Ж.Ю. Гарнов,
руководитель направления аудита
ООО Аудиторская компания «Интера»
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях
№16 2009
Несмотря на то, что бюджетные учреждения изначально создаются для выполнения социальных и иных аналогичных функций государства как государственные (муниципальные) некоммерческие организации, содержание которых планируется осуществлять исключительно за счет средств соответствующего бюджета, они не могут существовать только в рамках системы бюджетного финансирования.
Причин тому несколько.
• Во-первых, наличие в бюджетной системе государства т. н. государственных внебюджетных фондов предполагает широкое участие бюджетных учреждений в реализации их программ, которое по своему характеру не вписывается в структуру «бюджетной» деятельности учреждений (например, большинство бюджетных медицинских учреждений принимает участие в реализации программ обязательного медицинского страхования). Кроме того, выполнение части исполняемых бюджетными учреждениями функций напрямую финансируется не из бюджетов, а из средств государственных внебюджетных фондов (например, финансирование отдельных научных разработок из внебюджетных фондов соответствующих министерств и ведомств), а также посредством выделения учреждениям и их сотрудникам различных грантов.
• Во-вторых, бюджетные учреждения, как правило, имеют штатных высококлассных специалистов, а также современное эффективное оборудование. Использование данного потенциала только для оказания «уставных» (т. е. «бюджетных») услуг может быть неэффективно, т.к. при недостаточности спроса на такие услуги данные специалисты и оборудование будут простаивать при сохранении постоянных бюджетных затрат на их содержание. Поэтому, в целях повышения эффективности использования производственного потенциала бюджетных учреждений, а также экономии средств бюджетов на их содержание большинству таких учреждений разрешено помимо выполнения «уставных» некоммерческих задач заниматься разрешенной вышестоящими органами предпринимательской деятельностью. • В-третьих, выполняемые бюджетными учреждениями «уставные» социально значимые функции обусловливают желание сторонних организаций и частных лиц поучаствовать своими средствами в реализации гуманитарных государственных программ, а также помочь в финансировании содержания самих учреждений. В результате, у бюджетных учреждений появляются целевые внебюджетные средства. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, следует признать, что внебюджетная деятельность, хотя и является дополнительной функцией бюджетных учреждений, но занимает достаточно значительное количество рабочего времени их работников. Вместе с тем, поскольку внебюджетная деятельность является, в основном, второстепенной функцией бюджетных учреждений, по сравнению с их «уставной» деятельностью, порядок ее отражения в бюджетном учете, а также налогообложения ее результатов регламентированы действующими нормативными документами менее детализированно, чем использование бюджетных средств.
Общие принципы организации бюджетного учета внебюджетной деятельности определены Инструкцией № 148н.
Основной особенностью при этом, как и для бюджетного учета «уставной» деятельности учреждения, можно считать обязанность последнего определять на конец каждого отчетного периода финансовый результат внебюджетной деятельности учреждения. В результате, довольствующие органы имеют возможность оценить эффективность осуществления того или иного вида внебюджетной деятельности, а также повысить уровень контроля за использованием внебюджетных средств, являющихся в соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) неналоговыми доходами соответствующего бюджета.
Реализуется данное требование путем списания в конце каждого отчетного периода всех произведенных учреждением на обеспечение соответствующего вида внебюджетной деятельности затрат на уменьшение полученной от осуществления данного вида деятельности выручки.
Кроме того, начиная с 01.01.2009, в связи с тем, что после исключения в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ из ст. 161 БК РФ положения о самостоятельности учреждений в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности, отражение операций по использованию указанных доходов в бюджетном учете учреждения предусмотрено в порядке, аналогичном учету операций по санкционированию бюджетных расходов. Но при этом указанные операции отражаются на вновь введенных Инструкцией № 148н отдельных счетах бюджетного учета и только в рамках текущего и следующего за ним финансового года
Операции бюджетного учреждения, осуществляемые в рамках его внебюджетной деятельности, отражаются в его бюджетном учете отдельно от операций по использованию бюджетных средств. Это достигается включением в структуру счетов бюджетного учета кодов источников финансирования (18-й разряд счета).
В соответствии с п. 9 Инструкции № 148н, предусмотрены следующие коды видов деятельности (источников финансирования):
Учитывая определенный их учредительными документами преимущественно «некоммерческий» характер деятельности бюджетных учреждений, возможность осуществления ими платных услуг, а также реализации производимой ими готовой продукции, прямо зависит от выполнения учреждением ряда условий. Исходя из вышеизложенного, организация осуществления платных услуг бюджетными учреждениями включает следующие мероприятия:
1 Учитывая различный характер использования, а также налогообложения, средств, получаемых учреждением в рамках коммерческой деятельности, а также целевых и безвозмездно полученных внебюджетных средств, использования в структуре счетов бюджетного учета для отражения операций с ними только кода вида деятельности «2» явно недостаточно. Поэтому для разделения в учете операций по указанным выше видам внебюджетной деятельности в структуре соответствующих счетов бюджетного учета для каждого из этих видов заводятся отдельные аналитические субсчета.
Правовые основы организации предпринимательской деятельности бюджетного учреждения
Возможность бюджетных учреждений осуществлять разрешенную им предпринимательскую деятельность установлена БК РФ. В частности, в соответствии с требованиями указанного нормативного документа доходы от оказания учреждением платных услуг и от использования закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества после уплаты налогов являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета (ст. 41 БК РФ), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов учреждения (ст. 42 БК РФ) и используются как дополнительный источник финансирования его деятельности (ст. 232 БК РФ).
Право на получение и использование доходов от предпринимательской деятельности также должно быть предусмотрено в оформляемом вышестоящим распорядителем бюджетных средств разрешении на открытие в соответствующем органе Федерального казначейства РФ (далее — ОФК) лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н (п. 4.5) установлен следующий порядок осуществления расчетов по приносящей доход деятельности через орган Федерального казначейства.
2 Указанное требование в части уменьшения суммы остатка средств от приносящей доход деятельности на сумму средств, зачисленных без права расходования, не распространяется на Заявки на кассовый расход на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, а также для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В случае соответствия Заявок установленным выше требованиям уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства лицом проставляется в Заявках отметка о регистрации (с указанием даты, подписи и расшифровки подписи, содержащей инициалы и фамилию), подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя, после чего Заявка принимается к исполнению. • Если представленные Заявки не соответствуют установленным настоящим пунктом требованиям, орган Федерального казначейства регистрирует их в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляры Заявок на бумажном носителе получателю не позднее срока, установленного для проверки, с указанием в прилагаемом протоколе проверки причины возврата. Если Заявки представлены только в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата.
В результате, если в разрешении на открытие лицевого счета в ОФК не предусмотрен тот или иной источник получения внебюджетных доходов (например, штрафов за нарушение сторонними организациями условий заключенных учреждением в рамках осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных договоров и т.п.), использование полученных таким образом средств учреждением будет блокировано ОФК.
При отражении в бюджетном учете учреждения его доходов от оказания им платных услуг следует обратить внимание на следующие особенности.
В Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных учреждением авансов. В результате операции по начислению НДС с полученных авансов следует отражать в бюджетном учете в кредите счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДС» в корреспонденции со счетом 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».
С 1 января 2006 г. начисление сумм заказчикам при поэтапной сдаче им работ и готовой продукции, а также отдельных этапов услуг отражают в учете как доходы будущих периодов по дебету счета 2 205 03 560 и кредиту счета 2 40104 130.
Кроме того, в Инструкции № 148н разъясняется, что доходы от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия начисляют в учете по дебету счета 0 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 0 401 04 130 «Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг».
Договорная стоимость выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия, зачисляется в доход текущего отчетного периода. В бюджетном учете делают запись по дебету счета 2 401 04 130 и кредиту счета 2 401 01 130.
При этом логично предположить, что и затраты на выполненные и сданные заказчикам этапы работ (услуг), отраженные в дебете счета 2 106 04 340, также до полного окончания соответствующих работ (услуг) не должны списываться в дебет счета 2 401 01 130. Это вытекает из общего правила бухгалтерского учета доходов и списания необходимых для их получения затрат. Однако указанная проводка Инструкцией № 148н прямо не предусмотрена. В связи с этим учреждениям, заключающим договоры, не помешает получить письменные разъяснения Минфина России по ее применению в учете.
Проиллюстрируем порядок отражения в новой системе бюджетного учета операций по формированию и получению бюджетным учреждением доходов от различных видов платных услуг на конкретном примере.
Поликлиникой оказаны следующие платные медицинские услуги:
Первый из перечисленных видов услуг оплачен через кассу поликлиники в день их оказания, а остальные — с 50%-ной предоплатой.
Отражение перечисленных выше финансово-хозяйственных операций в бюджетном учете учреждения осуществляется в следующем порядке:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны физическому лицу платные медицинские услуги, освобожденные от НДС |
2 205 03 560 (расчет) |
2 401 01 130 | 500 |
Оплачены физическим лицом в кассу учреждения оказанные ему платные медицинские услуги, освобожденные от НДС | 2 201 04 510 |
2 20503 660 (расчет) |
500 |
Получен в кассу от физического лица аванс за платную космето-логическую услугу с начислением НДС с аванса |
2 201 04 510 2 205 03 560 (аванс) |
2 205 03 660 (аванс) 2 303 04 730 (НДС с аванса) |
590 90 |
Оказаны физическому лицу платные косметологические услуги с начислением НДС |
2 205 03 560 (расчет) 2 401 01 130 |
2 401 01 130 2 303 04 730 (НДС с услуг) |
1 180 180 |
Зачтен ранее полученный аванс за платные косметологические услуги, а также списан ранее начисленный НДС с аванса |
2 205 03 560 (аванс) |
2 205 03 660 (расчет) |
500 |
2 303 04 830 (НДС с аванса) |
2 205 03 660 (аванс) |
90 | |
Получен в кассу от физического лица платеж в окончательный расчет за платную косметологическую услугу | 2 201 04 510 |
2 205 03 660 (расчет) |
590 |
Сданы на «внебюджетный» лицевой счет в ОФК полученные от физических лиц платежи за оказанные им платные медицинские и косметологические услуги (500 + 590 + 590) |
2201 01 510 17(130) |
2 201 04 610 - |
1 680 1 680 |
Получен на лицевой счет в ОФК от организации аванс за платную медицинскую услугу (НДС не облагается) |
2 201 01 510 17(130) |
2 205 03 660 (аванс) |
5 000 5 000 |
Оказаны организации платные медицинские услуги, освобожденные от НДС |
2 205 03 560 (расчет) |
2 401 01 130 | 10 000 |
Зачтен в окончательный расчет с организацией ранее полученный от нее аванс за платные медицинские услуги, освобожденные от НДС |
2 205 03 560 (аванс) |
2 205 03 660 (расчет) |
5 000 |
Получен на лицевой счет учреждения платеж организации в окончательный расчет за оказанные ей платные медицинские услуги, освобожденные от НДС |
2 201 04 510 17(130) |
2 205 03 660 (расчет) - |
5 000 5 000 |
Порядок отражения затрат на осуществление приносящей доход деятельности также имеет свои особенности в бюджетном учете учреждения.
Новая система бюджетного учета не содержит специальных счетов для отражения затрат, производимых за счет прибыли после налогообложения. Отражение всех затрат бюджетного учреждения, связанных с осуществлением услуг, предусмотрено на счете 0 106 04 ООО «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». На нем, помимо фактических затрат на платные услуги, отражаются затраты на изготовление собственными силами материалов. Разделение затрат учреждения на подлежащие и не подлежащие включению в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль предполагается осуществлять не в бюджетном (бухгалтерском), а в налоговом учете.
Порядок отражения в бюджетном учете расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести к конкретному источнику финансирования, также претерпел некоторые изменения. Так, в 2005 г. распределение осуществлялось с использованием предусмотренного на тот момент Инструкцией № 70н кода источника финансирования «0», который согласно приказу Минфина России от 10.02.2006 № 25н с 01.01.2006 исключен из текста Инструкции по бюджетному учету. Данное положение подтверждено и Инструкцией № 148н.
Вместе с тем необходимость такого распределения в новых условиях организации учета осталась, поскольку:
В целях сближения бюджетного и налогового учета порядок распределение целесообразно проводить в соответствии со ст. 321.1. НКРФ, что должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
Учитывая, что порядок распределения указанных затрат между источниками их финансирования действующими нормативными документами не определен, а также в целях оптимизации данных учетных операций целесообразно прописать в учетной политике учреждения порядок распределения данных затрат пропорционально доле «бюджетных» и «коммерческих» поступлений нарастающим итогом с начала года по состоянию на первое число месяца совершения конкретных хозяйственных операций, но, в части «бюджетных» затрат, не более объема доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
При этом распределение НДС, начисленного на сформированную в указанным выше порядке долю «коммерческих» затрат, между облагаемой и не облагаемой данным налогом внебюджетной деятельностью производится пропорционально доле доходов от указанных видов внебюджетной деятельности за текущий квартал (т. е. уже по состоянию на конец текущего квартала).
Проанализируем новый порядок отражения расходов учреждения, связанных с осуществлением платных услуг, в новой системе бюджетного учета на конкретных примерах.
При оказании перечисленных в Примере 1 платных услуг Поликлиникой были осуществлены следующие затраты:
Доля предпринимательских доходов в общем объеме поступлений учреждения на начало текущего квартала составляет 40 %, доля бюджетных обязательств — 60%. В предыдущем квартале доходы от облагаемой и не облагаемой НДС коммерческой деятельности учреждения распределились в пропорции соответственно — 10%и90%.
Операции по формированию в бюджетном учете себестоимости платных услуг учреждения в соответствии с Инструкцией № 148н с учетом условий Примера отражается в бюджетном учете в следующем порядке:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана на затраты стоимость ОС: | |||
— списана стоимость оборудования до 1 000 руб. за единицу на оказание услуг; |
2 16 04 340 (271) |
2 11 04 410 | 500 |
— начислена амортизация оборудования стоимостью свыше 1 000 руб. за единицу, используемого для оказания услуги |
2 16 04 340 (271) |
2 14 04 410 | 300 |
Приобретены для предпринимательской деятельности ГСМ: | |||
— на стоимость приобретенных ГСМ; | 2 15 03 340 | 2 32 22 730 | 2 000 |
— на сумму «входного» НДС, начисленного на приобретенные ГСМ. | 2 20 01 560 | 2 32 22 730 | 360 |
Оплачены закупленные ГСМ Списана стоимость ГСМ на себестоимость платной услуги |
2 32 22 830 - 2 16 04 340 (272) |
2 21 01 610 18 (340) 2 15 03 440 |
2 360 2 360 2 000 |
Списан начисленный на стоимость ГСМ «входной» НДС: | |||
— на налоговый вычет; | 2 33 04 830 | 2 20 01 660 | 31,30 |
— на себестоимость услуги |
2 16 04 340 (272) |
2 20 01 660 | 328,70 |
Начислена заработная плата работникам, оказывающим услуги: | |||
— на сумму начисленной заработной платы за счет средств от предпринимательской деятельности; |
2 16 04 340 (211) |
2 32 01 730 | 5 000 |
— на сумму удержанного с заработной платы НДФЛ (13 %); | 2 32 01 830 | 2 33 01 730 | 650 |
— на сумму ЕСН, начисленного на заработную плату; |
2 16 04 340 (213) |
2 33 02 730 | 1 300 |
— на сумму страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев. |
2 16 04 340 (213) |
2 33 06 730 | 10 |
Отражен в бюджетном учете полученный акт за оказанные коммунальные услуги с распределением между источниками финансирования пропорционально сложившимся на начало текущего месяца долям «бюджетного» (60 %) с одновременным принятием соответствующих бюджетных обязательств и «предпринимательского» (40 %) финансирования учреждения: | |||
А) в части бюджетной доли: | |||
— на стоимость услуг с НДС; | 1 41 01 223 | 1 32 06 730 | 708 |
А) в части внебюджетной доли: | |||
— на стоимость услуг; |
2 16 04 340 (223) |
2 32 06 730 | 400 |
— на сумму «входного» НДС. | 2 20 01 560 | 2 32 06 730 | 72 |
Оплачены коммунальные услуги пропорционально сложившимся на начало текущего месяца долям «бюджетного» (60%) с одновременным принятием соответствующих бюджетных обязательств и «предпринимательского» (40 %) финансирования учреждения. |
1 32 06 830 1 51 13 223 2 06 830 - |
1 34 05 223 1 52 01 223 2 21 01 610 18 (223) |
708 708 472 472 |
Не отнесенная при распределении затрат на бюджетную деятельность сумма «входного НДС по коммерческой деятельности распределяются между | |||
— облагаемой (10 %) | 2 33 04 830 | 2 20 01 660 | 7,20 |
— и необлагаемой (90 %) НДС коммерческой деятельностью учреждения |
2 16 04 340 (223) |
2 20 01 660 | 64,80 |
Списана на финансовые результаты сформированная фактическая себестоимость сданных заказчику платных услуг (500 + 300 + 2 328,70 + 5000 + 1 300 +10 + 407,20) | 2 41 01 130 |
2 16 04 440 (211, 213, 223, 310, 340) |
9 845,90 |
И, наконец, следует обратить внимание на изменение порядка отражения учета финансовых результатов бюджетного учреждения и закрытия счетов бюджетного учета его предпринимательской деятельности.
В результате списания в течение налогового периода (года) в кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» сумм доходов, полученных от оказания платных медицинских услуг, а в дебет расходов, связанных с осуществлением этих услуг, на данном счете формируется финансовый результат учреждения от предпринимательской деятельности, который в конце года подлежит списанию в дебет или кредит счета 2 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». В итоге происходит закрытие счетов бюджетного учета, применяемых для отражения операций учреждения, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Среди особенностей отражения операций по закрытию годовых оборотов в части предпринимательской деятельности можно назвать следующие:
Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете расчетов с бюджетом по налогам, начисленным на результаты предпринимательской деятельности учреждения, а также определения финансовых результатов и закрытия расчетов с ОФК, используя вышеприведенные примеры.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость |
2 303 04 830 (180-31,70-64,80) |
2 201 01 610 18(180) |
276,50 276,50 |
Начислен в бюджет налог на прибыль |
2 401 01 130 (500 + 1 000 + 10000 - 9 845,90) х 20 % |
2 303 03 730 |
240,82 |
Перечислен в бюджет налог на прибыль |
2 303 03 830 |
2 201 01 610 18 (180) |
240,82 240,82 |
Отражены результаты текущей предпринимательской деятельности в конце года (500 + 1000 + 10000 - 9 845,90) |
2 401 01 130 |
2 401 03 000 |
1 654,10 |
И, наконец, следует обратить внимание на изменение порядка отражения учета финансовых результатов бюджетного учреждения и закрытия счетов бюджетного учета его предпринимательской деятельности.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время не все платные услуги бюджетных учреждений отражаются в бюджетном учете как предпринимательская деятельность. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.04 № 204-ФЗ восстановлена льгота для медицинских учреждений, на основании которой с 01.01.03 от обложения налогом на прибыль освобождаются операции, осуществляемые в рамках программ обязательного медицинского страхования.