Дуракова Н.Ю.,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь
Скрипалев И.А.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
Актуальные вопросы экономических наук
№42 2015
В статье проанализирована динамика основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса, произведен корреляционный и регрессионный анализ факторов, оказывающих влияние на развитие малых предприятий.
Развитие малого предпринимательства является важной государственной задачей, так как в условиях глобализации устойчивость и развитие национальной экономики основаны на оптимальном соотношении крупного и малого бизнеса. Создание собственного малого предприятия формирует у хозяйствующего субъекта чувство ответственности, объективно вызывает необходимость во всестороннем обосновании управленческих решений. В последние годы в российский малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. В основном это представители среднего класса. Занятие собственным делом - это не только экономическая необходимость, но и возможность проявления способностей человека, реализации его талантов.
С точки зрения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству возможно использование, как количественных, так и качественных критериев. Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. установлены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, балансовая стоимость активов, а также численность работников. Независимо от выбора вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, законом установлены следующие категории по средней численности работников:
По выручке от реализации товаров и услуг за год без учета НДС и балансовой стоимости активов выделены следующие категории предприятий:
Изменение категории субъекта предпринимательства происходит только тогда, когда отклонения от предельных значений численности и выручки наблюдаются в течение двух календарных лет подряд.
В России, как и в других постсоциалистических странах, реформы, разрешившие частное предпринимательство, задействовали рыночные механизмы, показавшие неэффективность масштаба многих больших промышленных предприятий. Одновременно с развалом государственных предприятий стали возникать и быстро развиваться малые предприятия, которые обеспечившие занятость и новые источники доходов для населения. Люди впервые получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, получили право заниматься финансовым планированием, что раньше было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. На федеральном уровне и в большинстве регионов России стали создаваться специальные институты, занимающиеся поддержкой малых предприятий.
На протяжении нескольких лет, начиная с 1999 года, число предприятий является относительно стабильным (около 900 тыс.), но с 2005 года отмечается существенный рост числа малых предприятий (см. табл. 1), что было обусловлено, в том числе, реализацией различных государственных и региональных программ в поддержку развития малого предпринимательства, принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5], направленного на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данный правовой акт определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования (в том числе налогового) и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Таблица 1. Динамика основных показателей малого предпринимательства [4]
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Число малых предприятий, тыс. | 882,3 | 893,0 | 953,1 | 979,3 | 1032,8 | 1137,4 | 1602,5 | 1602,5 | 3853,0 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек | 6596,8 | 6483,5 | 220,3 | 8045,2 | 8582,8 | 9239,2 | 10247,5 | 10247,5 | 14269,0 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 4449,4 | 5389,4 | 6612,0 | 8632,3 | 11027 | 14084 | 14951 | 16377,7 | 17774,7 |
Рентабельность реализованной продукции, % | 2,3 | 2,1 | 1,8 | 2,2 | 2,2 | 2,8 | 1,0 | 2,3 | 5,4 |
Рентабельность активов, % | 2,2 | 4,9 | 4,4 | 5,4 | 3,7 | 4,7 | 3,5 | 3,6 | 7,2 |
Не менее важным фактором, влияющим на количество малых предприятий, является занятость экономически активного населения в бюджетной сфере, для которой характерны стабильно низкая заработная плата, не позволяющая достойно содержать семью и растить детей, а также периодические сокращения. Это также стимулирует людей к поиску путей обеспечения самозанятости через занятие предпринимательской деятельностью, не требующей больших финансовых вложений. Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении численности занятых в малом предпринимательстве с 1999 по 2011 гг. с 6 до 14 млн. чел. При росте средней заработной платы с 1239,6 до 17774,7 руб.
Основным показателем, характеризующим экономическую эффективность малого предпринимательства, и также влияющим на число субъектов малого бизнеса, является рентабельность. Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности, комплексно отражающий степень эффективности использования различных ресурсов, как материальных, так и духовных, а также природных богатств. К основным видам рентабельности, наблюдаемым органами государственной статистики, относятся рентабельность продукции - отношение прибыли к полной себестоимости и рентабельность активов - отношение прибыли от продаж к стоимости активов предприятия [5, с. 156]. Данные таблицы 1 свидетельствуют о резком увеличении показателей рентабельности субъектов малого предпринимательства в 2011 году. Это может быть обусловлено развитием малого предпринимательства, в том числе в сфере высоких и инновационных технологий, генерирующих высокую добавленную стоимость.
Рост числа малых предприятий сопровождался увеличением объемов производимой продукции (товаров, услуг) с 4 до 21 млрд. руб. (см. табл. 2).
Таблица 2. Динамика объемов производства продукции (товаров, услуг) по некоторым видам экономической деятельности [4]
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Общий объем (млрд. руб.) | 16860,0 | 22296,0 | 9612,6 | 12099,2 | 15468,9 | 16489,4 | 18005,0 | 19726,8 | 21328,9 |
Промышленность | 2927,3 | 3915,5 | 5309,3 | 927,9 | 1146,9 | 1401,1 | 1831,1 | 1460,3 | - |
Сельское хозяйство | 151,5 | 194,3 | 258,5 | 68,5 | 78,8 | 122,0 | 228,7 | 252,0 | - |
Торговля и общественное питание | 3258,3 | 5013,6 | 7376,5 | 6935,8 | 8721,3 | 10999,8 | 12619,6 | 11290,7 | - |
Образование | 13,9 | 14,2 | 15,5 | 3,0 | 3,9 | 3,7 | 5,9 | 5,8 | - |
Транспорт | 34,1 | 60,9 | 90,3 | 40,0 | 54,0 | 20,0 | 48,9 | 43,5 | - |
Связь | 9,9 | 16,0 | 15,5 | 91,9 | 90,9 | 97,4 | 58,1 | 62,1 | - |
Операции с недвижимым имуществом | 20,0 | 29,3 | 37,4 | 96,2 | 93,2 | 89,7 | 1243,8 | 1223,6 | - |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1,6 | 0,8 | 0,9 | 94,9 | 90,8 | 95,1 | 57,7 | 65,9 | - |
Анализ малого предпринимательства по видам экономической деятельности показал, что по объемам производства товаров и услуг в течение всего исследуемого периода лидировали сферы торговли и общественного питания (см. табл. 2). Отмечая рост объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве, необходимо отметить в качестве негативной тенденции сокращение объемов в сфере образовательных услуг.
На основании данных таблицы 1 произведем корреляционный и регрессионный анализ.
Проведя корреляционный анализ, мы видим, что все факторы являются значимыми, за исключением численности населения и рентабельности активов производства.
Основываясь на сделанных ранее выводах, проведем регрессионный анализ для числа малых предприятий, не рассматривая численность населения и рентабельность активов производства как влияющие факторы.
Построим регрессионную модель предложения:
Y1 = -379,0073 + 0,0645 * I + 295,9976 * R,
где Y1 - число малых предприятий,
I - доходы населения,
R - рентабельность реализованной продукции.
R-квадрат равен 0,8612, то есть данные факторы оказывают влияние на объем выпускаемой продукции на 86 %.
Проведем регрессионный анализ для объема реализованной продукции, исключая такие факторы, как число малых предприятий, численность населения и рентабельность активов. Построим регрессионную модель. Она будет выглядеть следующим образом:
Y2 = 14196,4875 + 7,9585 * N - 3062,8844 * R,
где Y2 - объем выпускаемой продукции,
R - рентабельность реализованной продукции,
N - число малых предприятий.
R-квадрат равен 0,5215, то есть данные факторы оказывают влияние на объем выпускаемой продукции на 51 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России отмечаются тенденции к росту малого предпринимательства. Однако положительные тенденции развития сектора малого бизнеса могут столкнуться с негативным воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России.
Малое предпринимательство в основном ориентировано на удовлетворение потребностей населения, проживающего в России, поэтому малое предпринимательство зависит от внутреннего спроса.
Список литературы:
1. Басараева В.Г. Институциональные особенности формирования сектора малого предпринимательства в период трансформационных изменений // Экономика предприятия. - 2010. - № 3.
2. Кораблева А.А. Состояние и факторы развития малого предпринимательства в России: анализ и обзор исследований [Электронный ресурс] // Омский научный вестник. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http//:library.ru.
3. Патласов О.Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура и финансовый механизм [Электронный ресурс] / О.Ю. Патласов, А.В. Гор-дусенко // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - Режим доступа: http//:library.ru.
4. Малое и среднее предпринимательство в России 2003-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ros-statsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139841601359.
5. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html.
6. Экономика. Основы экономической теории: учеб. / под ред. С.И. Иванов. - 13-е издание. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита Пресс, 2009. - 320 с.