2.
2 Рассчитано автором по статистике внешней торговли.
Второе - наличие вывозных таможенных пошлин на газ природный и нефть - основные экспортные товары России. Вывозные ставки на нефть поставлены в зависимость от цены нефти на внешнем рынке. С повышением цен на нефть вывозные ставки на нее увеличиваются, а при снижении - сокращаются.
Таблица 1. Динамика сумм таможенных пошлин в России (2007-2016)
Год | Таможенная пошлина, млрд руб. |
Доля вывозной таможенной пошлины в совокупном объеме ввозной и вывозной таможенной пошлины, % |
ВВП, млрд руб. | ||
Ввозная | Вывозная | Итого | |||
2007 | 488,1 | 1 834,8 | 2 322,9 | 79 | 33 247,5 |
2008 | 625,6 | 2 859,3 | 3 484,9 | 82 | 41 276,8 |
2009 | 467,2 | 2 042,2 | 2 509,4 | 81,4 | 38 807,2 |
2010 | 566,8 | 2 508,1 | 3 074,9 | 81,6 | 46 308,5 |
2011 | 631,8 | 3 710,3 | 4 342,1 | 85,4 | 60 282,5 |
2012 | 655,5 | 4 099,7 | 4 755,2 | 86,2 | 68 163,9 |
2013 | 596,7 | 4 058 | 4 654,7 | 87,2 | 73 133,9 |
2014 | 568,1 | 4 637,1 | 5 205,2 | 89,1 | 79 199,7 |
2015 | 484,2 | 2 780,4 | 3 264,6 | 85,2 | 83 232,6 |
2016 | 489,8 | 2 054,1 | 2 543,9 | 80,7 | 86 043,6 |
В табл. 1 представлена динамика сумм таможенных пошлин в России в период с 2007 по 2016 г. Для РФ оказывается характерным кратное превышение сумм вывозных таможенных пошлин над суммами ввозных таможенных пошлин. Подобное превышение в разные годы за рассматриваемый период составляет 4-8 раз. Так, в 2014 г. сумма ввозной таможенной пошлины составила 5 6 8, 1 млрд руб., а сумма вывозной таможенной пошлины - 4 637,1 млрд руб. В 2016 г. они соответственно составили 489,8 млрд руб. и 2 054,1 млрд руб. При этом степень изменчивости сумм вывозных таможенных пошлин является более значительной, чем сумм ввозных таможенных пошлин. Это связано с тем, что на объем вывозных таможенных пошлин сильное влияние оказывает изменение цен на нефть на внешнем рынке. Цена нефти за относительно короткий период может измениться в разы. Вместе с тем не происходит соответствующего изменения объемов вывозных таможенных пошлин в российских рублях из-за изменения курса доллара США к отечественной валюте. Так, например, падение цены нефти в два раза привет к девальвации рубля, а это частично компенсирует выпадающие доходы федерального бюджета от падения цен на нефть, выраженные в российских рублях.
Для устойчивости федерального бюджета более значимым является не колебание объема ввозных, а колебание объема вывозных таможенных пошлин. К примеру, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. объем ввозных таможенных пошлин снизился на 83,9 млрд руб. (с 568,1 до 484,2 млрд руб.), а объем вывозных таможенных пошлин - на 1 856,7 млрд руб. (с 4 637,1 до 2 780,4 млрд руб). В 2008-2016 гг. среднее абсолютное годовое изменение сумм ввозных таможенных пошлин составляло 73,4 млрд руб., а вывозных таможенных пошлин - 7 8 9, 2 млрд руб. (табл. 2), то есть разница более чем в десять раз. p>
Таблица 2. Изменение сумм таможенных пошлин (2008-2016 гг.)
Год | Изменение сумм таможенной пошлины за год по отношению к предыдущему году, млрд руб. | ||
Ввозная | Вывозная | Итого | |
2008 | +137,5 | +1 024,5 | +1 162 |
2009 | -158,4 | -817,1 | -975,5 |
2010 | +99,6 | +465,9 | +565,5 |
2011 | +65 | +1 202,2 | +1 267,2 |
2012 | +23,7 | +389,4 | +413,1 |
2013 | -58,8 | -41,7 | -100,5 |
2014 | -28,6 | +579,1 | +550,5 |
2015 | -83,9 | -1 856,7 | -1 940,6 |
2016 | +5,6 | -726,3 | -720,7 |
Среднее абсолютное изменение | 73,4 | 789,2 | 854,7 |
Источник: составлено и рассчитано по данным ФТС РФ (URL: http://www.customs.ru) и Росстата (URL: http://www.gks.ru)
Таможенные пошлины подлежат зачислению в федеральный бюджет. В 2007-2016 гг. их максимальная доля в доходах федерального бюджета составляла 38,2% (2011 г.), а минимальная - 18,9% (2016 г.) (табл. 3).
Таблица 3. Таможенная пошлина в доходах федерального бюджета (2007-2016 гг.)
Год | Доля таможенной пошлины в доходах федерального бюджета, % | ||
Ввозная | Вывозная | Итого | |
2007 | 6,3 | 23,6 | 29,9 |
2008 | 6,7 | 30,8 | 37,5 |
2009 | 6,4 | 27,8 | 34,2 |
2010 | 6,8 | 30,2 | 37 |
2011 | 5,6 | 32,6 | 38,2 |
2012 | 5,2 | 32,8 | 38 |
2013 | 4,6 | 31,2 | 35,8 |
2014 | 3,9 | 32 | 35,9 |
2015 | 3,5 | 20,4 | 23,9 |
2016 | 3,6 | 15,3 | 18,9 |
Источник: составлено и рассчитано по данным ФТС РФ (URL: http://www.customs.ru) и Росстата (URL: http://www.gks.ru)
Это свидетельствует о том, что таможенные пошлины оказывают значительное воздействие на сбалансированность федерального бюджета.
В табл. 4 представлены данные о доле сумм таможенных пошлин по отношению к ВВП. В 2007-2016 гг. она находилась в диапазоне от 3 (2016 г.) до 8,4% (2008 г.).
Таблица 4. Таможенная пошлина по отношению к ВВП в России (2007-2016)
Год | Таможенная пошлина по отношению к ВВП, % | ||
Ввозная | Вывозная | Итого | |
2007 | 1,5 | 5,5 | 7 |
2008 | 1,5 | 6,9 | 8,4 |
2009 | 1,2 | 5,3 | 6,5 |
2010 | 1,2 | 5,4 | 6,6 |
2011 | 1 | 6,2 | 7,2 |
2012 | 1 | 6 | 7 |
2013 | 0,8 | 5,5 | 6,4 |
2014 | 0,7 | 5,9 | 6,6 |
2015 | 0,6 | 3,3 | 3,9 |
2016 | 0,6 | 2,4 | 3 |
Источник: составлено и рассчитано по данным ФТС РФ (URL: http://www.customs.ru) и Росстата (URL: http://www.gks.ru)
В России с помощью вывозных таможенных пошлин происходит изъятие природной ренты в доходы федерального бюджета. Однако это не единственный способ ее изъятия. Оно также осуществляется с помощью ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ природный и нефть. Было бы возможно вообще отказаться от вывозных ставок на данные углеводороды путем повышения соответствующих ставок НДПИ и их привязки к ценам на ресурсы на внешнем рынке. Тогда федеральный бюджет будет получать те же доходы, но только в виде другого источника поступлений [14]. Использование в России механизма вывозных таможенных пошлин на газ природный и нефть связано с необходимостью реализации особой таможенно-тарифной политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей. Вывозные таможенные пошлины приводят к снижению цен на углеводороды на внутреннем рынке по отношению к ценам на них на внешнем рынке.
В свою очередь это сокращает поставки углеводородов на внешний рынок, что приводит к росту цен на них на внешнем рынке.
Требование отмены вывозных таможенных пошлин на углеводороды со стороны западных стран привело к затягиванию вступления России в ВТО [15, 16].
Неустойчивость федерального бюджета вследствие изменения объема поступления сумм таможенных пошлин привело к необходимости создания стабилизационного финансового механизма. В 2004-2008 гг. существовал Стабилизационный фонд РФ, а с 30 января 2008 г. - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ. Благодаря данным фондам удалось снизить процикличность федерального бюджета, а также обеспечить устойчивость основных макроэкономических показателей (объем национального производства, занятости, инфляции и проч.) [17, 18]. В данные фонды подлежит зачислению конъюнктурная часть нефтегазовых доходов, которая помимо вывозной таможенной пошлины на нефть и газ природный включает НДПИ на них же3.
3 Статья 96.6. Бюджетного кодекса РФ.
Рост экономики России сократит в будущем долю доходов федерального бюджета от вывозной таможенной пошлины на углеводороды, что повысит устойчивость федерального бюджета в целом.
В качестве итога изложенного можно сделать вывод о том, что в современном мире произошло ослабевание фискального значения у таможенной пошлины. Доля доходов бюджета от таможенной пошлины в странах мира обычно является незначительной. В то же время в России таможенная пошлина является существенным источником дохода федерального бюджета, где большая роль принадлежит не ввозной, а вывозной таможенной пошлине на углеводороды. Нестабильность цен на нефть на внешнем рынке обеспечивает неустойчивость федерального бюджета. Рост экономики России в будущем повысит устойчивость федерального бюджета.
Список литературы
1. Андрианов В. Эволюция основных концепций регулирования экономики (от теории меркантилизма до теории функциональных экономических систем) // Общество и экономика. 2005. № 4.С. 3-47.
2. Пономарева Т.Г., Данилко Р.Г., Захарова Е.В. Генезис меркантилизма как комплементарного инструмента государственной поддержки экономики для решения глобализационных проблем // Экономика и управление. 2015. № 8.С. 11-14.
3. Шалашаа З.И., Багба А.Н. Механизм трансграничного регулирования региональной экономики // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-12. С. 2744-2748.
4. Лосева Е.С., Казьмина М.Д. Функции таможенных пошлин и их влияние на доходы в федеральный бюджет на современном этапе развития Российской Федерации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. Т. 10. С. 161-166.
5. Рева Т.М. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент внешнеэкономической политики // Налоги и финансовое право. 2010. № 5.С. 113-117.
6. Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12. С. 28. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582
7. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992. 514 с.
8. Безукладова О.С., Гаращенко Е.А. Функции таможенного тарифа в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2006. № 3.С. 24-33.
9. Новиков В.Е., Крайнова М.В., Круглова О.В., Чернышевская Е.А. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа. М.: РТА, 2015. 208 с.
10. Егоров М.Ю. Функции таможенного тарифа в Российской империи в XIX веке // Экономический журнал. 2010. Т. 18. № 2.С. 86-90.
11. Заорский Г.В. Экспортные пошлины и их влияние на инвестиционные интересы // Интеграл. 2007. № 6.С. 86.
12. Максимов А.М. Налоги и экспортные пошлины: поиск оптимального решения // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 45. С. 69-73.
13. Федотов Б.Г. Особенности формирования и применения общего таможенного тарифа в странах Европейского союза // Финансы. 2010. № 8.С. 44. URL: http://www.finance-journal.ru/index.php?part=finance&num=201008
14. Кузовкин А.И. О влиянии мировой цены и экспортной пошлины на нефть в России на внутренние цены на нефть и нефтепродукты в странах ЕАЭС // Микроэкономика. 2017. № 1.С. 20-24.
15. Синельников-Мурылев С.Г., Идрисов Г.И. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. 2011. № 12. С. 72-77.
16. Зубарев А.В., Полбин А.В. Оценка макроэкономических эффектов от снижения экспортных пошлин на нефть // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 6.С. 8-35.
17. Сухарев А.Н. Макроэкономическая политика «нефтяного государства» в условиях волатильности нефтяных цен: теоретические представления // Общество и экономика. 2015. № 4-5. С. 35-43.
18. Сухарев А.Н. Проблемы государственных сбережений в России // Финансовый бизнес. 2011. № 2.С. 12-18.