Д.С. Тарнопольская
юрист юридической фирмы
«Базаров, Голиков и партнеры»
(г. Москва)
Д.А. Савин
юрист юридической фирмы
«Базаров, Голиков и партнеры»
(г. Москва)
Имущественные отношения в РФ
№5 (152) 2014
Налоговые проверки - один из основных видов налогового контроля, применяемого налоговыми органами. В статье рассматриваются важные аспекты налоговых проверок, которые необходимо знать налогоплательщику, чтобы успешно пройти проверку и суметь защитить свои права и интересы при взаимоотношениях с налоговым органом.
Существуют три вида налоговых проверок, которые различаются по целям, срокам и месту проведения:
Наиболее распространенными и эффективными с точки зрения выявления налоговыми органами нарушений налогового законодательства и доначисления налоговых платежей являются выездные налоговые проверки. Именно поэтому они неизменно вызывают повышенный интерес у налогоплательщиков - каждая организация рано или поздно может неожиданно для себя стать объектом проведения выездной проверки.
Вместе с тем неожиданность выездной проверки является следствием недостаточной осведомленности налогоплательщиков о принципах планирования и назначения проверок налоговыми органами. Риск проведения выездной проверки всегда прогнозируем. Более того, налогоплательщик способен не только определить дату начала выездной проверки, но и выявить направления проверки и оценить примерные суммы дополнительных налоговых начислений по ее итогам.
Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Ими разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа и применения программного комплекса «ВНП-отбор», который автоматически отбирает компании, которые потенциально могут допустить налоговые правонарушения.
Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Цель проведения такого анализа - решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также определение оптимальных направлений ее проведения.
Информационную базу, используемую налоговой инспекцией для проведения предпроверочного анализа, составляет информация, полученная ими из внешних и внутренних источников. Источники информации разнообразны, и масштаб осведомленности налоговой инспекции о деятельности налогоплательщика может оказаться больше, чем он предполагает. К таким источникам могут быть отнесены другие налоговые и государственные органы Российской Федерации, иностранные налоговые органы, банки, физические и юридические лица. Так, к примеру, ГИБДД МВД России может сообщить налоговой инспекции о факте приобретения транспортного средства, банк - о движении денежных средств по счетам, а конкурент -об известных ему налоговых правонарушениях, допускаемых налогоплательщиком. Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность. Более того, инспекция может использовать и открытые источники информации о деятельности налогоплательщика - СМИ и Интернет.
Методологической основой проведения предпроверочного анализа является приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция).
Юристы компании «Базаров, Голиков и партнеры» провели обширный анализ влияния введения Концепции на результативность выездных проверок и выявили, что ее применение налоговыми органами не только повысило эффективность проверок, но и оказало влияние на подходы к их организации. Так, например, объем дополнительно начисленных налоговых платежей по итогам выездных проверок, проведенных налоговыми органами города Москвы, увеличился в 2,3 раза - с 30,2 миллиарда рублей в 2006 году до 70,8 миллиарда рублей в 2012 году. Кроме того, проверки стали иметь более целевой характер (подробнее см. [2]).
Концепцией установлены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, такие как средняя налоговая нагрузка налогоплательщика, доля вычетов по НДС от суммы начисленного НДС, «миграция» между налоговыми органами, отклонение уровня рентабельности и т. д. Организации, показатели деятельности которых отклоняются от опубликованных критериев, как правило, включаются налоговым органом в план проверок. Таким образом, используя эти критерии, налогоплательщик имеет возможность проанализировать способы и результаты своей хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения в отношении него выездной проверки.
Конечно, избежать налоговой проверки невозможно, но, регулярно отслеживая указанные критерии, снизить вероятность ее назначения вполне реально.
Также знание критериев может помочь налогоплательщику оценить примерный объем налоговых претензий по результатам проверки. Однако в этом вопросе могут быть полезны и данные статистики.
Так, средняя сумма доначислений на одну выездную проверку по России в 2010 году составила 4 803 тысячи рублей, в 2011 году - 5 311 тысяч рублей, а в 2012 году -6 733 тысячи рублей (из доклада М.В. Мишустина об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности [3]). Соответственно, средней компании по итогам проверки стоит ожидать доначислений на сумму около 7 миллионов рублей.
Если в отношении налогоплательщика все же назначена выездная проверка, то ему не помешает ознакомиться с ключевыми принципами методологии проведения проверок налоговыми органами. Это поможет определить, в каких направлениях будет работать инспекция с целью выявления налоговых правонарушений.
Мы рекомендуем обратить внимание на следующие документы, регламентирующие порядок проведения выездных проверок:
В этих письмах содержатся рекомендации по проведению выездных проверок, которые могут сформировать общее понимание используемых налоговыми органами процедур и методов. В частности, в них содержится перечень анализируемых и оцениваемых документов и информации, список проводимых мероприятий налогового контроля, указаны вопросы, на которые налоговой инспекции следует обратить особое внимание в ходе налоговой проверки.
Тем не менее ни для кого не секрет, что у налоговых органов существует не только план, устанавливающий, в отношении каких организаций целесообразно назначить выездную проверку, но и план по суммам доначислений по ее итогам. Последовательно проверяя методологические аспекты ведения налогоплательщиком налогового учета, вероятность выполнить такой план конечно есть, однако это потребует больших временных и трудовых затрат. Соответственно, налоговая инспекция прежде всего обратит внимание на вопросы, правонарушения по которым выявить легче, и дополнительно начисленные платежи по которым составят более значительные суммы. Речь идет о выявлении налоговыми органами схем уклонения от уплаты налогов, а также фактов наличия взаимоотношений с фирмами-однодневками. Вот почему при оценке налоговых рисков налогоплательщика в первую очередь необходимо исследовать именно эти вопросы.
При выявлении налоговым органом потенциально недобросовестного контрагента компании следует позаботиться о следующем:
На результаты выездной налоговой проверки в значительной степени влияют уровень подготовленности к ней налогоплательщика, а также его поведение в ходе ее проведения.
Итак, на что стоит обратить внимание при подготовке к выездной налоговой проверке?
Во-первых, следует провести визуальную проверку первичных документов - их наличие и присутствие в них всех необходимых реквизитов. Кроме того, первичная документация не должна содержать какие-либо пометки, а также посторонние документы, к примеру распечатки статей, писем, судебной практики по спорным налоговым вопросам. Также следует иметь в виду, что в рамках выездной проверки в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) проверяющие могут истребовать документы у контрагентов компании. В связи с этим не лишним будет удостовериться в том, что экземпляры первичных документов, хранящиеся у компании, идентичны документам, находящимся у ее контрагентов. Сделать это рекомендуется хотя бы в отношении ключевых и наиболее крупных контрагентов.
Во-вторых, необходимо подготовить офис, где будет проводиться проверка. Здесь также не должно быть ничего лишнего, а для работы сотрудников налогового органа следует выделить отдельное оборудованное помещение.
В-третьих, нельзя обойти вниманием и сотрудников компании - следует сообщить им о выездной проверке и проинструктировать о важных аспектах их поведения во время ее проведения. Самое важное, о чем им нужно помнить, это то, что не стоит обсуждать рабочие вопросы в местах общего пользования и давать какие-либо комментарии инспекторам до получения повестки о вызове свидетеля на допрос в порядке статьи 90 НК РФ.
Помимо этого, целесообразно выделить сотрудника, на которого будет возложена обязанность взаимодействовать с представителями налогового органа в течение всего времени проведения проверки. При этом желательно, чтобы у него уже имелся опыт прохождения налоговых проверок и он мог уделять необходимое количество времени проверяющим. Помимо выделенного ответственного лица, иные сотрудники компании не должны контактировать с инспекторами, однако в отдельных случаях они могут давать пояснения инспектору в присутствии ответственного лица.
Теперь несколько слов о поведении налогоплательщиков уже в ходе выездной проверки.
Прежде всего обратим внимание на порядок представления документов инспекторам в ходе проверки. Все документы, запрашиваемые в виде копий или в электронном виде, должны быть истребованы в порядке статьи 93 НК РФ. Это означает, что налогоплательщику не следует представлять какие-либо документы лишь по устному требованию инспектора. Кроме того, даже при получении требования о представлении документов не стоит стремиться тут же его исполнить. Конечно, необходимо соблюсти сроки, предусмотренные НК РФ, однако представление документов в последний день предусмотренного срока поможет компании затянуть налоговую проверку. Таким образом, проверяющие будут располагать меньшим временем для выявления налоговых правонарушений.
Также в ходе проверки важно установить хороший личный контакт с проверяющими - вести себя дружелюбно, не проявлять агрессию или недовольство, предоставить им комфортные условия для работы. В то же время представители налоговых органов должны понимать, что порядок проведения проверок налогоплательщику известен и он не допустит нарушения своих прав.
По результатам выездной проверки составляется акт проверки, в котором содержатся сведения о проведенных в ее ходе мероприятиях налогового контроля, о подтвержденных документально фактах налоговых правонарушений, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, то он имеет право в течение одного месяца со дня его получения представить свои письменные возражения. После рассмотрения материалов проверки с учетом представленных возражений по итогам проверки будет вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На принятие решения налоговому органу дается 10 дней с момента истечения срока для представления письменных возражений на акт проверки.
В случае несогласия компании с принятым решением она может в течение года подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Если по итогам рассмотрения жалобы будет вновь вынесено решение, не удовлетворяющее налогоплательщика, то у него есть еще три месяца, чтобы оспорить его в судебном порядке.
Обращаем внимание на то, что в ходе обжалования решения налогового органа налогоплательщик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения налогового спора, то есть в суд можно обратиться только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.
Надеемся, что приведенная в статье информация окажется полезной и поможет налогоплательщику не растеряться, получив решение о назначении в отношении него выездной налоговой проверки.
Литература и информационные источники
1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@.
2. Анализ влияния введения «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на результативность выездных проверок и на подходы к их проведению. URL: http://www.bgplaw.com/articles/20131105.pdf
3. Доклад руководителя Федеральной налоговой службы М.В. Мишустина об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. URL: http://www.nalog.ru/files/docs/doklad.rar
4. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок: письмо Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622@.
5. О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками: письмо Федеральной налоговой службы от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837@.
6. Федеральная налоговая служба: [официальный сайт]. URL: nalog.ru
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.