И.Г. Горловская
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Вестник Омского университета. Серия «Экономика»
№2 2014
В условиях перехода к мегарегулированию финансовых рынков в России необходимо развитие типологии предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. Автором предложены пять классификаций, позволяющих определить дифференцированный подход к регулированию предпринимательских структур на рынке ценных бумаг.
Предлагаемые классификации охватывают все виды деятельности предпринимательских структур на рынке ценных бумаг, исключают структурно-элементный вакуум и позволяют ранжировать требования в целях регулирования предпринимательской деятельности в высокорискованной сфере экономики.
В условиях достижения поставленных «Стратегией 2020» целей реализации проекта создания международного финансового центра в России и перехода на модель мегарегу-лирования финансовых рынков вопросы, связанные с развитием предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), приобретают особое значение. Предпринимательская деятельность на РЦБ представляет собой самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую предпринимательскими структурами на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли за счет предоставления финансовых услуг и/или торговли финансовыми инструментами [1, с. 5].
Несмотря на то, что предпринимательская деятельность на РЦБ является высоко значимой, её теоретические аспекты ограничиваются исследованием правовых основ функционирования соответствующих предпринимательских структур либо в конкретный временной период, либо в историческом аспекте [2]. Между тем развитие теоретических основ необходимо, во-первых, исходя из того, что деятельность по обслуживанию эмитентов и инвесторов на РЦБ могут осуществлять исключительно предпринимательские структуры; во-вторых, потому, что мегарегулирование финансовых рынков требует дифференцированного подхода к предпринимательским структурам на РЦБ в плане пруденциального надзора и регулирования.
Важной теоретической проблемой, на наш взгляд, является недостаточная разработанность типологии предпринимательской деятельности и предпринимательских структур на РЦБ как инструмента определения пруденциальных нормативов и правил регулирования для различных групп участников финансовых рынков. Между тем предпринимательскую деятельность на РЦБ современной России в целях надзора и регулирования можно классифицировать по нескольким основаниям.
Первое. С точки зрения механизмов перераспределения денежных ресурсов от экономических субъектов с избытом к экономическим субъектам с дефицитом денежных средств, предпринимательскую деятельность на РЦБ следует разделить на финансовое посредничество (косвенное финансирование) и деятельность, способствующую прямому финансированию экономических субъектов с дефицитом денежных средств (эмитентов).
В российской науке существует упрощенное представление о финансовом посредничестве: финансовое посредничество часто отождествляется с торговым [3, с. 21; 4, с. 12-13], а отсюда делается вывод о необходимости применения единого подхода регулирования всех предпринимательских структур финансового рынка [5, разд. 3]. Между тем, в соответствии с развитой теорией финансового посредничества, к финансовым посредникам относятся предпринимательские структуры депозитного (коммерческие банки, инвестиционные банки, кредитные союзы), контрактного (страховые компании, пенсионные фонды) и инвестиционного (инвестиционные фонды, паевые (взаимные) фонды, финансовые компании) типа [6; 7].
Финансовое посредничество позволяет преобразовывать привлеченные денежные ресурсы, полученные «на входе» от экономических субъектов с избытком денежных средств для их дальнейшего использования («на выходе») с точки зрения трансформации объемов, сроков, рисков, финансовых инструментов [7, с. 46-47]. Классическими финансовыми посредниками на финансовых рынках, у которых существует собственный особенный предмет деятельности, выступают страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также коммерческие и инвестиционные банки1.
1 Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.
На РЦБ финансовыми посредниками являются инвестиционные фонды, в которых перераспределение идет за счет обмена ценных бумаг самого фонда на денежные средства инвесторов («на входе») и последующего вложения привлеченных средств в ценные бумаги иных эмитентов («на выходе»). Особенностью российского законодательства является то, что инвестиционные фонды не могут осуществлять свою деятельность самостоятельно. Все действия, сделки и операции от имени инвестиционного фонда имеет право осуществлять управляющая компания (особая предпринимательская структура). Управляющая компания и специализированный депозитарий, обслуживающий инвестиционный фонд, образуют ядро инфраструктуры инвестиционного фонда как финансового посредника на РЦБ.
Предпринимательскую деятельность в форме финансового посредничества могут осуществлять только юридические лица, к которым предъявляются высокие лицензионные требования (например, достаточности собственных средств). В отличие от финансовых посредников, предпринимательские структуры, способствующие прямому финансированию эмитентов, на РЦБ не преобразовывают денежные ресурсы, а снижают организационные и информационные риски эмитентов и инвесторов. Если финансовые посредники снимают противоречия между спросом и предложением денежных ресурсов, то предпринимательские структуры, способствующие прямому финансированию эмитентов, обеспечивают обмен ценных бумаг эмитентов на денежные средства инвесторов. Разделение предпринимательской деятельности на финансовое посредничество и деятельность, способствующую прямому финансированию эмитентов, с одной стороны, раскрывает механизмы разных типов предпринимательских структур и позволяет определить связанные с ними риски, с другой - ориентирует регулирующие органы на дифференциацию требований к соответствующим предпринимательским структурам. Особенно такое деление становится важным для мегарегулятора в целях определения пределов конструирования производственных финансовых инструментов и секьюритизации предпринимательскими структурами.
Второе. Дискуссионным является вопрос классификации предпринимательской деятельности на РЦБ, способствующей прямому финансированию экономических субъектов с дефицитом денежных средств (эмитентов). Теория финансового посредничества не дает ответа на поставленный вопрос, делает упор на исследовании экономических интересов эмитентов и инвесторов [8] и финансовых инструментов (акций, облигаций, производных финансовых инструментов) [9]. В российской науке можно выделить следующие точки зрения.
В.А. Галанов делит предпринимательские структуры РЦБ на профессиональных участников РЦБ и межрыночных профессиональных участников. К последним он относит коммерческие банки, рейтинговые агентства, информационные агентства, юридические, аудиторские, оценочные организации, обслуживающие участников разных рынков, в том числе РЦБ [10, с. 203].
А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова и В.А. Павленко к профессиональным участникам добавляют коммерческие банки, объясняя это тем, что «по целому ряду аспектов работа банков на фондовых рынках схожа с работой брокерских фирм и дилерских компаний» [11, с. 103].
Н.Л. Маренков выделяет профессиональную деятельность на РЦБ (семь видов) и профессиональных участников РЦБ, к которым, наряду с вполне традиционными (брокеры, дилеры, управляющие, клиринги, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли ценными бумагами), относит еще и джобберов - специалистов по конъюнктуре РЦБ [12, с. 41-42].
В.А. Боровкова делит участников РЦБ по функциональному назначению на фондовых посредников (брокеров и дилеров) и организации, обслуживающие рынок, к которым относит организации, обеспечивающие заключение сделок (биржевые организаторы торговли и внебиржевые организаторы торговли), организации, обеспечивающие исполнение сделок (расчетные палаты, депозитарии и регистраторы), информационные агентства. В зависимости от профессиональной принадлежности выделяются профессиональные участники согласно видам профессиональной деятельности на российском РЦБ [13, с. 16-17].
Закон «О рынке ценных бумаг» с 1996 по 2013 г. определял семь видов профессиональной деятельности на РЦБ, которую могли осуществлять предпринимательские структуры. К профессиональной деятельности относилась брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра, деятельность по организации торговли ценными бумагами, клиринговая деятельность. В 2013 г. последняя была исключена из состава профессиональной деятельности на РЦБ. Термин «профессиональная деятельность» не распространяется на специализированные виды деятельности предпринимательских структур, обслуживающих финансовых посредников - инвестиционные фонды, тем самым вносит некоторую понятийную путаницу: деятельность управляющих компаний и деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов на российском РЦБ профессиональной деятельностью не является. С принятием Закона «Об организованных торгах» понятийный аппарат еще более усложнился: исчезло правовое понятие «фондовая биржа» (термин заменен на «биржу»), и как замена «организатора торгов» стал использоваться неоднозначный термин «торговая система». Между тем подобного рода изменения в действующем законодательстве приводят к увеличению трансакционных издержек предпринимательских структур, связанных с поддержанием соответствия лицензионным требованиям и условиям регулятора.
Предпринимательскую деятельность на РЦБ, способствующую прямому финансированию экономических субъектов с дефицитом денежных средств (эмитентов), предлагается классифицировать по функциональному признаку (в соответствии с характеристикой ценной бумаги) [14, с. 164-180]. Она подразделяется на:
Предлагаемая классификация охватывает все виды деятельности предпринимательских структур на РЦБ, исключает структурно-элементный вакуум в целях регулирования предпринимательской деятельности в высоко рискованной сфере экономики.
Третье. Следующим важным классификационным признаком является степень регулируемости предпринимательской деятельности, поскольку деятельность на рынке ценных бумаг сопряжена с высокими рисками. Предпринимательская деятельность подразделяется на регулируемую и нерегулируемую. К регулируемой предпринимательской деятельности относятся все виды профессиональной деятельности в соответствии с Законом РФ «О рынке ценных бумаг», виды деятельности, обслуживающие финансовых посредников - инвестиционные фонды - в соответствии с Законом РФ «Об инвестиционных фондах» (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификации предпринимательской деятельности в разрезе конкретных видов деятельности на российском РЦБ
Функциональное направление предпринимательской деятельности виды деятельности на РЦБ | Статус предпринимательской структуры | Степень регулируемости |
Консультационная деятельность Инвестиционное консультирование |
непрофессиональный | нерегулируемые |
Финансовое консультирование | непрофессиональный | регулируемые в рамках брокерской и дилерской деятельности |
Учет прав на ценные бумаги и деятельность, обеспечивающая реализацию прав, вытекающих из ценных бумаг Деятельность по ведению реестров | профессиональный | регулируемые |
Депозитарная деятельность, в том числе деятельность расчетного центрального депозитария | профессиональный | регулируемые |
Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, негосударственных инвестиционных фондов | непрофессиональный | регулируемые |
Торгово-посредническая деятельность Дилерская деятельность | профессиональный | регулируемые |
Брокерская деятельность | профессиональный | регулируемые |
Андеррайтинговая деятельность | непрофессиональный | частично регулируемые в рамках брокерской деятельности |
Деятельность инвестиционных компаний в том числе деятельность инвестиционных компаний в форме финансовых пирамид | непрофессиональный | нерегулируемые |
Управление портфелями ценных бумаг Деятельность по управлению ценными бумагами (портфелями частных инвесторов) |
профессиональный | регулируемые |
Деятельность по управлению инвестиционными фондами, негосударственными инвестиционными фондами | непрофессиональный | регулируемые |
Деятельность по управлению общих фондов банковского управления | непрофессиональный | регулируемые в рамках банковской деятельности |
Организация торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами Биржа (фондовая биржа) |
профессиональный | регулируемые |
Торговая система | профессиональный | регулируемые |
Деятельность, способствующая ускорению расчетов по сделкам с ценными бумагами (клиринговая деятельность) | непрофессиональный | регулируемые |
Деятельность, связанная с раскрытием информации на рынке ценных бумаг Рейтинговые организации |
непрофессиональный | регулируемые |
Деятельность по раскрытию информации | непрофессиональный | частично регулируемые |
В табл. 1 представлены классификации предпринимательской деятельности в разрезе конкретных видов деятельности на российском РЦБ. Из таблицы следует, что часть видов предпринимательской деятельности (инвестиционное консультирование, деятельность инвестиционных компаний, деятельность инвестиционных компаний в форме финансовых пирамид» («схемы Понци»)) вообще не регулируется государством. Это означает, что сфера деятельности свободна для входа предпринимателей, ориентированных исключительно на получение прибыли, не учитывающих социально-экономические последствия своей предпринимательской деятельности для общества и экономики. Превалирование личного экономического интереса в большей степени характерно для организации предпринимательских структур для инвестиционного консультирования и создания «финансовых пирамид». Федеральная служба по финансовым рынкам совместно с саморегулируемой организацией НАУФОР еще в 2009 г. подготовили поправки к закону «О рынке ценных бумаг» с целью введения на российском РЦБ института инвестиционного консультирования, но законодатель эту инициативу не поддержал. В 2014 г. НАУФОР повторно обратилась к новому мегарегулятору - Банку России - с целью согласования законопроекта, предусматривающего ответственность инвестиционных консультантов, дающих письменные рекомендации инвесторам по вложениям в финансовые инструменты, исходя из предоставленной информации и на основании договора [15].
Что касается «финансовых пирамид», то, по данным Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам, на 14 февраля 2014 г. в Уральском федеральном округе возбуждены уголовные дела в отношении 28 предпринимательских структур и еще 25 предпринимательских структур имеют признаки «финансовой пирамиды», в Сибирском федеральном округе эти данные составляют соответственно 35 и 27 предпринимательских структур, в Центральном федеральном округе - 29 и 18 [16-18]. Как видно, данные сильно разнятся, что свидетельствует об отсутствии информационной координации внутри самого мегарегулятора, а следовательно - об отсутствии необходимой и достоверной информации у инвесторов, что существенно увеличивает как системные риски для РЦБ, так и риски инвесторов-клиентов. Кроме того, государство теряет налоговые поступления от подобных предпринимательских структур [19].
Четвертое. С точки зрения мегарегулирования финансовых рынков, становится актуальной необходимость классификации предпринимательских структур с позиции управления рисками на РЦБ. Специфика предмета деятельности предпринимательских структур определяет особенности рисков, среди которых необходимо отдельно выделить риски предпринимательских структур и риски их клиентов, а также системные риски - риски РЦБ в целом как сферы перераспределения денежных ресурсов в экономике.
Риски предпринимательских структур:
Риски выбора вида деятельности (или видов деятельности при условии разрешения их совмещения). Эта группа рисков зависит от степени разработки коммерческой идеи, наличия достаточного первоначального капитала для вхождения в сферу РЦБ, понимания различий действий, направленных на получение собственного дохода (прибыли) и действий, направленных на обеспечение доходом (прибылью) потребителей. Особенности формирования уставного капитала предпринимательских структур на РЦБ не позволяют отнести этот вид предпринимательской деятельности к малому предпринимательству (следовательно, невозможно получить соответствующие преференции).
2. Правовые риски (риски изменения законодательства, правил осуществления и регулирования деятельности). Выделение этой группы рисков необходимо на современном этапе развития российской экономики, так как непоследовательные спонтанные действия регуляторов непосредственно влияют на текущее состояние и перспективы предпринимательских структур на отечественном РЦБ (см. табл. 2).
Таблица 2. Количество действующих лицензий профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации2
Виды профессиональной деятельности | 2008 | 2010 | 2012 | 2014 |
Брокерская деятельность | 1 475 | 1 270 | 996 | 884 |
Дилерская деятельность | 1 470 | 1 027 | 985 | 887 |
Деятельность по управлению ценными бумагами | 1 286 | 929 | 887 | 782 |
Деятельность по организации торговли ценными бумагами | 9 | 8 | 7 | 6 |
Клиринговая деятельность | 10 | 13 | 11 | - |
Деятельность по ведению реестра | 59 | 48 | 40 | 37 |
Депозитарная деятельность | 789 | 738 | 649 | 615 |
Анализ данных Федеральной службы по финансовым рынкам и сменившего ее мегарегулятора Банка России показал, что в последнее время произошло резкое уменьшение количества профессиональных участников российского РЦБ: по сравнению с 2008 г. количество брокеров и дилеров снизилось на 41 %, управляющих ценными бумагами - на 40 %, регистраторов - на 38 %, депозитариев - на 22 %. Клиринговая деятельность вообще исключена из состава профессиональной деятельности на РЦБ. Укрупнение организаторов торговли привело к уменьшению их числа на 33 %. Основной причиной для изменения числа участников российского РЦБ служат некорректные и противоречивые действия регулятора в отношении установления требований к минимальному собственному капиталу [20, с. 27-32].
Особую озабоченность вызывает тот факт, что Банк России принял на себя функции мегарегулирования 1 сентября 2013 г., но спустя полгода не только не представил концепцию регулирования (или иной документ, в котором были бы отражены цели, задачи и механизмы регулировании), но и заявил о ликвидации службы Банка России по финансовым рынкам с последующим созданием девяти новых подразделений. Согласно Информации Банка России от 29 ноября 2013 г. «О реорганизации Службы Банка России по финансовым рынкам», в составе центрального аппарата Банка России будут созданы следующие подразделения:
Отсутствие программных документов мегарегулятора усиливает правовую неопределенность предпринимательских структур, а следовательно - повышает их риски.
Риски клиентов предпринимательских структур (риски предпринимательских структур, которые вследствие их значимости для клиентов выделяются в отдельную группу):
1. Учетные (депозитарные) риски. Эти риски возникают по отношению к финансовым инструментам, находящимся в собственности как самих предпринимательских структур, так и их клиентов - эмитентов, инвесторов и других предпринимательских структур - участников РЦБ. Поскольку практически все эмиссионные ценные бумаги в России выпускаются и/или обращаются в бездокументарной форме, возникают риски, связанные с учетом права собственности на эти ценные бумаги, с учетом перехода права собственности и реализацией прав, вытекающих из ценных бумаг. Несмотря на то, что регистраторы и депозитарии сами являются предпринимательскими структурами и подвержены системным рискам, рискам предпринимательских структур и др., они являются источником особых рисков для других участников РЦБ.
2. Операционные риски (риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий) [21]. Деятельность на РЦБ является специализированной и требует от предпринимателя, управляющего и наемных работников особых теоретических знаний и практических навыков, подтвержденных аттестатами специалистов финансового рынка. Предпринимательские структуры должны использовать сертифицированные программные продукты, разрабатывать внутренние технологические процедуры и регламенты. Особое внимание должно уделяться организации внутреннего контроля и специального внутреннего контроля.
Особенностью предпринимательской деятельности на РЦБ является то, что сами предпринимательские структуры призваны снимать риски с эмитентов и инвесторов, связанные с владением ценными бумагами, эмиссией, заключением и исполнением сделок с ценными бумагами. Такое положение усиливает ответственность предпринимательских структур перед клиентами, государством и обществом в целом.
Пока не существует четкой типологии группы системных рисков РЦБ. Это связано с тем, что понимание системы на РЦБ неоднозначно и подвижно [22, с. 11-26]. Чаще всего системный риск рассматривается с точки зрения инвестора и определяется как вероятность наступления потерь в результате падения РЦБ в целом, как недиверсифицируемый, несвязанный с конкретной ценной бумагой риск. А. В. Гусев определяет системные риски через их перечисление. Он относит к системным рискам риски неисполнения обязательств контрагентов по сделкам, риски снижения финансовой устойчивости участников рынка, риск потери ликвидности рынком, недобросовестная деятельность и нарушения прав инвесторов и т.д. [23]. Я.М. Миркин определяет системный риск как риск потерь, связанных с неблагоприятными изменениями на РЦБ в целом, вызванных «эффектом домино» на финансовом рынке и кризисом доверия среди инвесторов, создающим ситуацию общей неликвидности на рынке. Он считает, что системный риск вызывается концентрацией различных видов рисков на финансовом рынке, т.е. сосредоточением рисков, формирующим вероятность наступления потерь в величине, потенциально угрожающей финансовой устойчивости группы экономических агентов или финансовому рынку в целом или их способности осуществлять свои базовые операции / выполнять базовые функции финансового рынка. [24, с. 10]. В Стратегии 2020 в целях регулирования выделены риски финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности и нарушения прав инвесторов и участников рынка. При этом здесь же указывается, что должны быть реализованы унифицированные подходы к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору [5, разд. VI]. Безусловно, указанные выше виды рисков оказывают существенное влияние на состояние финансовых рынков и, в частности, РЦБ, но вопрос о том, какие риски следует относить к системным на РЦБ, остается окончательно не решенным.
Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) совместно с Техническим комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) разработаны «Принципы для инфраструктур финансового рынка», согласно которым управление системным риском должно базироваться на регулировании предпринимательских структур, осуществляющих значительные объемы операций и перечисляющих крупные денежные средства, а также взаимосвязанных и взаимозависимых предпринимательских структур. При этом системный риск тесно связан с кредитным риском и риском ликвидности [25, разд. 2.0]. Советом по финансовой стабильности «Группы 20» сделаны рекомендации в отношении регулирования системно значимых финансовых институтов (СЗФИ), к которым относятся предпринимательские структуры, характеризующиеся существенным объемом и сложностью операций, системной взаимосвязанностью, сложностью заменяемости. Ухудшение финансового положения или нарушение деятельности СЗФИ может нанести существенный ущерб финансовой системе и экономике [26, с. 7].
Представляется, что в целях мегарегулирования предпринимательскую деятельность и предпринимательские структуры с точки зрения рисков следует разделить на следующие группы (см. табл. 3).
Таблица 3. Классификации предпринимательских структур с точки зрения рисков на РЦБ
Вид риска | Предлагаемая классификация предпринимательских структур в целях мегарегулирования |
Системные риски |
• особо крупные; • взаимозависимые и взаимосвязанные (конгломераты); • прочие |
Учетные (депозитарные) риски |
• формирующие учетный риск (регистраторы, депозитарии, специализированные депозитарии ИФ; центральный депозитарий); • неформирующие учетный риск |
Операционные риски |
• высокорисовые; • среднерисковые; • низкорисковые |
Предлагаемые классификации позволят мегарегулятору сконцентрировать усилия по надзору за теми группами предпринимательских структур, которые могут являться потенциальными генераторами системного риска.
Пятое. Значимость предпринимательских структур на РЦБ должна оцениваться не только с точки зрения результатов их деятельности (получения прибыли от предложения финансовых услуг или осуществления сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами), но и с точки зрения выполнения РЦБ своих функций. Основной функцией РЦБ признается инвестиционная, в соответствии с которой эмитенты ценных бумаг получают денежные ресурсы от инвесторов в обмен на выпущенные ценные бумаги) [27, с. 26]. Реализованная инвестиционная функция предполагает достаточную развитость первичного РЦБ и его подчиненность целям развития эмитентов (промышленных, торговых организаций, организаций сферы услуг). Между тем мегарегулятор - Банк России - на своем сайте в разделе «Статистика. Финансовые рынки. Отдельные показатели рынка корпоративных ценных бумаг» приводит только три показателя: состояние фондовых индексов РТС и ММВБ и торговый оборот на ОАО «Московская биржа». Это свидетельствует о спекулятивной направленности как самого российского РЦБ, так и о соответствующем понимании функций РЦБ мега-регулятором. Сведения о первичном РЦБ в России остаются фрагментарными и неполными. Классификация предпринимательских структур с точки зрения функций РЦБ, а именно деление их на предпринимательские структуры, обслуживающие первичный РЦБ (способствующие размещению ценных бумаг) и предпринимательские структуры, обслуживающие вторичный РЦБ (способствующие обращению ценных бумаг), позволит мегарегулятору разработать комплекс мер поощрительного характера для первой группы и сконцентрировать свои усилия на контроле за второй группой предпринимательских структур.
Таким образом, предложенные классификации развивают представление об особенностях предпринимательской деятельности на РЦБ и могут быть использованы мегарегулятором в качестве методического инструментария для организации пруденциального надзора, регулирования и контроля за участниками РЦБ с учетом значимости их предпринимательской деятельности для финансовой системы и национальной экономики.
Примечания
1 Инвестиционные банки характерны для зарубежной практики. В России все коммерческие банки являются универсальными, поэтому достаточно трудно разграничить в их деятельности инвестиционный бизнес от собственной инвестиционной деятельности, хотя с точки зрения финансовых рынков, универсальный коммерческий банк также является финансовым посредником.
2 Сост. по данным ФСФР и Банка России за период с 2008 по 2014 г. Источник: http://www.fcsm.ru; http://www.cbr.ru/.
Литература:
1. Горловская И.Г. Влияние внешней среды на предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». - 2011. - № 1. - С. 5-13.
2. Асаул А.Н., Асаул Н.А., Фалтинский Р.А. Основы бизнеса на рынке ценных бумаг / под ред. А.Н. Асаула. - СПб.: ИПЭВ, 2008. - 207 с.
3. Миркин Я.М. Стратегия развития рынка капиталов - 2020 // Экономические стратегии. - 2011. - № 12. - С. 18-31.
4. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.
5. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: пер. с. англ. - М.: Вильямс, 2006. - 880 с.
7. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэку-элл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.
8. Scholtens В., Wensveen D. The theory of financial intermediation: an essay on what it does (not) explain. - Vienna: SUERF, 2003.
9. Колб Р.В., Родригес Р. Дж., Блэку-элл Д.У. Финансовые институты и рынки: пер. 2-го амер. изд. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 688 с.
10. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 379 с.
11. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования. - 2-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.
12. Маренков Н.Л. Ценные бумаги. - М.: Московский экономико-финансовый институт; Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 608 с.
13. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
14. Горловская И.Г., Миллер А.Е. Регулирование услуг профессиональных субъектов рынка ценных бумаг: идентификационно-структурный подход: моногр. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. - 338 с.
15. Леонова К. Денежные советчики. Инвестиционных консультантов узаконивают в общих чертах // Коммерсантъ. - 2014. - 13 февраля. - С. 8.
16. Финансовые пирамиды / Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург). - URL: http://www.uralfcsm.ur.ru/catalog/59/ (дата обращения: 25.02.2014).
17. Финансовые пирамиды / Межрегиональное управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе. - URL: http://www.nsk.ffms.ru/ informaciyadlyainvestora/piramida/ (дата обращения: 25.02.2014).
18. Финансовые пирамиды / Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва). - URL: http://www.mosfund.ru/activities_ro/gramotnost/piramida/ (дата обращения: 25.02.2014).
19. Миллер А.Е. Влияние реляционных отношений на взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур // Налоги и финансовое право. - 2010. - № 5. - С. 145-150.
20. Государственное регулирование и контроль финансовых рынков: моногр. / Р.Т. Балакина и др. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - 271 с.
21. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы / Банк международных расчетов. - Базель, 2004. - URL: http://www.cbr.ru/today/ms/bn/bz_1.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
22. Горловская И.Г. Теория и методология исследования РЦБ-услуг: моногр. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. - 196 с.
23. Гусев А.В. Управление системными рисками финансового рынка РФ // Российское предпринимательство. - 2010. - № 8. - Вып. 1 (164). - С. 127-131.
24. Мониторинг системного риска Российской Федерации на финансовых рынках: аналитический доклад / рук. Я.М. Миркин. - М., 2011. - 293 с. - URL: http://www.eufn.ru/down-load/docs/uk/risk/risk.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
25. О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка»: Письмо Банка России от 29 июня 2012 г. № 94-Т. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.02.2014).
26. Обзор деятельности Совета по финансовой стабильности. Март 2013 / Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). -URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ODSFS_01032013.pdf (дата обращения: 25.02.2014).
27. Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. - М.: Стартап, 2013. - 552 с.