Мальцевич В.М.
к.э.н., доц.
Полесский государственный университет,
Мальцевич Н.В.,
к.э.н., доц.,
Белорусский государственный экономический университет
Никоновские чтения
№20 2015
Мировой опыт функционирования корпоративных структур свидетельствует о том, что формирование и реализация эффективной дивидендной политики способствует повышению инвестиционной привлекательности как, непосредственно, акций эмитента, так и самой корпорации. При этом следует отметить, что она носит субъективный характер, так как единой дивидендной политики компаний в современной экономике не существует. На разных стадиях своего становления и развития, в зависимости от ситуации, складывающейся на рынке, корпорации стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендные выплаты акционерам.
Формирование дивидендной политики корпорации осуществляется с учетом особенностей компании, темпов ее роста, устойчивости получаемых доходов, наличия возможности получения инвестиций из внешних источников, масштабов производства, предпочтения акционеров и других факторов. В то же время, несмотря на большое количество факторов влияющих на дивидендную политику корпорации, следует отметить, что выбор реализуемой компанией дивидендной политики сводится к необходимости решения двух главных взаимосвязанных задач:
Очевидным является то, что решение вышеуказанных задач предполагает установление баланса между текущим потреблением прибыли собственниками и ее накоплением, а роль дивидендной политики заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и реинвестируемой частями прибыли.
Таким образом, дивидендная политика является одной из наиболее сложных проблем, лежащей в плоскости корпоративных отношений, а ее значимость, прежде всего, обусловлена тем, что она непосредственно связана с использованием чистой прибыли корпорации. При этом дивидендная политика представляет собой совокупность методов и принципов принятия управленческих решений, направленных на выбор оптимальной пропорции распределения прибыли. Искомая оптимальная пропорция должна способствовать росту капитализации компании и обеспечивать финансовую базу для ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу.
Изучению проблемы формирования эффективной дивидендной политики корпорации в условиях рыночной экономики посвящены многочисленные научные исследования. Мировой опыт свидетельствует о том, что в теоретическом аспекте механизм формирования дивидендной политики компании рассматривается через призму ее влияния на рыночную стоимость корпорации. Это объясняется тем, что в современных корпорациях финансовое состояние собственников складывается из двух составляющих: выплачиваемых дивидендов и роста рыночной стоимости акций. При этом, следует отметить, что второй источник доходов вносит все более существенный вклад в изменение совокупного состояния инвесторов крупнейших мировых корпораций.
Подтверждением этому служит проведенный по 500 крупнейшим компаниям мира за 2014 г. корреляционно-регрессионный анализ, позволивший определить степень количественного влияния внутренних факторов на формирование рыночной капитализации. Полученная корреляционная модель имеет следующий вид:
Ух = 34628,8 + 6,58X1 + 0,18X2 + 0,004Х3 + 0,003X4 - 2939Х5
R = 0,89, D = 79,6 %, F = 145,7, n = 500
где, Ух - рыночная капитализация, млн. долл.;
X1 - чистая прибыль, млн. долл.;
Х2 - оборот, млн. долл.;
Х3 - стоимость совокупных активов, млн. долл.;
Х4 - число сотрудников, чел.,
Х5 - дивидендная доходность, %.
Параметры уравнения множественной регрессии свидетельствуют о том, что все включенные в модель факторы, за исключением дивидендной доходности, оказывают положительное влияние на формирование рыночной капитализации крупнейших компаний мира. Отрицательное влияние дивидендной доходности, наряду с вышеизложенным, объясняется и тем, что размер дивидендов выплачиваемых любой корпорацией ограничен размером полученной прибыли, тогда как рост рыночной стоимости акций практически ничем не ограничен. В связи с этим, в странах с развитой рыночной экономикой с целью увеличения капитализации компании ведется целенаправленное воздействие на данный показатель, в том числе и посредством формируемой дивидендной политики.
Необходимость формирования эффективной дивидендной политики в АПК Республики Беларусь вызвана тем, что организация экономической деятельности в форме акционерных обществ получила широкое распространение по сравнению с другими организационно-правовыми формами бизнеса. Более того, в структуре агропромышленного комплекса имеет место устойчивая тенденция увеличения количества акционерных обществ. Так если в 2011 году удельный вес акционерных обществ в общей численности юридических лиц в АПК составлял 24,8 %, то на начало 2015 года он вырос до 37,9 % (табл.).
Таблица - Сельскохозяйственные организации Республики Беларусь по организационно-правовым формам
Организационно-правовые формы | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||
шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | |
Всего юридических лиц | 1613 | 100 | 1564 | 100 | 1530 | 100 | 1497 | 100 | 1454 | 100 |
Из них: | ||||||||||
акционерные общества | 400 | 24,8 | 507 | 32,4 | 518 | 33,9 | 545 | 36,4 | 551 | 37,9 |
открытые акционерные общества | 374 | 23,2 | 482 | 30,8 | 489 | 32,0 | 510 | 34,1 | 520 | 35,8 |
закрытые акционерные общества | 26 | 1,6 | 25 | 1,6 | 29 | 1,9 | 35 | 2,3 | 31 | 2,1 |
общества с ограниченной ответственностью | 117 | 7,3 | 136 | 8,7 | 148 | 9,7 | 150 | 10,2 | 152 | 10,3 |
общества с дополнительной ответственностью | 20 | 1,2 | 17 | 1,1 | 16 | 1,0 | 13 | 0,9 | 12 | 0,8 |
производственные кооперативы | 541 | 33,5 | 393 | 25,1 | 364 | 23,8 | 348 | 23,2 | 318 | 21,9 |
унитарные предприятия | 535 | 33,2 | 511 | 32,7 | 483 | 31,6 | 439 | 29,3 | 423 | 29,1 |
При этом следует отметить, что на начало 2015 года из 551 акционерного общества 520 функционировало в форме открытых акционерных обществ.
Вместе с тем, если доминирование корпораций в странах с развитой экономикой имеет место на фоне адекватно развитого фондового рынка, то для отечественной экономики характерны существенные диспропорции, прежде всего, связанные с недостаточной развитостью системы базовых рыночных институтов. Соответственно, формирование эффективной и действенной дивидендной политики, на наш взгляд, должно осуществляется параллельно с совершенствованием фондового рынка.
Изучение теории и практики формирования эффективной дивидендной политики корпорации свидетельствует о том, что для нее характерны индивидуальные этапы построения для каждой конкретной компании. В то же время обобщение данных особенностей позволяет выделить три общих этапа, которые присутствуют в алгоритме формирования дивидендной политики всех компаний: выбор типа дивидендной политики; определение формы выплаты дивидендов; оценка эффективности дивидендной политики.
На первом этапе корпорация должна определить тип дивидендной политики. Существуют три основные типа дивидендной политики корпорации: консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный тип предполагает использование остаточного принципа начисления дивидендов, при котором большая часть прибыли реинвестируется в бизнес. Как правило, он ориентирован на выплату фиксированных дивидендов. Умеренный тип предусматривает постоянное процентное распределение чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства в равных долях, при незначительных корректировках в долгосрочной перспективе. Агрессивный тип дивидендной политики предполагает стремление к максимизации дивидендных выплат. При этом он предусматривает систематический рост размера дивидендных выплат.
Вторым этапом формирования и реализации дивидендной политики служит выбор формы выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: выплата дивидендов наличными деньгами, выплата дивидендов акциями, автоматическое реинвестирование дивидендов в дополнительные акции, выкуп акционерным обществом собственных акций.
На третьем этапе происходит оценка эффективности дивидендной политики. Для оценки эффективности проводимой корпорацией дивидендной политики используется следующие показатели: коэффициент дивидендного выхода, дивидендный доход, коэффициент соотношения цены и дохода по акции, коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию, уровень дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию.
Таким образом, выполненные исследования свидетельствуют о том, что в современной экономике эффективная дивидендная политика позиционируется как один из элементов повышения капитализированной стоимости корпорации. Выбор проводимой компанией оптимальной дивидендной политики определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: максимизация совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прирост капитализированной стоимости компании; обеспечение достаточного объема собственного финансового капитала для ведения расширенного воспроизводства. Тренд развития мировой экономике свидетельствует о том, что рост рыночной стоимости акций рассматривается с позиции акционеров как более важный источник их финансового благосостояния. Любая современная концепции дивидендной политики будет обречена на неуспех при функционировании корпорации в условиях отсутствия или недостаточной развитости базовых рыночных институтов.