Дзюбанчук Юлия Александровна,
магистрант 2 курса кафедры экономики предприятия,
Давыдова Юлия Юрьевна,
старший преподаватель кафедры экономики предприятия,
ФГБОУ ВО «Керченский государственный
морской технологический университет»,
г. Керчь, РФ
Символ науки,
2017
Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности организации. Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной целью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий эффективного его использования.
В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.
Формирование и управление капиталом предприятия является одним наиболее важных звеньев системы жизнедеятельности предприятия. Круг вопросов, которые решает управление капитала, довольно обширен, так как принимаемые управленческие решения в этой области неразрывно связаны со всеми основными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла.
Капитал как объект управления предоставляет управленцам широкое поле деятельности для принятия стратегических и оперативных управленческих решений, направленных на успешную реализацию миссии базовой корпоративной стратегии предприятия. В системе финансовой стратегии с эффективным управлением капиталом связаны все основные доминантные сферы финансового развития предприятия - формирование финансовых ресурсов, их оптимальное распределение по направлениям хозяйственной деятельности и стратегическим хозяйственным центрам, а также обеспечение финансовой его безопасности.[1, с.54]
Современное понятие "капитал" различными авторами трактуется неоднозначно. В обобщенном виде сущность капитала может быть сформулирована следующим образом: капитал - это средства предприятий, накопленные путем сбережений экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс с целью получения дохода.
В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.
Современная система формирования и управления капиталом располагает большим арсеналом прогрессивных технологий и инструментов, позволяющих успешно решать главную цель функционирования предприятия - обеспечивать повышение благосостояния собственников на основе возрастания его рыночной стоимости.
Любой процесс труда включает в себя два основных компонента: средства производства, которые в свою очередь делятся на предмет труда и средства труда, рабочая сила. Средства труда в экономике принято называть основными средствами труда или основными фондами предприятия.
К основным производственным фондам относятся те средства труда, которые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участвуют в изготовлении материальных благ, создают условия для осуществления производственного процесса (производственные здания, сооружения, электросети, трубопроводы), служат для хранения и перемещения предметов труда.
Кроме основных производственных фондов в состав основных фондов промышленности входят и основные непроизводственные фонды, к которым относятся такие объекты непроизводственного назначения, которые находятся в ведении промышленных предприятий (они не непосредственно, а косвенно влияют на процесс производства). Основные производственные фонды промышленности - это средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемую продукцию частями по мере снашивания.
Материально-технической основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда. [1, с. 160]
Таким образом, основные фонды представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. Основные фонды являются имуществом предприятия и составляют его основную часть.
Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства - это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. [2, с. 27]
С позиций более выгодного использования ресурсов владельцев предприятий представляется предпочтительнее вкладывать в дело меньше собственных средств и привлекать больше заемных. Оборотной стороной такого подхода является повышение риска банкротства, в случае если кредиторы потребуют возврата крупных заемных средств в период, когда предприятие испытывает недостаток оборотных средств для неотложных платежей. Поэтому кредиторы предпочитают иметь дело с предприятиями, обладающими большей долей собственного капитала. В этой связи важной характеристикой структуры капитала и рисков инвестиций является соотношение в нем собственных и заемных средств. Оно показывает, сколько рублей собственного капитала приходится на 1 рубль привлеченных средств. Динамика этого показателя отражает изменение зависимости от внешних инвесторов и кредиторов. [3, с.99]
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Увеличение доли заемных средств может рассматриваться как негативная тенденция, свидетельствующая об усилении зависимости от внешних инвесторов.
Наибольшую известность и применение в мировой практике получили статические теории структуры капитала, обосновывающие существование оптимальной структуры, которая максимизирует оценку капитала. Эти теории рекомендуют принятие решений о выборе источников финансирования (собственные или заемные средства) строить исходя из оптимальной структуры капитала. Если оптимальная структура определена, то достижение этой пропорции в элементах капитала должно стать целью руководства и в этой пропорции следует увеличивать капитал.
Экономические преобразования в России направлены на формирование и развитие цивилизованных рыночных отношений, на создание эффективной системы функционирования капитала. Капитал является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.
Список использованной литературы:
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 528 с.
2. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг предприятия // Финансовый менеджмент. -2013. - №2. - с. 21-34.
3. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ, 2013. - 311 с.
4. Инновационный менеджмент. Учебник. / Под ред. проф. В. А. Швандара, проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 382 с.
5. Экономический анализ: Учебник / Под. ред. Л. Т. Гиляровской. - М.: Финансы, 2014. - 460 с.