Поликарпов К. И.
аспирант;
Тимофеев Д. Г.
магистрант;
Дышлюк О. А.
магистрант,
кафедра экономики и управления предприятиями и производственными комплексами,
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург
International scientific review
№20 (30) 2016
Аннотация: в статье представлена методология анализа, ориентированного на принятие управленческих решений и основанного на CVP-модели.
Актуальность темы исследования связана с тем, что экономический анализ, осуществляемый по модели «Затраты - объем производства - цена» позволяет определить минимальный объем производства, необходимый для достижения безубыточности деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что рассматриваемая тема достаточно часто рассматривалась в различных литературных источниках, однако авторы изданий, например [3, 6], раскрывают базовые основы данного анализа, не уделяя внимания вопросам принятия решений на основании данного аналитического инструмента. Достаточно подробно данная проблема рассмотрена в издании [8]. Более того, в учебно-методических литературных источниках, как правило, не представлен подробный алгоритм построения графика безубыточности, что негативно отражается на восприятии их содержания, особенно студентами, обучающимися самостоятельно, в т.ч. на дистанционной и заочной формах обучения.
Научная новизна данного исследования обусловлена теоретико-методологическим обоснованием проблем применения аналитического инструмента «CVP-анализ» в практической деятельности предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что её содержание может применяться специалистами-экономистами в практической деятельности и студентами, обучающимися по различным направлениям профессиональной подготовки на различных уровнях образования при решении ситуационных задач в области управления затратами предприятия и иных областях.
Как правило, в литературных источниках формула для определения критического объема производства и реализации представлена в следующем виде:
Qкр = Зпост / (Ц - Зперем-уд.) (1)
Где: Qкр - критический объем производства в натуральном или денежном выражении;
Зпост - Постоянные затраты, приходящиеся на весь объем производства за определенный период (месяц, квартал, год), руб.;
Ц - цена единицы продукции, руб.;
Зперем - переменные затраты, приходящиеся на весь объем производства, руб.
Qкр = Зпост / (1 - Зперем-уд./Ц) = Зпост / (1 - Зперем/В) (2)
Где: В – Выручка от реализации продукции, руб.;
Зперем - переменные затраты, приходящиеся на весь объем производства, руб.
Формула (1) позволяет определить порог рентабельности (точку безубыточности) в натуральном выражении (кг, шт.), для того, чтобы определить объем производства в денежном выражении, значение показателя, полученное с помощью данной формулы, следует умножить на цену единицы продукции.
Формула (2) является более универсальной, она позволяет определить значение порога рентабельности (точки безубыточности) сразу в денежном выражении. Рассматриваемую формулу можно представить в двух видах: первый вариант основан на тех же данных, на которых построена формула (1), второй вариант применим в ситуациях, когда отсутствуют данные о цене единицы продукции, величине переменных затрат, приходящихся на единицу продукции. Данные ситуации встречаются при анализе сводных показателей бизнес-плана, данных отчёта о финансовых результатах, при условии, что в соответствии с учетной политикой предприятия [4], сводные данные о затратах сгруппированы отдельно по постоянным затратам, отдельно по переменным.
Мы считаем, что представленные формулы (см. формулы 1 и 2) недостаточно объективны для получения аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений. Недостатком представленных формул является тот факт, что они позволяют определить объем производства и реализации продукции только при достижении точки безубыточности. Сущность представленных формул заключается в том, что с их помощью определяется объем производства, при котором полностью окупаются постоянные расходы. Однако в практической деятельности предприятий и организаций случаются ситуации, в которых необходимо определить объем производства и реализации продукции, достаточный для получения той или иной суммы прибыли от реализации или прибыли от осуществления основной предпринимательской деятельности экономического субъекта. В связи с этим необходимо дополнить представленные формулы таким показателем, который позволяет определить объем производства, при котором не только окупаются постоянные затраты, но и формируется планируемый объем прибыли от реализации. Данным показателем может служить вклад на покрытие. Данный показатель призван обобщить данные о величине постоянных затрат и прибыли от реализации продукции. Формула, позволяющая определить значение данного показателя, представлена ниже:
ВКЛпокр = ПРмарж = В - Зперем (3)
ВКЛпокр = Зпост + ПРреализ = (Ц - Зперем-уд.)*Q (4)
Где: ВКЛпокр - вклад на покрытие;
ПРмарж - маржинальная прибыль;
ПРреализ - прибыль от реализации;
Q - объем производства продукции.
Существует несколько альтернативных вариантов определения значения показателя «Вклад на покрытие», указанные способы расчета представлены в формулах (см. формулы 3, 4).
Для ситуаций, при которых задан объем производства и иные параметры, при этом необходимо определить величину цены единицы продукции, величину совокупных затрат или величину удельных переменных затрат, применяются следующие формулы (см. формулы 5, 6, 7):
Ц = Зперем + ВКЛпокр/Q = Зперем-уд. + (ПРреализ + Зпост)/Q (5)
Зпост = Q*(Ц - Зперем-уд.) - ПРреализ (6)
Зперем-уд. = Ц - ВКЛпокр/Q = Ц - (ПРреализ + Зпост)/Q (7)
Раскрывая методологию построения графика безубыточности, следует ввести условные обозначения:
Как правило, в задачах данного типа объем производства (С) принимают равным объему реализации. Однако в практической деятельности встречаются ситуации, когда предприятию удается реализовать меньший объем продукции, чем был произведен. Или наоборот - предприятие может произвести определенный объем продукции за период, реализовать его в полном объеме, а также реализовать часть остатков на начало периода. Для построения графика возьмем следующие исходные данные: A - 36040 руб./год., B - 43 руб./шт., С - 1305 шт., D - 75 руб./шт., E - 1300 шт.
В целях построения графика безубыточности представим вспомогательную таблицу:
Таблица 1. Данные для построения графика безубыточности
Показатель | Точка начала | Точка окончания | В соответствии с исходными данными | |||||
Точка начала | Точка окончания | |||||||
X | Y | X | Y | X | Y | X | Y | |
Постоянные затраты | 0 | A | C | A | 0 | 36040 | 1305 | 36040 |
Переменные затраты | 0 | 0 | C | B * C | 0 | 0 | 1305 | 56115 |
Совокупные затраты | 0 | A | C | A + B * C | 0 | 36040 | 1305 | 92155 |
Выручка от реализации | 0 | 0 | E | D * E | 0 | 0 | 1300 | 97500 |
На основании представленных данных можно построить график безубыточности.
На основании данного графического способа решения задачи определения точки безубыточности можно заключить, что организация достигнет безубыточности при реализации 1126 единиц продукции и получении выручки в сумме 84468,75 руб.
Также в рамках рассматриваемого анализа исследуются такие показатели, как запас финансовой устойчивости (прочности), рентабельность продукции, рентабельность продаж, операционный рычаг: производится оценка значений показателей и их динамики в отчетном периоде по сравнению с предшествующими и плановыми. На основании анализа производится формирование мероприятий, ориентированных на оптимизацию структуры доходов и затрат предприятия, в т.ч. ориентированные на устранение необоснованных расходов [5, с. 122-123]. Учетная и аналитическая информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и за ее пределами [2].
Содержание представленной методики анализа не является исчерпывающим и может быть расширено и детализировано в соответствии с целями и задачами аналитической деятельности предприятия.
Литература
1. Ветрова Е.Н., Коковина Е.В. Отдельные аспекты управления интеллектуальным капиталом организации / Современные проблемы науки и образования, 2011. № 5.С. 118.
2. Гедгафова И.Ю., Яхутлова З.М. Организация учета и контроль затрат по местам возникновения и центрам ответственности // International scientific rewiew, 2016. № 10 (20). С. 23-26.
3. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 320 с.
4. Поликарпов К.И., Иванова А.Т. Целесообразность реформирования учетной политики организации для целей повышения эффективности деятельности предприятия // Вестник науки и образования, 2016. № 2 (14). С. 32-36.
5. Поликарпов К.И., Тимофеев Д.Г. Управление деятельностью фирмы в условиях международных экономических ограничений // Вопросы экономики и права, 2015. № 83. С. 120-124.
6. Стрелакова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
7. Ткаченко Е.А. Теоретико-методологические основы управления комплексным развитием промышленного предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 224 с.
8. Экономика предприятия (фирмы): под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.