Галкин А.А.,
Лунева Н.А.
Воронежский экономико-правовой институт
Территория науки
№2 2018
Аннотация. В данной статье исследовано содержание понятия «реального» сектора экономики. Раскрыты основные стратегические цели задачи и направления преобразований «реального» сектора российской экономике.
В России широкое распространение в настоящее время получили термины «реальная» экономика, «реальный» сектор экономики.
Вопрос экономического содержания данных понятий пока не имеет однозначного ответа.
С рыночных позиций к реальному сектору экономики относятся все производственные и непроизводственные сферы.
Другой подход исходит из опыта административно-командной экономики, когда всё производство было разделено на два подразделения: производство средств производства и производство средств потребления. В промышленности это деление получило соответствующее разделение на группу А - материальное производство и группу В - нематериальное производство. Так вот под материальным производством чаще всего и понимают реальный сектор экономики. С этой позиции реальный сектор экономики определяют как совокупность материальных отраслей народного хозяйства, в которых происходит создание национального продукта и национального дохода. К таким отраслям относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, материализованные услуги. Помимо реального сектора экономики в народном хозяйстве выделяются сферы социального обслуживания населения: здравоохранение, культура, наука, органы управления и др. Кроме того, к реальному сектору экономики трудно отнести и теневую экономику, которая по своему объёму производства составляет по разным оценкам 20 - 40 % ВНП, так как субъекты относящиеся к теневой экономики не платят налоги. Также сложно отнести к реальному сектору экономики и посреднические услуги.
Несмотря на то, что в данном подходе существует серьёзное противоречие, связанное в первую очередь с тем, что в создании национального дохода непосредственно участвуют и отрасли нематериального производства, данный подход, по нашему мнению, позволяет более целенаправленно подойти к решению проблемы развития производства и выявить приоритетные направления этого развития.
Таким образом, по нашему мнению, к отраслям реального сектора экономики относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, услуги.
Без развития реального сектора экономики не будет: экономического роста, повышения уровня занятости населения и роста уровня его доходов, улучшения экономических условий жизнедеятельности и оздоровления окружающей среды. По мнению некоторых ученых он является главным фактором стратегического развития фирм [2; 6].
В России при переходе к рынку приоритетным объектом рыночного моделирования стали финансовые отношения. Определённое развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия.
В реальном же секторе приватизация как главное и почти единственное мероприятие по изменению его структуры существенного положительного эффекта не дала [3-4].
Оторвавшийся в своём развитии от реального финансовый сектор при отсутствии разумных коммерческих альтернатив «эксплуатировал» государственные финансы, истощая и без того небогатый инвестиционный потенциал страны. Реальный сектор лишённый поддержки по линии структурной политики, продолжал деградировать, объективно обрекая на деградацию и всё общество.
Сегодня ключевая проблема, по-видимому состоит в том, чтобы траектория экономических изменений обрела содержательную устойчивость: в том смысле, что цели преобразований должны, наконец, быть напрямую связаны с социально-экономическими интересами страны, выражать потребности народа.
Проблема должна быть перемещена в такую плоскость, где главными координатами выступают параметры и факторы процесса общественного воспроизводства в стране. Это предполагает взаимоувязанный анализ фаз производства, распределения, обмена и потребления. В соответствии с социальной ориентацией экономических трансформаций необходимо осуществлять попятные шаги в бюджетах всех уровней, в конкретных программах, проектах, институциональных условиях, задающих рамки предпринимательства.
Развитие реального сектора экономики подразумевает изучение структуры, её сложности, объективного характера многих пропорциональных зависимостей, что предопределяют необходимость вмешательства государства в развитие реального сектора экономики. Цели, задачи государства и направления развития реального сектора предложенные в таблице 1. позволяют, по нашему мнению, выправить создавшуюся опасную структурную деформацию реального сектора экономики России эти аспекты нами были отражены и в других работах [1; 5].
Таблица 1 - Цели, задачи и направления развития реального сектора экономики России
Цели и задачи | Направления |
Подготовка комплексной ресурсной базы развития экономики (расширенного воспроизводства). Создание всех ресурсных предпосылок технологического обновления производственного аппарата экономики, рост наукоёмкости производства и экспорта. Укрепление конкурентоспособности и экономической устойчивости первичного и корпоративного звена экономики. Обеспечение наибольшего энерго- и ресурсосбережения. Приоритетное пропорциональное развитие машиностроительного ядра экономики, как комплексной основной базы ускорения НТП. Осуществление системных преобразований институтов. |
Оптимизация отраслевой структуры экономики и иерархической её конструкции. Развитие федерализации экономических отношений. Интеграция науки, производства и рынка. Оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении. Содействие формированию социально-экономических комплексов субъектов Федерации как базы выполнения ими своих прав и обязанностей. Содействие ускоренному развитию наукоёмкого производства и формированию собственных ниш в мировом рынке. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России [4]. |
Данное отражение развития реального сектора носит стратегический характер и должно конкретизироваться в тактических планах, программах и действиях.
Список литературы:
1. Галкин А.А., Лунева Н.А. Распределение бремени трансакционных издержек во внешней среде российских организаций // В сборнике: Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. 2016. С. 9-12.
2. Крайнюков А.Н., Казарин С.Н. Управление инновационными процессами в условиях комплексного воздействия факторов риска // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 4.С. 58-68.
3. Кузяшев А.Н. Развитие муниципальной собственности в России // Междисциплинарный подход к исследованию экономики материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. С. 57-65.
4. Малова И.В. Повышение конкурентоспособности // Менеджмент качества. 2013. № 1.С. 12-21.
5. Мещеряков Д.А., Галкин А.А. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2015. № 5.С. 3841.
6. Цыпкин Ю.А., Иванов Н.И., Кокорев А.С., Фомин А.А. Прикладной менеджмент. -Москва, 2018. - 440 с.