Семеренко И.В.,
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
Нуждин Р.В.,
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Совик Л.Е.
Полесский государственный университет
Территория науки
№3 2016
Аннотация: рассмотрена целесообразность применения инструментов процессного управления «по целям» для анализа и прогнозирования предпринимательского дохода; представлен аналитический алгоритм оценки предпринимательского дохода, реализующего матричный метод обработки информации; описаны этапы алгоритма; обоснована аддитивная модель предпринимательского дохода на основе баланса денежных поступлений и выбытий.
В качестве инструментария маркетингового анализа в настоящее время целесообразно использовать такие, которые реализуют экономические методы управления, в том числе анализ факторов, влияющих на величину предпринимательского дохода организаций на основе системного подхода.
Традиционно методы маркетингового анализа предпринимательского дохода ограничиваются оценкой возможностей сокращения расходов на оплату труда в составе издержек экономической деятельности [3-5]. Однако, уже не вызывает сомнение тот факт, что действенность успехов в бизнесе зависит от объективности системы анализа и прогнозирования предпринимательского дохода, в том числе других его элементов, как атрибута процесса управления «по целям» [1-2].
Существующие методические подходы к использованию экономической категории предпринимательского дохода в маркетинговом анализе сводятся к рассмотрению либо его структурных элементов (в статике и динамике), либо в сочетании с другими показателями (коэффициентный метод), то есть в данном контексте предпринимательский доход рассматривается как результат достижения цели без выяснения причин данного следствия. Устранить этот недостаток может матричный аналитический метод, который увязывает в одно целое (систему) разнородные, но одновременные процессы, отражаемые в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Матричный метод маркетингового анализа факторов, влияющих на величину предпринимательского дохода, основан на использовании модели, элементы которой отражают взаимосвязь разнородных, но взаимозависимых экономических показателей. Значения названной модели определяются по правилам, которые продиктованы формой бухгалтерского баланса организации, способной в достаточной степени свободно трансформироваться в матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество), а по вертикали - статьи пассива (источники средств).
Алгоритм маркетингового анализа и прогнозирования предпринимательского дохода состоит из нескольких этапов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Алгоритм маркетингового анализа и прогноза предпринимательского дохода на основе матрично-динамического метода
Этап 1. Комплексно оценивается бизнес-деятельность исследуемых организаций. На данном этапе составляется сокращенная форма отчетной информации по анализируемым организациям. Статьи баланса группируются по однородному признаку в соответствии с выбранными нами размерами матрицы (10 х 10).
Этап 2. Разрабатываются аналитические таблицы: матричные балансы на начало и конец года, динамические балансы за годы исследования, балансы денежных поступлений и расходов.
Первые два баланса составляются по следующему правилу: в соответствии с выбранным размером матрицы статьи актива отражаются по горизонтали, пассива - по вертикали; в точном соответствии с данными бухгалтерского баланса заполняется балансовая строка и графа матрицы; начиная с первой строки актива баланса подбираются источники средств, находящиеся в распоряжении организации. Динамический баланс выполняется на основе первых двух как изменение средств по результатам на год («+» увеличение, «-» уменьшение). Баланс денежных поступлений и расходов рассчитывается на основе предыдущего баланса, а также данных сокращенной отчетной информации, полученной на первом этапе.
Этап 3. Анализируются показатели аналитических таблиц, полученные на этапе 2. Выполняется расчет предпринимательского дохода и определяются факторы, оказывающие влияние на его величину по разработанной нами аддитивной модели.
Математическая аддитивная модель расчета предпринимательского дохода на основе баланса денежных поступлений и выбытия средств организации:
ПД = ΔДСi ± ΔКЗi ± ΔКОi ± ΔНАi ± ΔУДi ± ΔРКi ± ΔДЗi ± ΔЗЗi ± ΔКФВi - ОНАi + СРi - ДПi + ТНПi ± УФДi ± ΔКЗПi - ПрДi,
где: ΔДСi - изменение денежных средств за i-ый год;
ДПi - доходы поставщиков сырьевых ресурсов i-го года;
ΔКЗi - изменение долгосрочных кредитов и займов и отложенных налоговых обязательств за i-ый год;
ΔКОi - изменение краткосрочных обязательств за i-ый год;
ΔНАi - изменение немобильных активов и отложенных налоговых активов за i-ый год;
ΔУДi - изменение уставного и добавочного капитала за i-ый год;
ΔРКi - изменение резервного капитала за i-ый год;
ΔДЗi - изменение дебиторской задолженности за i-ый год;
ΔЗЗi - изменение запасов и затрат за i-ый год;
ΔКФВi - изменение краткосрочных финансовых вложений за i-ый год;
ОНАi - отложенные налоговые активы i-го года;
СРi - совокупные расходы за i-ый год;
ТНПi - текущий налог на прибыль и отложенные налоговые обязательства i-го года;
УФДi - влияние событий после отчетной даты в i-ом году;
ΔКЗПi - изменение кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств в i-ом году;
ПрДi - прочие доходы в i-ом году.
Этап 4. Составляется прогнозная информация по организации, используя традиционные методы бизнес-планирования и матричные балансы. На основе значений статей этих данных рассчитывается величина прогнозного предпринимательского дохода по приведенной выше аддитивной модели. Величина прогнозного коэффициента соотношения предпринимательского дохода и стоимости продаж сопоставлена с аналогичными данными нормативного значения.
В случае отрицательного отклонения, структура прогнозного баланса подлежит корректировке с целью получения нормативного соотношения.
Этап 5. На основе произведенных расчетов и формирования заключения об оптимальной структуре прогнозной отчетной информации осуществляется краткосрочное бизнес-планирование с целью оптимизации величины предпринимательского дохода.
Предложенная модель может быть использована для целей: оценки финансового положения организации за исследуемый период; прогнозирования финансово-экономической ситуации в будущем; использования прогнозных значений предпринимательского дохода для целей бизнес-планирования; установления оптимального уровня маркетинговой активности; выявления факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на предпринимательский доход.
Список литературы
1. Брянцева Л.В. Системная методология технологических процедур сбалансированного управления развитием перерабатывающих организаций // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. -2008. -№ 3 (22).- С. 22-33.
2. Брянцева Л.В., Полозова А.Н. Реинжиниринг как инструмент конкурентоспособных преобразований: особенности процессного подхода // Сахар. -2008.- № 9.- С. 19-22.
3. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Экономия затрат через совершенствование оплаты труда // Пищевая промышленность. -2002. -№ 12. С. 30.
4. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В. Издержки бизнес-деятельности: управленческий анализ по статьям и элементам // Сахар.- 2006.- № 10. -С. 19-22.
5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Хорохордин Д.Н. Методика управленческого анализа издержек промышленно-производственных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4. С.360-369.