Налог на имущество организации

Короткевич Е.В.,
магистрант
Плюснина О.В.
кандидат экономических наук, кафедра экономики,
Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта
Вестник науки и образования
№12 (36) 2017

Аннотация: одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в условиях рыночных отношений, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Одним из таких рычагов является налог на имущество организации. Современная мировая практика выработала систему методов, способов и принципов, позволяющих организовывать налогообложение недвижимости наиболее рациональным способом. При этом система имущественного налогообложения организации в каждой стране имеет свою, учитывающую национальные особенности, специфику. Россия находится лишь в начале этого пути, поэтому знакомство с зарубежной практикой имущественного налогообложения приобретает важное значение.

Общеизвестно, что реально использовать налоги через присущие им функции (а прежде всего, стимулирующую и фискальную) государство может только в том случае, когда в обществе создана атмосфера уважения к налогам, основанная как на строго регламентированньгх государством правилах взимания конкретных налогов, так и на понимании экономической необходимости существования системы налогов.

Налог на имущество организаций - это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность [1].

В большинстве стран налогом на имущество облагают недвижимое имущество - дом, хозяйственную постройку, сооружение, земельный участок. Объекты недвижимости, в отличие от имущества движимого, относительно идентифицируются и легко выявляются. В Канаде и США единым налогом на имущество облагают земельный участок и строения на нём. Во Франции с незастроенньгх участков (участки под застройку, карьеры, леса, луга, поля) взимают земельный налог.

Почти во всех государствах мира налогооблагаемую базу имущественного налога определяют на основе приближенной к рыночной, оценочной стоимости. Это экономически стимулирует рациональное использование имущества.

В странах с развитыми арендными отношениями (Сингапур, Франция, Великобритания и др.) налог на имущество рассчитывают исходя из «арендной стоимости» имущества -примерной суммы арендной платы, которую можно получить при сдаче недвижимости в аренду за один год. Стоимость эту определяют территориальные кадастровые органы, переоценивая её в устшовленныш законодательством срок, например в Великобритании - один раз в 10 лет. Во Франции база налогообложения по налогу на имущество для обустроенных участков равна 50% «арендной стоимости» такого участка вместе с сооружениями и зданиями, а по незастроенному участку - 80% от его кадастровой стоимости [2].

В Японии, США и государствах Северной Европы, используют капитализированную (аккумулированную за весь срок службы) стоимость объектов на базовую указанную дату. В Швеции эта дата на два года предшествует налоговому году. В США такая переоценка происходит ежегодно, в Испании - один раз в 8 лет.

При определении оценочной стоимости недвижимости применяют:

  • доходный метод (определяют капитализацию доходов от самого выгодного потенциального использования объекта - продажа или аренда), либо сочетание их;
  • затратный метод: подсчитывают расходы, требующиеся на полное восстановление объекта;
  • сравнительный метод: изучают цены рыночных сделок с недвижимостью.

В том случае, когда имущественный налог является федеральным, то средства от него распределяют между бюджетами всех уровней. Так, в штате Флорида (США), ежегодную оценку и взимание налога на недвижимость регулируют на уровне графств штата. Аккумулированные налоговые поступления из бюджета распределяют между бюджетами специальных налоговых округов, системы образования и муниципалитетов. В Дании коммерческая недвижимость (мастерские, заводы, отели, офисы и др.) - облагаются только местным имущественным налогом.

В большинстве государств мира одновременно используют систему фиксированного налога, когда законодатель устанавливает фиксированную на всей территории страны ставку налога на определенный тип недвижимости. Параллельно используют и систему опционального налога, когда муниципалитету предоставляется право самостоятельного определения ставки налога в заданном диапазоне. Например, во Франции налог на имущество - местный, и властями планируется ставка налога на недвижимость исходя из величины имеющейся налогооблагаемой базы и предполагаемых бюджетных расходов.

В США властям штатов можно превышать предельную ставку налога на имущество в 1%, если дополнительные доходы: идут на погашение их долгов [3].

Во многих странах предоставляют льготы по налогу на имущество. Чаще всего учитывают уровень доходов и характер недвижимости (например, она обеспечивает общественно полезную деятельность).

Поскольку налогом облагают само имущество, некоторые страны предпочитают льготировать определенные категории недвижимости, в развитии которых заинтересованы местные власти. В Германии имущество частных предпринимателей (врачей и адвокатов, имеющих свой кабинет) считается производственным и облагается по льготной ставке

Что касается системы налогов РФ, то для нее характерна множественность налогов.

Налог на имущество организаций в России является прямым и относят его к категории региональных налогов. Налог на имущество вносятся в бюджет в первоочередном и обязательном порядке и зависит от финансовых результатов деятельности организации. То есть, несмотря на то, что данный налог принадлежит к категории прямых, зависит он от результатов хозяйственной деятельности плательщика. Однако уплате подлежит даже в том случае, если итог хозяйственной деятельности предприятия принимает форму убытка за отчётный период.

Элементы налога на имущество организации определены главой 30 НК РФ.

Плательщики налога - российские организации, а также иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ.

Объекты налогообложения:

  • для российских организаций - недвижимое и движимое имущество, учитываемое в установленном порядке в качестве объектов основных средств на балансе (включая имущество, находящееся во временном владении, пользовании, распоряжении или доверительном управлении, внесённое в совместную деятельность);
  • для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в РФ через постоянные представительства, - находящееся в России недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности;
  • для иностранных организаций - недвижимое и движимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Не являются объектами обложения:

  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти;
  • объекты природопользования, земельные участки, водные объекты и иные природные ресурсы.

Налоговым периодом считают календарный год, отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять месяцев.

База налогообложения - среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества организации. Имущество учитывают по его остаточной стоимости. В случае когда для отдельных объектов основных средств не предусмотрено начисление амортизации, стоимость указанных объектов определяют как разницу между величиной их износа и первоначальной стоимостью [4].

Обложению данным налогом подлежит фактически всё имущество, учитываемое на соответствующих счетах бухгалтерского учета в активе баланса, за исключением дебиторской задолженности, ценных бумаг и денежных средств. Поэтому для цели исчисления и уплаты налогов на имущество организации учитывают именно балансовую стоимость имущества, в том числе остаточную стоимость основных средств, не материальных активов.

Таким образом, в современных условиях существования налоговой системы абсолютное большинство населения стран мира платит те или иные имущественные налоги, а предприятия и организации платят и налог на имущество. В Российской Федерации налог на имущество организаций является прямым и относится к категории региональных налогов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1-я от (31.07.98 г. № 146-ФЗ) и часть 2-я (5.08.2000 г. № 117-ФЗ) в ред. от 03.07.2017 г. СПб.: Питер, 2017. 672 с.

2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства: краткий курс // Е.Н. Евстигнеев, Н.В. Викторова. СПб.: Питер, 2017. 256 с.

3. Макаренко Т.Н. Налоговый процесс и налоговое производство / Т.Н. Макаренко // Финансовое право, 2016. № 3.С. 25-29.

4. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение // Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев и др.М.: ИНФРА-М, 2015. 415 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ