М.Д. Акатьева,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса
Московский государственный университет печати
им. Ивана Федорова, Москва, Российская Федерация
Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии
№2 (174) 2015
Ошибки в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в конечном итоге приводят к неверному формированию финансового результата, а значит и налогооблагаемой прибыли. Расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и непосредственно влияют на формирование финансового результата деятельности экономического субъекта. Необходимо четко представлять состав и специфику расходов на продажу, правильно организовывать их синтетический и аналитический учет, определять порядок списания и распределения, учитывать влияние особенностей вида экономической деятельности.
В статье:
Представлены особенности организации и ведения синтетического и аналитического учета, оптимизации налогового учета расходов на продажу экономических субъектов, а также рассмотрено влияние специфики деятельности полиграфических предприятий на эти вопросы.
В себестоимость реализованной продукции включаются расходы на продажу (коммерческие расходы), связанные со сбытом продукции и влияющие на формирование финансового результата. В их состав входят:
Затраты на тару включаются в коммерческие расходы в тех случаях, кода затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание производится в цехах до сдачи готовой продукции на склад, то стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции.
Данные расходы в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций учитываются на сч. 44 «Расходы на продажу». Счет активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, которые приходятся на отгруженную, но не реализованную на начало месяца продукцию; оборот по дебету — затраты отчетного месяца, связанные с отгруженной продукцией; оборот по кредиту — затраты, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.
Хранение готовой продукции заказчиков представляет собой содержание продукции в местах ее размещения в соответствии с установленными правилами, предусматривающими обеспечение ее сохранности до использования по назначению в течение заданного срока.
В общем случае в расходы по хранению включаются:
Очевидно, что для полиграфических предприятий актуальны расходы, приведенные во втором и третьем пунктах [5].
На практике для каждого вида указанных расходов следует руководствоваться соответствующим положением Налогового кодекса Российской Федерации, например:
При этом расходы на хранение готовой продукции относятся к коммерческим расходам, а все остальные — к расходам, связанным с производством (по материальным запасам), с осуществлением капитальных вложений (по приобретенному оборудованию до ввода его в эксплуатацию и т. п.).
Непосредственно на себестоимость полностью могут относиться только затраты по хранению готовой продукции на складах, а не все затраты предприятия по хранению различных товарно-материальных ценностей (оборудования и т. п.).
Говоря об особенностях затрат, связанных с хранением, применительно к полиграфии, следует обратить внимание на следующее.
Основным видом обычной деятельности для полиграфических предприятий является выполнение полиграфических работ. В связи с чем для учета затрат по заказам (тиражам), полностью законченным производством, рекомендуется использовать сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», так как в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению учет затрат по выполненным работам и оказанным услугам на сч. 43 «Готовая продукция» не ведется.
Таким образом, фактическая производственная себестоимость сданных работ отражается по дебету сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетами основного производства, вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств:
Нормативная (плановая) себестоимость сданных тиражей будет отражаться по кредиту сч. 40 в корреспонденции со счетами готовой продукции, продаж и других:
Достаточно устойчиво сформировалась следующая норма — условия хранения готовой продукции заказчиков на складе полиграфического предприятия должны быть предусмотрены в договорах на выполнение полиграфических работ. Основным условием договора в этой части, а также потенциальным риском обычно считается несвоевременный вывоз готовой продукции со склада предприятия, за который заказчику могут быть предъявлены штрафные санкции.
При этом, как известно, готовая продукция на складе полиграфического предприятия учитывается на забалансовом сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах, договорах, счетах к оплате или платежных требованиях (поручениях), так как права собственности на нее принадлежат заказчику.
Аналитический учет по сч. 002 ведется по организациям-владельцам (заказчикам), по заказам и местам хранения:
Продолжая рассмотрение состава расходов на продажу, отметим, что в современных условиях рыночной экономики уместно говорить о затратах на логистику, складывающихся, как правило, из расходов на складирование, транспортировку, управление заказами, рекламу, маркетинговые исследования, информационно-компьютерную поддержку.
В учете расходы, связанные с логистикой, являются коммерческими и отражаются бухгалтерскими записями:
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражены расходы по доставке и погрузке продукции силами сторонних организаций (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т. д.).
Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на транспортировку материально-производственных запасов зависит от условий договора поставки. Транспортные расходы могут:
Неся расходы на транспортировку товара (продукции) покупателям, поставщик учитывает их:
Суммы расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов (сч. 62 «Расчеты с покупателем») в корреспонденции со счетами:
Применение того или иного варианта отражения в учете будет зависеть от вида и условий заключаемого договора.
Расходы на рекламу. Реклама — это распространяемая в любой форме и с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
К расходам на рекламу относятся:
Если рекламные работы (услуги) фактически осуществлены в отчетном периоде, то на основании акта приемки-передачи выполненных работ и счета-фактуры рекламного агентства (или организации, предоставившей рекламные услуги) эта операция в бухгалтерском учете будет отражена следующим образом:
Если же промо-сайт разрабатывался самой организацией, то осуществляется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 70 «Расчеты по оплате труда» (69 «Расчеты по налогам и сборам») — отражены расходы организации на выплату заработной платы работникам, задействованным в разработке промо-сайта, страховые взносы.
Согласно п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 применяются два способа списания расходов на продажу.
Выбранный организацией способ списания коммерческих расходов должен быть отражен в учетной политике.
Способ списания расходов на продажу зависит от порядка перехода права собственности на отгруженную продукцию. Если это происходит после отгрузки продукции покупателю, то коммерческие расходы списываются непосредственно в дебет сч. 90.2 «Себестоимость продаж».
Если по договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю после ее оплаты, коммерческие расходы можно списать только после поступления оплаты за отгруженные товары (см. пример).
Пример. В марте на склад полиграфического предприятия поступило 4 000 ед. выпущенной продукции, в том числе:
Общая сумма коммерческих расходов за март составила 20 000руб. (в том числе расходы на упаковку изделий на складе — 8 000руб., транспортировку — 7 000руб., прочие расходы — 5 000 руб.).
По учетной политике полиграфического предприятия расходы на упаковку и транспортировку распределяются между видами продукции пропорционально объему ее выпуска.
Согласно договору поставки право собственности на продукцию переходит к покупателю после ее оплаты. В марте плакаты и календари отгружены и оплачены покупателями полностью. За буклеты оплата от покупателей не поступила.
Расходы на упаковку и транспортировку по каждому виду продукции распределены следующим образом:
Расходы на упаковку и транспортировку, относящиеся к проданной продукции (календари и плакаты), составят 11 250руб., т. е. 7 500руб. + + 3 750 руб.
Общая сумма коммерческих расходов включает сумму расходов на упаковку и транспортировку, относящуюся к проданной продукции, и прочих расходов: Д-т сч. 90.2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 44 «Расходы на продажу» — 16 250 руб. т. е. 11 250 руб. + 5 000 руб. — списаны коммерческие расходы.
Таким образом, списание расходов на продажу оформляется следующей бухгалтерской записью (см. пример): Д-т сч. 90 «Продажи» К-т сч. 44 «Расходы на продажу».
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
Аналитический учет по сч. 44 ведется по каждой статье расходов.
Для целей налогообложения все коммерческие расходы относятся к косвенным, а значит, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода и учитываются для целей налогообложения при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
Бухгалтерский и налоговый учет коммерческих расходов могут быть практически идентичны. Несовпадение между ними будет возможно лишь в случае, когда какие-либо расходы организации (например, расходы на рекламу) превысили нормы, в пределах которых они могут учитываться для целей налогообложения, или если организация примет в учетной политике особый порядок бухгалтерского учета отдельных видов коммерческих расходов.
Расходы на продажу (коммерческие расходы) не относятся на себестоимость работ и услуг, не реализованных на сторону, т. е. не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), использованных предприятием на собственные нужды (как производственные, так и непроизводственные).
Список литературы
1. Акатьева М.Д. Особенности хранения готовой продукции на складе полиграфического предприятия // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. № 6. С. 14 — 17.
2. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях: утверждены МПТР России 25.11.2002.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Никандрова Л.К., Акатьева М.Д. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 277 с.
5. План счетов финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 № 156н.