Пяткин В.В.
Доцент кафедры Прикладной и бизнес информатики,
кандидат экономических наук.
Институт комплексной безопасности и специального приборостроения
Московского технологического университета, г. Москва
Актуальные вопросы экономических наук
№57 2017
Статья посвящена проблемам российской экономики и возможным методам её управления, рассматриваются вопросы применения методов планирования и их место в современных условиях.
Развитие экономики России в последние годы, а точнее отсутствие оного всё более настойчиво заставляет вновь вернуться к дискуссии на концептуальном уровне о методах управления экономическими процессами. На протяжении последних пяти лет в экономике России отсутствует экономический рост, а небольшой рост, который наблюдался до этого - в 2011 и 2010 году, очевидно, обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой на внешних товарно-сырьевых рынках. До этого наблюдался острый кризис 2008-2009 годов. То есть экономическая стагнация длится в России длится почти что десять лет! В этой ситуации, очевидно, что для развития экономики недостаточно проводимых косметических изменений политики ведущейся с начала 90-х годов или реализации отдельных целевых программ развития (в рамках отдельной отрасли или региона). Очевидно, что нужна кардинально иная политика направленная на вовлечение в экономику как можно большего количества не используемых в данный момент ресурсов. И если это факт не вызывает возражений у независимых и непредвзятых специалистов, то вот вопрос о характере этой политики, её основных постулатах вызывает острые споры. Целый ряд влиятельных и авторитетных специалистов продолжают настаивать на продолжении либеральных реформ. На углублении той политики, которая проводилась в стране с начала 90-х годов. Требуют, если можно так выразится, «больше рынка», а в качестве аргументов используют в основном критику советской экономической модели, противопоставляя «советскую плановую» экономику «рыночной западной». Для того, что бы разобраться в справедливости такой аргументации и нащупать пути эффективного развития экономики страны необходимо чётко понимать предмет спора, а для того необходимо прояснить смысл базовых понятий которыми оперируют специалисты. И здесь придётся начать с таких, казалось - бы, общеизвестных понятий, как «экономика», «рынок», «план» так как именно на этом понятийном уровне и происходит непонимание и некоторое размывание смыслов. Рассмотрим эти определения.
Экономика, имеет несколько смысловых значений - 1) хозяйство какой-либо страны или его часть; 2) совокупность производственно-хозяйственных отношений; 3) наука о 1 и 2.
Слово «Экономика» происходит от греческого (эко - дом...), то есть если переводить дословно «Экономика» - наука о ведении домашнего хозяйства (а учитывая образ жизни древних греков - хозяйства полиса).
При этом уже Аристотель в IV в до нашей эры подчёркивал различие между Экономикой (разумной и правильной деятельностью, имеющей направленной на приобретение и создание благ для семьи и государства) и хрематистикой (неправедной деятельностью, имеющей целью приобретение и накопление богатства) [1]. Между тем современная экономика - это сложная управляемая и управляющая подсистема общества и государства. У неё, как у хозяйственно-экономической системы, есть общесистемные свойства и функции, а также подсистемы, и соответствующие им функции. К числу последних обычно относят производство, распределение, обмен, потребление.
Экономика любой страны функционирует как самостоятельная, большая система, которая включает много разных видов деятельности. И каждое ее звено - компонент системы - может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, то есть находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.
Управление функционированием вышеописанных систем может осуществляться различными способами. В этой связи в науке выделяют два основных подхода к управлению экономикой плановый и рыночный.
Начнём с рыночного подхода и рассмотрим определение рынка. Как и многие другие слова, слово рынок имеет несколько смысловых значений. Рассмотрим для начала определение рынка из советской энциклопедии, а затем из современных источников.
Рынок - это сфера товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой внешний рынок), страны (национальный внутренний рынок) и её отдельного района (местный рынок). Рынком также называют определенное место, где происходит торговля [2].
Рынок - это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции [3]. Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции [3].
А теперь рассмотрим определения плана. План в экономике, программа деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных звеньев системы управления. Различают внутрипроизводственный (внутрифирменный) план, народнохозяйственный (общегосударственный) план, региональные и отраслевые планы; текущие (до 1 года) и перспективные планы.
Планирование - это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, в котором определены параметры для достижения целей в будущем [4]. Результатом планирования является план или система планов. В соответствии с указанной характеристикой планирования можно дать следующее понятие плана: План - это результат планирования, в котором сформулированы цели, стратегические подходы и основные параметры для достижения целей в будущем [4].
План народнохозяйственный - система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ работ или отдельных мероприятий; гос. документ имеющий силу закона, обязательный для выполнения во всех звеньях народного хозяйства [2].
Плановая экономика - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют в основном государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.
Отсюда с очевидностью следует нетождественность плановой экономики социалистической, а рыночной капиталистической.
Известны примеры планирования на национальном уровне при капиталистической экономике. Например, организация экономики в фашисткой Германии предполагала планирования (В фашисткой Германии планирование осуществлялось на основе т.н. «четырёхлетних планов» [5]), но это не отменяло его капиталистический характер - право частной собственности на средства производства, эксплуатацию наёмного труда, присвоение капиталистом прибавочной стоимости и т.п.
Конечно, как плановая, так и рыночная экономики имеют множество различных подвидов и вариаций. Рынок может быть рынком покупателя или продавца, монопольным или конкурентным рынком. Кстати это качество -конкуренцию обычно рассматривают как однозначное благо, не учитывая её издержки, то есть, не рассматривая это явление в полном объёме. А оно возможно только при наличии субъектов конкуренции, а значит при определённом избытке ресурсов, то есть предполагает их некоторый перерасход (который конечно стремятся минимизировать теми иными методами). Планы различают по времени и целям и методам, планирование может быть директивным, рамочным или индикативным, а саму плановую экономику могут подразделять на демократическую и командную. Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер. Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех [6].
Следуя формальным определениям Плана и Рынка рыночной экономике плановая, тоже противостоит далеко не всегда (а именно на якобы имеющем место таком противостоянии основываются многие неолиберальные экономические модели). Возможность сосуществования плана и рынка может быть проиллюстрирована является наличие смешанного типа экономики, к которому и относится экономика большинства современных развитых государств. Наиболее ярким примером здесь может быть опыт экономической политики Франции который заключался в использовании управлении экономикой государственных планов - программ (см. например [5]).
В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра, то есть планирование носит директивный характер. Субъекты экономики ограничены в принятии экономических решений, в том числе не имеют возможности самостоятельного установления экономических связей, определения номенклатуры объёмов и установления цен на выпускаемую продукцию. Возвращаясь к актуальному вопросу о выборе экономической политики в сегодняшней экономической ситуации, следует отметить что резкий возврат к директивному планированию и командно-административным методам управления практически невозможен. Подобное развитие экономики в СССР привело к тому к концу 80-х годов нормировалось более десяти тысяч номенклатурных позиций [7]. Нет ни условий, ни государственных структур способных это реализовывать (госплана госснаба и т.п.). Но и регулирование экономики только финансово-налоговыми методами тоже уже показало свою недостаточную эффективность -ни объём, ни структура экономики по большому счёту в лучшую сторону так и не изменились. Нет ни роста экономики (а если и есть, то только за счёт роста цен экспортёров) ни увеличения её высокотехнологичности.
На мой взгляд вполне возможно использовать определённые методы планирования и меры государственного регулирования в вопросах финансирования и кредитования реального сектора. То есть создать систему государственного кредитного обеспечения производителей взаимосвязанную с обеспечением сырьём и сбытом. То есть систему выдачи целевых кредитов не только под проценты гарантии обеспечения, но обязывающие использовать выделенные финансы по целевому назначению. (Например перестали делать металлообрабатывающие станки, невыгодно - вот вам льготный кредит под это и производство наладилось. Но это очень грубо) Сами по себе такие кредиты не есть нечто новое. Они практикуются и в Европе и в нашей стране, но взаимоувязав их с нуждами экономики и требованиями государства, можно в результате получить систему наподобие Госплана и Госснаба СССР только уже на более современном уровне.
Бесспорно одно: какой бы метод управления экономикой не был бы избран и к какому типу её бы формально не отнесли - к рыночной, плановой или смешанной, всё равно для её эффективного функционирования финансовая сфера должна соответствовать требованиям реального сектора, а не работать в отрыве от него или вообще обслуживать интересы узких элитных групп, как это зачастую бывало в нашей новейшей истории (вспомним хотя -бы политику Центробанка в 1995-1998 годах - так называемый валютный коридор, дефолт и последовавший обвал курса рубля). А, следовательно, необходима коренная реформа банковской системы и прежде всего Центрального банка направленная на его интеграцию в будущую систему управления экономикой в качестве одного из основных её элементов.
Список литературы:
1. Цитируется по: Экономическая война / Ю.В. Бялый. - М.: МОФ ЭТЦ, 2013. - 368 с.: ил.
2. Цитируется по: Советский энциклопедический словарь / Научно редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: «Советская Энциклопедия», 1981. - 1600 с.: ил.
3. http://forexaw.eom/TERMs/Exchange_Economy/International_Exchange/l114_%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_Market_%D1%8D%D1%82%D0%BE.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. - М.: «Финансы и статистика», 1997. - 800 с.
5. История Второй Мировой Войны. 1939-1945. Том 2. - М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1974. - Цитируется по: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000167/st029.shtml.
6. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб., 2003. - 480 с.
7. Радионов Р.А., Радионов А.Р. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия. - М.: Дело и Сервис, 1999.