B.C. Морозов
Н.Е. Князева
Вестник университета
№10, 2014
Аннотация. В статье освещаются:
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Существуют нормальная дебиторская задолженность, которая связана с тем, что между моментами отгрузки и оплаты товара существует временной лаг, просроченная дебиторская задолженность, в случае которой оплата за поставленный товар производится по истечении срока, указанного в договоре между продавцом и покупателем, безнадежная дебиторская задолженность, т.е. долги, которые компания не имеет возможности или ресурсов вернуть.
При анализе дебиторской задолженности клиентов традиционно делят на добросовестных и недобросовестных. К недобросовестным клиентам относятся те, кто изначально, вступая в сделку, не предполагали платить, или те, кто ищут различные пути для того, чтобы не платить. К добросовестным клиентам относятся такие клиенты, которые вступали в сделку с намерением рассчитаться за полученный товар. Однако в ситуации кризиса такое разделение уже не является эффективным, потому что многие добросовестные клиенты не по своему желанию стали демонстрировать поведение недобросовестных заемщиков.
Наряду с крайними типами - клиент, который будет платить всегда, и клиент, который не будет платить никогда, - существуют различные промежуточные типы, к которым относятся большинство клиентов. Они гибко ориентируются по ситуации и если видят для себя возможность подольше кредитоваться за счет поставщика без отрицательных последствий, то обычно этой возможностью пользуются. К сожалению, кризис для многих из них является не более чем поводом для того, чтобы не выполнять договорные обязательства.
Если бизнес клиента-дебитора действует, то определенный объем денежных средств у него присутствует. Выбирая кому же из поставщиков заплатить, клиент проводит их оценку и кому-то платит вовремя, а с кем-то ведет вежливые переговоры, ласково улыбается, а денег не отдает. В первую очередь деньги получают партнеры, от взаимодействия с которыми зависит само существование бизнеса, например, те, которые поставляют наибольшее количество продукции. Также компании обычно не портят отношения с сильными партнерами, теми компаниями, которые готовы к решительным действиям по возврату дебиторской задолженности, причем эти действия могут иметь для дебитора серьезные последствия, в этом случае он, как правило, предпочитает заплатить.
Проблема с возвратом дебиторской задолженности возникает у тех компаний, которые не относятся ни к самым необходимым, ни к самым сильным. Поэтому важно приучить клиента платить вовремя, а для этого необходимо добиваться четкой личной договоренности, которая включает в себя указание точного времени платежа. Существует несколько вариантов организации деятельности по работе с дебиторской задолженностью в компании.
В дистрибьюторских компаниях возвратом дебиторской задолженности обычно занимаются менеджеры по продажам. И этому есть несколько объяснений. Менеджер по продажам должен быть заинтересован в сборе денег, так как в этом случае он не будет перегружать клиента. Платежи обычно идут достаточно мелкими суммами с определенной периодичностью, поэтому менеджеру по продажам легко их контролировать. И наконец, это выгодно с точки зрения минимизации издержек.
Другая схема по работе с возвратом дебиторской задолженности предполагает, что менеджер по продажам должен заниматься только продажами. Его задача - «вытолкнуть» товар за ворота предприятия, а уж дальше сбором денег должны заниматься другие структуры. По отношению к клиенту-дебитору они действуют по регламенту, принятому в компании, и имеют в своем арсенале более жесткие методы воздействия на клиента-дебитора. В этом случае с клиентом-дебитором общаются как менеджер по продажам, так и специалист по возврату дебиторской задолженности, возможно возникновение конфликта между продавцами и службой взыскания, так как интересы продавцов (больше продаж) могут не совпадать с интересами службы взыскания (больше денег). Поэтому в этом случае исключительно важна система управления, в том числе и система мотивации, например, привязывающая материальное вознаграждение одного отдела к показателям деятельности другого.
Другим аспектом деятельности по снижению дебиторской задолженности является совершенствование процессов взаимодействия с клиентами внутри организации, которое может развиваться в следующих направлениях.
Предварительная диагностика клиента. Перед тем как заключить договор, рекомендуется провести диагностику платежеспособности клиента, т.е. провести комплекс мероприятий, позволяющих отличить добросовестного неплательщика от злостного. В условиях нестабильности деловой ситуации диагностике способствуют личные контакты с руководством компании-партнера, а также с его торговым персоналом и деловыми партнерами.
Организационные мероприятия. К организационным мероприятиям относятся повышение качества внутреннего учета информации о дебиторах, размере дебиторской задолженности и сроках ее возникновения, о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости. К организационным мероприятиям относится также создание регламента (положения) по взаимодействию с клиентами-должниками. Наличие такого регламента существенно упрощает жизнь сотрудникам организации, которые должны общаться с клиентами-должниками, так как вместо необходимости импровизировать они имеют четкую структуру взаимодействия. Наличие регламента показывает потенциальным и реальным должникам, что они имеют дело не с людьми, а с системой, а противостоять системе гораздо сложнее, чем отдельному человеку. Наконец, наличие регламента позволяет обеспечить четкий контроль работы с дебиторской задолженностью.
Повышение качества управления. Четкое распределение функций и полномочий, распределение ответственности - именно это позволяет сделать работу с дебиторской задолженностью максимально эффективной. Менеджеры по продажам заинтересованы в том, чтобы «перегрузить» клиента, так как их вознаграждение прямо связано с объемом отгрузки, но никак - с полученными их компанией деньгами. Более того, часто интересы менеджеров в большей степени совпадают с интересами их клиентов, чем с интересами родной компании. То есть если дилер имеет большой объем товарной и денежной задолженности, однако знает, что он не собирается платить вовремя, то он может договориться с менеджером о том, что тот поручится за его платежеспособность (конечно же, не бесплатно), и кредит дилера увеличится (и замороженные денежные средства компании тоже). Также ситуация безответственности за дебиторскую задолженность возникает, когда вознаграждение менеджеров, ответственных за возврат дебиторской задолженности, не привязано к эффективности их деятельности по снижению дебиторской задолженности. Поэтому одним из методов управленческого контроля размера дебиторской задолженности является привязка заработной платы менеджеров к величине просроченной дебиторской задолженности, т.е. просроченная дебиторская задолженность является одним из KPI (ключевых показателей эффективности), от которого зависит переменная часть заработной платы менеджеров по продажам [1].
«Личный» фактор. К личному фактору относятся коммуникативные качества специалиста, ведущего переговоры по возврату дебиторской задолженности, его психологическая устойчивость, настойчивость, убедительность. И хотя известно, что «доброе слово и пистолет значат значительно больше, чем просто доброе слово», в отсутствии пистолета приходится полагаться лишь на личные качества. При возврате долга продавцами обычно применяются так называемые мягкие способы работы с дебиторской задолженностью, к которым относится постоянные напоминания клиенту о ее существовании. Для напоминания могут быть использованы следующие коммуникационные каналы: телефон, факс, обычная и электронная почта и личный контакт. При личном контакте о возврате дебиторской задолженности очень важно знать и соблюдать следующие правила:
Библиографический список
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/