Финансово-экономические условия повышения эффективности функционирования вертикально интегрированных компаний нефтегазового комплекса

Г.Л. Баяндурян
доктор экономических наук,
профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса
О.А. Петрюк
кафедра налогообложения
и инфраструктуры бизнеса
Кубанский государственный технологический университет
9 (345) - 2009

Нефтегазовый комплекс всегда был и остается одной из наиболее значимых для государства сфер экономики. Он относится к стратегическим отраслям экономического и общественно-политического развития страны. В ходе реструктуризации данной отрасли, которая началась одной из первых в стране, произошло формирование вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

С одной стороны, создание ВИНК происходило при содействии государства, которое при этом стремилось к удовлетворению стратегически важных интересов. Крупные компании топливно-энергетического комплекса могли служить главным источником поступления финансовых ресурсов в государственную казну. На них планировалось переложить и большую часть налогового бремени, которое в условиях переходного периода имело тенденцию к росту. Образование ВИНК было способно обеспечить для страны более активную роль в мировом сообществе.

С другой стороны, уменьшались возможности использования средств на нужды отечественного развития, на улучшение технико-технологического обеспечения как данной отрасли, так и всей экономики в целом. Со временем государственные интересы начинали вступать в противоречие с интересами компаний, и ВИНК под влиянием ряда проблем рыночного периода и несовершенного законодательства начали обретать все большую независимость от государственного регулирования и контроля за их деятельностью.

Кроме того, в нефтегазовом комплексе стали наблюдаться негативные тенденции вертикальной интеграции, которые привели к снижению эффективности функционирования предприятий в нефтегазовом комплексе как ВИНК, так и независимых нефтяных компаний (ННК), создавая для них сложные условия функционирования. ВИНК дали 88 % добычи нефти в 2007 г., 93,7 % составило бурение скважин, они ввели 81 % новых месторождений. Однако даже по этим показателям позиции ВИНК за последние 3 года ухудшаются, что свидетельствует о наличии ряда финансово-экономических проблем в их функционировании. В этой связи вопросы совершенствования функционирования ВИНК на современном этапе были и остаются актуальными. Более того, значимость реструктуризации ВИНК на современном этапе развития национальной экономики усиливается двумя обстоятельствами. Первое - российская экономика находится на этапе экономического роста, который во многом определяется ростом государственных доходов от нефтегазового комплекса. Второе - российское правительство взяло курс на инновации и инвестиции как главный путь повышения эффективности функционирования отечественной промышленности. Эти обстоятельства определили цель данной статьи, которая состоит в обосновании финансово-экономических условий повышения эффективности функционирования ВИНК в новых условиях развития экономики страны.

При обосновании основных условий повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса (НГК) необходимо учитывать соотношение коммерческих интересов хозяйствующих субъектов и интересов федеральных, региональных и местных органов власти. Это связано с тем, что все предпосылки в своей основе опираются на это базовое положение. Действительно, реформирование налоговой политики в НГК и перспективы развития малого и среднею бизнеса, а также инновационная и инвестиционная политика в отрасли зависят оттого, насколько сбалансированы экономические интересы государства (федеральных, региональных и местных органов власти) и хозяйствующих субъектов (ВИНК и ННК). На рисунке показано авторское понимание влияния на результативность функционирования ВИНК названных выше условий.

С учетом стратегического значения нефтедобывающей отрасли для экономической и политической жизни страны большой инерционности прироста запасов нефти в России представляется целесообразным совместными усилиями государства и недропользователей разработать необходимые изменения в законодательство по использованию недр.

Законодательная база развития НГК постоянно менялась с учетом многих факторов. В настоящее время в НГК развиваются ННК, поэтому изменения в законодательстве должны идти н направлении создания условий не столько для привлечения иностранных инвесторов, этот этап пройден, а для развития ННК и повышения эффективности функционирования ВИНК.

За годы рыночных реформ в нефтедобывающей отрасли в России наряду с верти кально интегрированными и государственными нефтяными компаниями прочно заняли свое место независимые нефтяные компании. Доля их продукции в 1995 - 2006 гг. в общем по стране колебалась от 4 до 10%. В целом за указанные годы было добыто более 300 млн т нефти - столько, сколько добывалось в России за год до 2000 г.1


1 Интервью с руководителем Федерального агентства по энергетике С. Л. Оганесяном // Нефтяное хозяйство. - 2007 г., С. 4.


Приведенные объемы добычи не в полной мере отражают динамичность развития сектора, так как в течение рассматриваемого периода происходило слияние ННК с интегрированными компаниями. Без учета этого развитие предприятий малого исреднего бизнеса имело устойчивые, выше отраслевых, темны роста объемов производства. Расчетная добыча нефти по ННК, при сохранении ихдоли в структуре на начало 2000 г. составила бы за 2006 г. более 60 млн т. Следовательно, вхождение ННК в вертикально интегрированные компании обусловлено слабой поддержкой государства малого и среднего бизнеса в нефтегазовом комплексе, хотя уровень эффективности в ННК зачастую выше, чем н ВНИК.

В современных условиях одной нз радикальных мер, позволяющих повысить эффективность освоения существующей сырьевой базы, поддерживать и даже наращивать объемы производства, следует считать развитие малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче. Новая структура сырьевой базы является полем деятельности малых компаний. Осуществить это можно только за счет воссоздания гибкой, дифференцированной системы налогообложения, объединив интересы государства и эффективно работающего недропользователя.

Производственные показатели ННК и ВИНК показывают, что по ряду из них ННК работают более результативно, чем ВИНК:

по объемам инвестиций показатели независимых производителей в 1.3-2.7 раза превышают отраслевой уровень;

более 1/4 новых месторождений вводится в разработку независимыми производителями;

число введенных в эксплуатацию новых скважин в 2.7 раза больше, чем по отрасли;

проходка в эксплуатационном и разведочном бурении на 1 000 т добытой нефти в 1/5 раза выше, чем в отрасли.

Ценовая и налоговая политика в НГК взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как налоговые условия неразрывны с конъюнктурой мировых и внутренних пен на сырую нефть. Налоговые условия не позволяли использовать всего потенциала производственных мощностей в нефтедобывающей отрасли. Даже при благоприятной конъюнктуре мировых цен на сырую нефть число простаивающих скважин превышало нормативный уровень в 2 раза и оставляло около 20 - 24 % эксплуатационного фонда. В настоящее время в простое находятся 28.5 тыс. скважин. На наш взгляд, это является следствием того, что существующая налоговая система выполняет только одну функцию - фискальную и негативно влияет на работу такой бюджетообразующей отрасли, как нефтедобыча, даже при весьма высоких экспортных ценах на нефть.

Низкие цены на нефть на внутреннем рынке негативно влияли на экономику и эффективность работы малых нефтяных компаний. Любые, даже незначительные, изменения рыночной среды приводили к беспрецедентному палению пен. Особенно это проявлялось в холодное время года, с октября по март каждого года. В течение 2001 -2004 гг. цены на сырую нефть в пределах года снижались в 3 — 4 раза. Только с середины 2004 г. и в 2005 - 2006 гг. ситуация с ценами относительно стабилизировалась, хотя даже в 2006 г. цена в ноябре была ниже цены ноября 2000 г. Амплитуда колебания внутренних цен непредсказуема. Поэтому планировать такое инерционное во времени капиталозатратнос производство, как нефтедобыча, при отсутствии экономической логики в процессе формирования внутренних цен крайне сложно.

От налоговой политики во многом зависит и освоение шельфовых месторождений. Российский шельф находится в суровых климатических условиях, и для разработки месторождений, расположенных гам, необходимы специальные технологии, оборудование. В настоящее время интеграция с западными компаниями позволяет решать эти проблемы. Однако по аналогии с Восточной Сибирью для шельфовых месторождений необходим закон по дифференциации НДПИ. Затраты на освоение таких месторождений несопоставимо высокие, поэтому государство должно обеспечить определенные льготы, что, собственно говоря, уже обещано, но пока не реализовано.

Важнейшими предпосылками повышения эффективности функционирования ВИНК являются также инвестиции и инновации. Действительно. освоение новых перспективных горизонтов и районов, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы нефти и газа, обеспечение устойчивого развития старых районов добычи нефти и газа за счет наиболее полного извлечения и комплексного использования углеводородного сырья, в том числе низконапорного газа, для нужд газохнмии и энергетики, широкого применения современных технологий добычи и переработки невозможны без инвестиций и инноваций.

Важнейшая составляющая устойчивого долгосрочного развития нефтегазового комплекса, повышения его эффективности - диверсификация хозяйства в результате развития производства по глубокой переработке углеводородного сырья, ориентированного на комплексное использование извлекаемого сырья и выпуск продуктов с повышенной добавленной стоимостью: бензина,дизельного топлива, сжиженного природного и нефтяного газов, метанола, GTI. полипропилена, этилена, изделий из полимерных материалов.

В этих условиях низконапорный газ будет выступать в качестве основного сырья и энергоносителя для газопереработки, газохимии, местной и региональной энергетики. Стратегическое направление использования низконапорного газа предполагает серьезные инвестиции и принципиально новые технологии. Рост удельных капитальных вложений для ВИНКи необходимость инновационного развития будут обусловлены следующими причинами:

1) ухудшением качества сырьевой базы разрабатываемых месторождений, увеличением доли низконапорного и жирного газов;

2) выходом в новые районы с более сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями освоения;

3) потребностью в дополнительных инвестициях в создание новой и поддержание существующей производственной и транспортной инфраструктур;

4) повышением основных затрат в результате продолжения курса реального укрепления рубля по отношению к международным платежным единицам;

5) опережающим ростом стоимости факторов производства в условиях вступления России в ВТО.

Финансовые ресурсы для капитальных вложений будут формироваться главным образом за счет собственных средств компаний - амортизации и реинвестирования части прибыли. При освоении новых районов добычи предполагается также привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25 -30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал. Инвестиции в новые крупные проекты будут осуществляться в основном на условиях проектного финансирования, те. под обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом.

Названные выше предпосылки позволят существенно повысить результативность функционирования как ВИНК, так и ННК. В частности они будут способствовать повышению коэффициента извлечения нефти (КИН).

При наличии инфраструктуры на действующих месторождениях увеличение КИН в целом по отрасли на 1 % равносильно открытию одного крупного месторождения. В то же время при открытии нового месторождения нужно создавать  инфраструктуру, а за счет методов увеличения нефтеотдачи, интенсификации добычи нефти с НС-пользованисм новых технологий можно значительно поныешь коэффициент мсфтсизвлсчсния на уже разрабатываемых месторождениях, В настоящее время в среднем по отрасли КИН составляет 0.32, хотя в некоторых странах (например, Канаде) он равен 0,45 и даже по ряду месторождений достигает 0,5. Естественно, все мероприятия по повышению КИН капиталоемкие, требуют инвестиций, однако в настоящее время это становится необходимым для повышения конкурентоспособности ВИНК2.

Важнейшим показателем результативности ВИНК является сокращение фонда бездействующих скважин. В советское время число бездействующих скважин составляло порядка 7%. Это был один из важнейших показателей планировании. Он рассматривался наравне с добычей нефти. и компании, превышающие данный показатель, лишались премии и других благ. А в настоящее время по ряду месторождений фонд бездействующих скважин достигает 25% и более. Необходимо проводить капитальные, текущие ремонты скважин, выводить их из бездействия и запускать в эксплуатацию.

Сегодня ОАО «РИТЭК» - средняя нефтедобывающая компания. Их активы уже приближаются к 30 млрд руб.Прибыль 2006 г. превысила 3 млрд руб. Они ведут эффективные и рентабельные работы как в производственной области нефтедобычи. так и в научно-исследовательском направлении. Разрабатываемые инновации не удорожают, как дополнительные затраты, а наоборот, удешевляют их продукцию, так как именно за счет их применения повышаются продуктивность скважин и нефтеотдача пласта.

Рациональное использование недр - это не менее важный результат, чем увеличение добычи нефти. Особое место эта проблема занимает в России.

В настоящее время, по самым скромным подсчетам, 25 млрд куб. м газа сжигается на факелах, что является непозволительной роскошью. Во-первых. сгорают ценнейшие углеводороды, которые могут идти на химическое производство, а во-вторых, наносится вред экологии. Как известно, Киотский протокол ратифицирован. и с 2009 г. его выполнение будет обязательным для России. И тогда России придется платить огромные штрафы за выбросы в атмосферу. Это еще один минус для ВИНК.

Важнейшим результатом более эффективного функционирования ВИНК является повышение глубины переработки. Отставание темпов перехода на глубокую переработку — это проблема для многих ВИНК.

Несмотря на это, структура инвестиционных вложений не в пользу переработки, а н пользу добычи нефти. При высокой пене на нефть - это самый выгодный сегмент. Однако при низких ценах на нефть выгодной остается нефтепереработка. В 1997 - 1998 гг., когда цены на нефть снижались до 10 долл. компании, имеющие более или менее неплохие нефтеперерабатывающие заводы, оказались в выигрыше, потому что они продавали не сырье, а продукты переработки, в том числе и на внутреннем рынке. А в настоящее время пока более выгодным сегментом является добыча нефти. И все же компании должны просчитать, что ситуация на рынке может измениться, и та компания, которая вкладывает средства в нефтепереработку, снижает свои риски.

Все отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что продемонстрированный нефтегазовой отраслью запас устойчивости (в кризисный для нашей страны период) и высокие, начиная с 2000 г., темпы роста добычи углеводородного сырья отнюдь не являются признаками благополучного развития нефтегазового комплекса России. Напротив, за последние полтора десятка лет в отечественном недропользовании накопилось достаточно много проблем, которые в среднесрочной перспективе создают реальные угрозы для стабильной работы нефтегазовой отрасли.

Несмотря на определенные успехи функционирования российских вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, в настоящее время существуют определенные сдерживающие факторы их дальнейшего эффективного развития. Эти факторы связаны с несовершенством законодательной и налоговой систем, несовершенством разработанной Национальной энергетической стратегии, не отражающей действительного состояния дел в топливно-энергетическом комплексе и не учитывающей необходимости реструктуризации ВИНК и отрасли в целом, а также особенностями корпоративного управления. Следовательно, обоснованные автором финансово-экономические условия позволят обеспечить равновесие экономических интересов хозяйствующих субъектов государства в нефтегазовом комплексе и на этой основе повысить бюджетную и коммерческую эффективность.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ