Очнева Марина Евгеньевна
магистр экономического факультета
ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарева"
Контентус
№7 (48) 2016
Аннотация: В данной статье анализируются теоретические аспекты налогового регулирования АПК, проведено исследование действующего механизма налогового регулирования АПК в России, предложены пути совершенствования налогового регулирования развития АПК.
Развитие агропромышленного комплекса как системообразующей сферы экономики является одним из приоритетов государственной политики обеспечения продовольственной безопасности [1]. Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса России определяется задачами ускорения процессов импортозамещения и преодоления технологического отставания отечественного производства, которое во многом обусловлено низким уровнем доходов сельского хозяйства как базовой агропромышленной отрасли, возможности повышения которых, в свою очередь, сдерживаются неразвитостью инфраструктуры переработки и хранения, дефицитом и высокой стоимостью инвестиционных ресурсов, монополизацией сферы сбыта.
Проводимая в Российской Федерации политика масштабной бюджетной поддержки отраслей агропромышленного производства направлена на увеличение их рентабельности, финансовую стабилизацию и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, внедрения новых, инновационных технологий в целях наращивания объема товарной продукции и преодоления зависимости от импорта продовольствия. Однако ограниченность бюджетных ресурсов в условиях финансовой нестабильности не позволяет обеспечить устойчивое развитие отечественного агропромышленного комплекса за счет прямого бюджетного субсидирования. Кроме того, возможности бюджетной поддержки сдерживаются рамочными требованиями, предъявляемыми Всемирной торговой организацией (ВТО) к условиям предоставления бюджетных субсидий.
Современное состояние сельского хозяйства напрямую зависит от уровня экономического и социального развития страны. Стабилизация и дальнейшее развитие сельского хозяйства России невозможны без усиления роли государства и поддержки важнейшей отрасли экономики [2,3]. Роль государства как главного регулятора общественных отношений заключается, прежде всего, в способствовании развитию сельскохозяйственной сферы. Огромное влияние оказывает развитие экономических, финансовых отношений, в том числе кредитных, бюджетных и других, а также налоговой политики.
Государство использует разные методы инфраструктурной поддержки АПК -как финансовый, так и кредитный, а также методы прямого регулирования, ориентированные на поддержку рентабельности сельскохозяйственного производства и оптимальное распределение созданной стоимости между отраслями и подкомплексами АПК.
В настоящее время система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно учитывает специфику отрасли и финансовое положение налогоплательщиков, отсутствует гармонизация интересов государства и налогоплательщиков и в связи с этим налоговые преобразования в сфере АПК не дают желаемого эффекта.
Важнейшей особенностью сельскохозяйственного производства, которую должна учитывать налоговая система, является сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов.
Предельная величина налогового бремени в аграрном секторе экономики зависит не только от величины совокупного обложения, но и от эффективности производства и финансового состояния производителей сельскохозяйственной продукции.
Стоит отметить, что в течение последних пятнадцати лет одной из главных целей развития и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей стало снижение величины налогового бремени. В настоящее время в Российской Федерации налоговая нагрузка на предприятия агропромышленного комплекса является минимальной, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.
Размер налоговой нагрузке в сельском хозяйстве в целом по РФ составил в 2007 году 5,5%, а в 2014 году - 2,9%. Анализ динамики исследуемого показателя определил то, что на протяжении периода с 2009 - 2013 гг. в сельскохозяйственной отрасли наблюдалось снижение налоговой нагрузки. Так, наивысшее значение данного показателя 8,7% зафиксировано в 2008 году, наименьшее - 2,9% в 2013 году, что на 5,8% ниже, чем в 2008 году. В настоящее время налоговая нагрузка в сельском хозяйстве является традиционно минимальной по сравнению с другими отраслями, на основе чего возможно констатировать положительные тенденции в отрасли.
Однако последнее объясняется не улучшением финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а списанием и реструктуризацией кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами согласно Федеральному закону от 09.07.02 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей». В соответствии с этим законом, сельскохозяйственные товаропроизводители, в отношении которых не возбуждались дела о банкротстве, приобрели возможность уменьшения суммы кредиторской задолженности за счет списания сумм штрафов и пени.
В таблице 1 представлены основные инструменты налогового стимулирования развития АПК в Российской Федерации.
Таблица 1 - Основные инструменты налогового стимулирования развития инфраструктуры АПК в Российской Федерации [2]
Плательщики | Поддержка доходов | Косвенные налоги | Налоги на имущество |
Инвесторы, осуществляющие строительство и последующую эксплуатацию объектов инфраструктуры | Льготы по налогу на прибыль, устанавливаемые субъектами РФ | Не предусмотрено | Льготы, устанавливаемые субъектами РФ |
Потребительские кооперативы | Освобождение от налога платы за пользование денежными средствами членов кредитных кооперативов (ставка ЦБ + 5 пунктов). Применение ЕСХН (более 100 чел. работников) | Расчет НДС по разнице в ценах при закупке с/х продукции у населения (по перечню, установленному Правительством РФ) | Льготы, устанавливаемые субъектами РФ |
Страховые организации | Освобождение от налога на прибыль средств, полученных на цели формирования фонда компенсационных выплат | Освобождение от НДС услуг по страхованию | Не предусмотрены |
При разработке методов и механизмов налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо учитывать:
Развитие механизма налогового регулирования в АПК возможно по следующим направлениям:
Таким образом, систематизация налоговых инструментов обеспечения стабильного развития отраслей АПК включает в себя:
Применительно к российской экономике важнейшим инструментом налогового регулирования экономики агропромышленных предприятий должны стать меры, направленные на стимулирование внедрения результатов научно-технического прогресса внутри компаний, ускорение практической реализации технологических новаций, требующих крупных капиталовложений.
Библиографический список
1. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: МАГИСТР: ИНФРА-М, 2015. - 273 с.
2. Багрецов Н.Д. Активизация воспроизводственного процесса в АПК на основе оптимизации налогообложения предприятий / Н.Д. Багрецов, Е.А. Попова // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 11. - С. 43 - 45.
3. Семенова Н.Н. Продовольственная безопасность как важнейший национальный интерес России. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №37. С.16-22
4. Семенова Н.Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории практики:монография.Саранск,: - Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 100 с.
5. Семенова Н.Н. Увеличение государственной поддержки сельского хозяйства -реальная необходимость. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.2015. №17. С. 2-12