С.К. Семенов,
кандидат экономических наук, главный бухгалтер
Астраханского филиала Морбанка
Финансы и кредит
№10(70) 2000
Наличие нескольких расчетных счетов в разных банках - явление нормальное и необходимое для развитой рыночной экономики.
В России разрешение предприятию иметь множество расчетных счетов было получено сравнительно недавно - в первые годы рыночных реформ. Считается, что от этого выигрывает экономика и банковская система в целом, хотя и пострадают конкретные коммерческие банки, ранее единолично обслуживающие клиента. В этом проявляется своеобразное преодоление банковского монополизма, уменьшается зависимость хозяйствующего субъекта от банка, что теоретически стимулирует конкуренцию между кредитными учреждениями, повышает качество расчетно-кассового обслуживания. Однако некоторое усиление конкуренции на рынке банковских услуг определенно не соответствует массовому увеличению числа расчетных счетов.
Множественность расчетных счетов позволяет предприятиям маневрировать своими финансовыми ресурсами, выбирать наименьшую плату за расчетно-кассовое обслуживание, но, главное, резко снижает риски предприятия из-за потери ликвидности банка. Так, конкретный астраханский хозяйствующий субъект выжил только благодаря второму расчетному счету, когда первый был, мягко говоря, "заморожен" другим банком, остановившим платежи; второе предприятие - осуществляло налоговые платежи, за которые плата не взимается, через банк с более высокой оплатой расчетно-кассовых услуг, а коммерческие платежи - через другое кредитное учреждение.
Среди крупных предприятий развернулось чуть ли не соревнование - кто откроет больше расчетных счетов, при этом хозяйствующие субъекты получали соответствующие льготы по расчетно-кассовому обслуживанию и кредитованию - банк, как известно, всегда охотнее кредитует "своего" клиента, открывшего именно расчетный счет. То есть не только переход на основное расчетно-кассовое обслуживание, но и открытие второго расчетного счета стимулируется самими банками, иногда как первая ступень для сотрудничества. Само же количество счетов ограничивалось разве что... числом банков в регионе, да в какой-то мере платой за нотариальные услуги, некоторой сложностью оформления документов и получения справок во внебюджетных фондах.
Однако начались и явные "хитрости" с расчетными счетами. Так, хозяйствующие субъекты, имея картотеку № 2 неоплаченных документов в одном банке, направляли выручку, которая здесь была бы использована на погашение долгов, во второй банк, где средства используются на другие цели. Это обостряет неплатежи, так как долги предприятия растут. Таким образом, к примеру, неплатежеспособный хозяйствующий субъект выдает зарплату или может, наоборот, прятать средства для ее выплаты. Бывает, суммы ошибочно попадают не "на тот" расчетный счет и "головная боль" возникает уже у запутавшегося в своих манипуляциях клиента. Иногда расчетные счета открываются для проведения одной подобной операции или получения кредита, а затем практически не работают, но и не закрываются, что создает для банков определенную проблему - неработающие счета "засоряют" компьютерную базу, усложняют труд опе-рационисток, которые все равно вынуждены работать с неработающими счетами, что увеличивает издержки кредитного учреждения. Особенно эта проблема обострилась после экономического кризиса 17 августа 1998 года, когда многие клиенты банков (и не всегда малые) остались только на бумаге и ... на расчетных счетах в банке.
Некоторые банки в договоре о расчетно-кассовом обслуживании предусматривают плату за нефункционирующие расчетные счета (клиенты удивляются - за что?) безакцептным списанием средств со счета, но реально от этой меры, как правило, воздерживаются: не хотят ссориться с клиентами, да и брать плату часто не с чего - счет пуст.
Однако, главное, - усложнился кассовый и любой финансовый контроль за хозяйствующими субъектами. Теперь предприятие может иметь несколько лимитов остатка кассы и других кассовых норм. И хотя монетарными властями рекомендовано коммерческим банкам согласовывать между собой кассовые нормативы, на практике это бывает достаточно сложно - к примеру, факт наличия счета и данные о нем представляют конфиденциальную информацию, а уж если расчетные счета открыты во многих банках... Кассовая проверка в изложенных случаях иногда проводится коммерческим банком только по условиям работы с наличностью по операциям с этим кредитным учреждением (были случаи ведения хозяйствующим субъектом нескольких кассовых книг - для каждого обслуживающего банка), что усложнило и сузило надзор. При этом такой хозяйствующий агент проверяется в последнюю очередь из-за сложности и расчета каждого банка, что это сделает другое кредитное учреждение. Например, в ходе кассовой проверки конкретного астраханского предприятия в 1999 году одним из обслуживающих его банков лимит предприятия был посчитан нулевым, так как лимит остатка кассы, утвержденный в 1998 году другим обслуживающим кредитным учреждением, утратил силу в новом году и не был своевременно возобновлен. Полагаем, что наиболее качественную комплексную кассовую проверку может сделать, получив необходимые данные (лимит остатка кассы и др.) от обслуживающих банков, только самое заинтересованное лицо - соответствующая организация Госналогслужбы, так как только последняя обладает официальной информацией о всех расчетных счетах хозяйствующего агента. Тем более, что банки не заинтересованы в проведении подобных проверок, боятся испортить отношения с клиентом при выявлении нарушений, ведущих к штрафным санкциям. Кроме того, при проверке предприятия всеми обслуживающими банками, что, в принципе, и должно производиться, так как каждая проверка отражается в банковской отчетности, хозяйствующему агенту просто некогда будет работать.
Полагаем, что преимуществами множества расчетных счетов воспользовались, в первую очередь, предприятия; ослабление же контроля вызвало отрицательную реакцию заинтересованных государственных структур. Так, проектом готовившегося в 1996 году Указа Президента России "О мерах по повышению собираемости налогов и упорядочению безналичного денежного обращения" было предусмотрено, что все расчеты по сделкам должны осуществляться только с основных расчетных (текущих) рублевого и инвалютного счетов. Это, вероятно, резко ограничило бы использование расчетных счетов в других банках и, возможно, де-факто привело бы к ликвидации множественности счетов, но л прекратило бы манипуляции с ними. Однако Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" ввел названную меру только в отношении рублевых счетов юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (предприятия-недоимщики). То есть государство приняло половинчатое решение, защитив интересы бюджетов и внебюджетных фондов, оставив хозяйствующие субъекты (в том числе государственные) выяснять отношения между собой. С подписанием названного документа государство опять-таки проявило непоследовательность, усилив административно-командные методы управления экономикой (хотя и не в той степени, как предполагалось по проекту этого указа) в ущерб экономическим, рыночным. Счета предприятий-недоимщиков просуществовали около 2 лет, особо себя не зарекомендовав, и были отменены Указом Президента РФ от 29.06.98 № 734, а проблемы остались... Между тем предприятиям Украины запрещено иметь более чем по одному расчетному счету в национальной и иностранной валютах.
Считаем, что разрешение хозяйствующим субъектам иметь несколько расчетных счетов было все же несколько преждевременным из-за неготовности предприятий к соблюдению "этикета" цивилизованного рынка. Однако и имевший место частичный отход от этих позиций, когда положительные стороны множественности расчетных счетов в полной мере не проявились, являются другой крайностью.
С вышеизложенным тесно соприкасаются вопросы открытия - закрытия счетов в банках.
Клиент кредитного учреждения при установлении расчетно-кассовых отношений защищен законодательством "от произвола банков" дважды: банк не может согласно ст. 846 Гражданского Кодекса Российской Федерации отказать ему в открытии расчетного счета "за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание..." Закрывается же счет в соответствии со ст. 859 ГК РФ только по заявлению клиента, а по инициативе банка - только при судебном расторжении договора банковского счета. Причем только в двух случаях: "когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; при отсутствии операций по этому счету в течение года...". Представлять заявление клиент иногда просто не хочет, особенно при отсутствии (или копеечном остатке) денег на счете - куда-то идти, печатать самому документ, иногда приходится его уговаривать; судебная процедура - всегда очень сложное мероприятие. Наличие официальной информации о ликвидации хозяйствующего субъекта, как видим, не является основанием для закрытия счета по инициативе кредитного учреждения без решения суда. Поэтому банк дважды поставлен в неравное с клиентурой положение, причем в обоих разнонаправленных действиях (открытие и закрытие счета), в чем, думается, проявляется некоторая противоречивость и непоследовательность отечественного законодательства.
В двойной законодательной заботе о клиентах кредитного учреждения, на наш взгляд, прослеживается фискальная подоплека. Если юридический адрес клиента может находиться на пустыре (был такой случай в Астрахани), то счет - в конкретном банке, и сохраняется надежда на движение средств. Тем более Министерство по налогам и сборам не только отвечает за поступление налоговых платежей в госбюджет, но и косвенно координирует поступление денег в государственные внебюджетные фонды - квартальные и годовой налоговые отчеты Госналогслужба не принимает, если не сданы соответствующие отчеты в названные фонды и органы госстатистики.
Иногда расчетные счета открываются для проведения единственной операции или получения кредита, а затем практически не работают, но и не закрываются, что создает для банков определенную проблему - неработающие счета "засоряют" компьютерную базу, усложняют труд опера-ционисток, которые все равно вынуждены работать с неработающими счетами, что увеличивает издержки кредитного учреждения. Особенно эта проблема обострилась после экономического кризиса 17 августа 1998 года, когда многие клиенты банков (и не всегда малые) остались только на бумаге и ... на расчетных счетах в банке.
Впрочем, открыть расчетный счет, особенно в крупном банке, не всегда просто. Например, предлагается придти завтра, или оказывается, что банк не работает с данной категорией клиентуры, не обслуживает данную сферу экономики, т.е. объясняется "отсутствием у банка возможности".
Во все договора о расчетно-кассовом обслуживании банки включают норму о возможности расторжения договора, чаще всего при отсутствии движений по счету какой-то период времени, обычно - 3 месяца, что, как говорилось выше, не соответствует законодательству. На основании договора некоторые банки все равно закрывают неработающие счета. Иногда пишется письмо в органы Госналогслужбы о намерении закрыть неработающий счет, а при отсутствии возражений (ответа) налогового органа счет закрывается, что лишний раз подтверждает фискальную подоплеку данной проблемы.
Считаем, что "двойная" законодательная защита интересов клиента банка в ущерб кредитному учреждению не соответствует... законам и интересам рыночной экономики, нарушает равноправие партнерских отношений. Полагаем целесообразным законодательно закрепить (с изменением или отменой ст. 859 ГК РФ в этой части) право банка на закрытие неработающего длительное время расчетного счета в соответствии с заключенным договором.
Количество корсчетов, открываемых коммерческими банками друг другу, никогда не ограничивалось российским законодательством, в отличие от расчетных счетов нефинансовых агентов экономики. Поэтому с ростом числа банков и бурным развитием банковской системы России в первые годы реформ резко возросло число корсчетов и обороты по ним. И только крупнейшие кредитные учреждения, как правило, отказывали малым или даже филиалам малых и средних банков в открытии корреспондентских счетов, хотя "защитные функции" ст. 846 и 859 ГК РФ распространяются и на корсчета банков. А в целом корреспондентские отношения устанавливались как между крупными, крупными и средними, так и, например, между двумя малыми банками или даже их филиалами. Это было связано не только с экономической целесообразностью, но и делалось в интересах рекламы, престижа, имиджа банка; ведь количество корсчетов - это элемент "визитной карточки" кредитного учреждения. Корреспондентские отношения позволяют развивать деловые контакты между коммерческими банками, партнерские связи, в частности на межрегиональном и межгосударственном уровнях, установить доверительные отношения, но, главное, ускорить расчеты -это их основная, чисто экономическая функция, что было особенно актуально из-за задержки платежей в первые годы реформ.
В развитых странах мира часть платежей проходит через централизованную расчетную сеть эмиссионного банка, а более половины - по негосударственной децентрализованной сети, представленной банками-корреспондентами и расчетными (клиринговыми) палатами.
Децентрализованная сеть имеет ряд преимуществ перед государственной, основное - более быстрое прохождение платежей, в основном, за счет исключения посредника в лице эмиссионного банка. Однако с дальнейшим внедрением новейших технологий, разрыв во времени прохождения платежа по обеим сетям будет, вероятно, все более сокращаться. Услуги банков-корреспондентов -платные, но они же чаще всего уплачивают процентный доход по остаткам на корсчетах.
Вместе с тем развитая корреспондентская сеть - удел крупных банков, мелким банкам просто не под силу рассредоточение активов по многим корсчетам, им для проведения операций требуется максимальная концентрация денежных ресурсов.
Кроме того, децентрализованная сеть оказывается "неполноценным" конкурентом, зависит от расчетной сети эмиссионного банка, монополия которого по расчетным услугам в какой-то мере все равно сохраняется, так как подкрепление средствами корсчетов банков-корреспондентов и окончательные расчеты клиринговых палат осуществляются через централизованную сеть.
В России негосударственная расчетная система недостаточно развита: денежный поток через сеть банков-корреспондентов значительно уступает обороту сети расчетно-кассовых центров эмиссионного банка, а клиринговых палат вообще единицы. Были, правда, и определенные успехи: так, более 90% платежей Инкомбанка проходило через его корреспондентскую сеть. Были широко известны расчетные системы Торибанка, банка "Российский кредит", МБО "Оргбанк".
Экономический кризис 17 августа 1998 года наиболее сильно отразился на банковской системе России, причем в первое время особенно в части платежно-расчетной дисциплины, а здесь в первую очередь по расчетам через корреспондентскую сеть коммерческих банков. В дальнейшем были отозваны лицензии у флагманов децентрализованной системы расчетов - Инкомбанка и Торибанка, а банк "Российский кредит" принят под "опеку" Государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Многие банки потеряли средства, "зависшие" на корсчетах проблемных и обанкротившихся банков, что сказалось на их финансовом состоянии в целом, вплоть до банкротства и цепочки банкротств среди кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов экономики. Число корсчетов сократилось в связи с банкротствами банков и закрытием счетов по различным причинам, в том числе из-за недоверия, у функционирующих банков. В лучшем случае корреспондентские счета не закрывались, а обнулялись до лучших времен. Впрочем, платежная дисциплина была восстановлена достаточно быстро, в том числе и в части корреспондентских отношений между коммерческими банками. Однако дальнейшее развитие децентрализованной расчетной сети существенно замедлилось, чему может дать толчок принципиально решенное, но отложенное значительное повышение платы за расчетные услуги в сети эмиссионного банка.
Корсчета могут открываться для проведения каких-то конкретных операций, что порой не обходится без казусов. Так, конкретный астраханский банк-респондент открыл в региональном учреждении крупнейшего банка-корреспондента два корсчета - инвалютный и рублевый. Последний счет был предназначен для проведения конверсионных операций, хотя в договоре о корреспондентских отношениях это не было и не могло быть оговорено. Реквизиты счета своим клиентам банк-респондент не сообщал: счет, по сути-то, целевой. Неожиданно для клиента банка-респондента на названный корреспондентский счет поступают деньги из другого регионального учреждения банка-корреспондента, причем в платежных документах указан корсчет банка получателя в ... РКЦ Банка России, что несколько, мягко говоря, нарушает нормативные документы ЦБ РФ. В местном же региональном учреждении банка-корреспондента аргументировали этот факт... внутренним положением своего банка о расчетах, а отвечать конкретно должно учреждение банка другого региона, направившее платеж на этот корсчет, а не в РКЦ ЦБ РФ. Из этого следует, что манипуляциями со счетами занимаются не только нефинансовые агенты российской экономики. Банк-корреспондент в данном случае задерживал средства в своей расчетной сети, искусственно увеличивал число оборотов денег за счет последующего платежа банка-респондента. Если же очередной получатель средств был бы клиентом данного банка-корреспондента или банка очередного получателя имел бы в нем корсчет, то некие (уже условные) средства могли бы обращаться в данной расчетной сети достаточно долго. После повторения описанной истории банк-респондент закрыл данный рублевый корсчет.
Учитывая изложенное, считаем, что количество корреспондентских счетов коммерческих банков не должно быть чрезмерным, а определяться необходимостью и целесообразностью проведения соответствующего объема операций, качественным и эффективным обслуживанием своей клиентуры.