Гальченко Евгения Анатольевна,
магистрант 2 курса
факультета экономики и менеджмента КГУ,
направление подготовки «Экономика»,
программа «Экономика фирмы
и отраслевых рынков»
Политика, экономика и инновации
№6 (16), 2017
Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы формирования прибыли конкретной организации с позиций отдельных факторов. На практических материалах проводится оценка факторов формирования и использования прибыли фирмы. В статье используются данные финансовой отчетности конкретной организации.
Рассчитаем показатели рентабельности деятельности ООО «Дана Плюс» за 2014 - 2016 года (табл. 1).
Таблица 1. Показатели рентабельности ООО «Дана Плюс»
Наименование показателя | Года | Изменение 2016 к 2014 | |||
2014 | 2015 | 2016 |
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % |
|
Рентабельность продаж, % | 2,1 | 1,94 | 1,7 | -0,24 | 80,1 |
Рентабельность производственной деятельности, % | 2,66 | 2,47 | 2,46 | -0,2 | 92,5 |
Рентабельность активов, коп | 11 | 10 | 8 | -3 | 72,7 |
Рентабельность собственного капитала, коп. | 18 | 17 | 12 | -6 | 66,7 |
Источник: оценка на основании финансовой отчетности ООО «Дана Плюс»
1. Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) рассчитывается по формуле.
Сокращение уровня коэффициента рентабельности продаж является отрицательной тенденцией. Предприятие не предприняло в 2016 году меры по снижению себестоимости продукции, чтобы увеличить прибыль от реализации.
Рассчитаем влияние на изменение рентабельность продаж факторов: чистая прибыль, выручки от продаж.
Применим способ цепных подстановок. Для этого построим таблицу 2.
Баланс отклонений: +0,05 = -0,29 = -0,24
Таблица 2. Расчетная таблица влияния факторов
Факторы | Результативный показатель рентабельность продаж, % | Отклонение | |
Чистая прибыль, т.р. | Выручка от продаж, т.р. | ||
3616 | 185595 | 1,94 | - |
3701 | 185595 | 1,99 | + 0,05 |
3701 | 217685 | 1,7 | - 0,29 |
Источник: оценка на основании финансовой отчетности ООО «Дана Плюс»
Увеличение чистой прибыли за анализируемый период с 2014 года по 2016 год привело к росту рентабельности продаж на 0,05 %, а увеличение выручки от продаж на 105441 тыс. руб. привело к снижению рентабельности на 0,38 %.
Таким образом, у предприятия наблюдается снижение рентабельности продаж на 0,29 %. Это произошло в результате: увеличение чистой прибыли и выручки от продаж. Предприятие имеет резерв повышения рентабельности продаж, путем повышения его составляющих, оказавших отрицательное влияние.
2. Рентабельность производственной деятельности (окупаемостьиздержек) вычисляется по формуле.
Тенденция к постоянному сокращению затронула также и показатель рентабельности производственной деятельности ООО «Дана Плюс». Снижение коэффициента рентабельности производственной деятельности за 2015 - 2016 годы составило 0,2 %. Данный показатель, хоть и незначительно, но все же отражает негативную тенденцию.
Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности продаж и производственной деятельности находятся на достаточно высоком уровне, однако имеют устойчивую тенденцию к сокращению.
3. Коэффициент рентабельности активов рассчитывается по формуле.
Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации. Заметное сокращение коэффициента в 2016 году
свидетельствует о наращивании активов ООО «Дана Плюс» и снижении эффективности использовании имущества.
Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала.
4. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается по формуле.
Снижение коэффициента рентабельности собственного капитала в 2016 году представляет отрицательную тенденцию. Снижение коэффициента можно объяснить значительным ростом величины собственного капитала в 2016 году (темпы роста прибыли ниже темпов роста собственного капитала предприятия, за счет чего показатель рентабельности капитала в 2016 году снизил прошлогодний показатель на 5 копеек).
Основными резервами роста прибыли организации являются снижение себестоимости реализованной продукции, увеличение объема ее реализации, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.
Сравним абсолютные показатели деловой активности: объем продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг (оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).
2015 год: 24 % > 17 % > 14 % > 100 %
2016 год: 60 % > 34 % > 25 % > 100 %
Данные свидетельствуют о том, что прибыль ООО «Дана Плюс» на протяжении 2015 - 2016 годов увеличивается более низкими темпами, чем остальные параметры.
Это означает, что издержки растут, а активы (имущество) предприятия используется менее рационально.
Список источников:
1. Рожковский, А.Л. Методические вопросы применения модели экономической прибыли в управлении стоимостью бизнеса на уровне каждого подразделения компании [Текст] / А. Л. Рожковский // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 37. - С. 34-43.
2. Савицкая, Г.В. Сущность и методика расчета валовой и маржинальной прибыли [Текст] / Г. В. Савицкая // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 18 (273). - С. 19-24.
3. Фомин, П.А., Хохлов, В.В. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики [Текст] / П.А. Фомин, В.В. Хохлов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. - 376 с.