А.П. Опальский
Ю.В. Шишов
Социально-политические исследования
№1 2019
Аннотация. Производство чугуна и стали лежит в основе металлургической отрасли, оказывающей влияние на различные сферы экономики. На производство и потребление металлопродукции влияют различные факторы. Вступление России в ВТО потребовало принятия ряда мер для защиты отечественной индустрии. В статье рассматриваются меры торговой защиты и издержки их применения.
Одна из старейших отраслей промышленности - черная металлургия -включает добычу и обогащение рудного и соответствующего нерудного сырья, выплавку чугуна и стали, производство проката, ферросплавов и изделий дальнейшего передела. Металлургическая отрасль является основой развития машиностроения и строительства, важнейшим условием технического оснащения всех отраслей народного хозяйства.
Доминирующее положение на мировом рынке железной руды занимает Китай, чему способствует рост спроса в стране на этот важнейший вид сырья.
Страна является самым большим рынком потребления продукции металлургии, особенно чугуна и стали. Так, согласно данным World Steel Association, в первую десятку мировых производителей входили страны, указанные в таблице 1, включая и нашу страну.
Таблица 1. Страны, входящие в первую десятку мировых производителей металлопродукции в 2017 г.
Страна | Производство (млн тонн) | Примечание |
Китай | 830-845* | быстрый рост |
Япония | 104,7 | |
Индия | 101,4 | быстрый рост, в 2018 г. обойдет Японию |
США | 81,6 | |
Россия | 71,3 | медленный рост |
Ю. Корея | 71,1 | |
Германия | 43,6 | |
Турция | 37,5 | |
Бразилия | 34,4 | |
Италия | 24,0 |
* В связи с противоречивостью данных по Китаю взяты оценочные цифры из разных источников.
Как видим, первое место в мировой иерархии металлургов занимает Китай. Разрыв огромный, и тенденция к увеличению сохраняется. Информация по изменению объемов выплавки стали в КНР и прочих странах отражена в диаграмме 1.
Как уже было отмечено, рост мировых производственных мощностей привел к беспрецедентному уровню их переизбытка (см. диаграмму 2). По оценке ОЭСР 2012 г., производственные мощности превышают мировые потребности в стали на 540 млн тонн. Однако уже в 2016 г., по данным Всемирной организации стали, указанная разница составляла 850 млн тонн. Иными словами, в целом за период с 2012 по 2015 г. разница между производственными сталелитейными мощностями и потребностями мирового рынка выросла на 310 млн тонн.
Влияние Китайской Народной Республики на переизбыток производственных мощностей показал анализ влияния изменения объемов выплавки стали и общемировых производственных мощностей, произошедших после 2000 г. По итогам 2015 г., на Китайскую Народную Республику приходилось около 46 % переизбытка сталелитейных мощностей; на Европейский союз - 9 %, на государства - члены СНГ - 6 %, на - США - 5 %, на Японию - 3 %.
Информация по переизбытку производственных мощностей приведена в диаграмме 2.
Анализ особенностей функционирования предприятий металлургической отрасли показал, что ключевой проблемой для отрасли стала внешнеэкономическая конъюнктура, а именно существенный избыток мощностей, обусловивший нисходящий ценовой тренд и резкое падение спроса со стороны потребителей. Так, за 2017 г. в мире было произведено 1 629 млн тонн стали, а уровень потребления стальной продукции на мировом рынке, по данным ведущих мировых агентств на 201 7 г., составил лишь 1 581,9 млн тонн.
Главным образом, столь существенный уровень перепроизводства был спровоцирован китайскими производителями стальной продукции, на долю который приходится около 50 % от общемировой выплавки стали. Как показывает анализ развития мировой черной металлургии, в настоящее время каждый седьмой завод в мире, за исключением предприятий КНР, неконкурентоспособен и несет убытки. Подобная динамика в отрасли влечет за собой ужесточение конкуренции и рост уровня внешнеэкономических рисков, в результате чего увеличиваются расходы на производство металлургической продукции, а цены продолжают снижаться.
В настоящее время в России имеется существенный избыток продукции металлургии массового потребления, но наблюдается значительный дефицит специализированных высокотехнологичных сплавов. Общий уровень рентабельности стремительно идет вниз, что свидетельствует о снижении уровня доходности продукции и капитала:
По сообщению Федеральной службы государственной статистики (Росстата), за первое полугодие 2018 г. металлургические предприятия произвели 25,9 млн т чугуна - на 0,5 % больше, чем годом ранее. Полугодовой выпуск готового стального проката в РФ вырос на 2,8 %, до 31 млн т, производство стальных труб, профилей и фитингов - на 11,9 %, до 6,2 млн т [4]. По данным Всемирной ассоциации производителей стали, ее производство стали выросло на 2,8 %, до 36 млн т. Российские темпы общего производства в черной металлургии по итогам полугодия уступили динамике мировой выплавки стали (+4,5 %) и китайским показателям (+6 %) [5].
Всемирная торговая организация (далее - ВТО) призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.), и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли. Основополагающие принципы ВТО:
Важнейшими функциями ВТО являются
Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96 % всей мировой торговли товарами и услугами.
Для металлургии вступление в ВТО имело и плюсы, и минусы. К плюсам относится возможность использовать механизмы ВТО для разрешения торговых споров, в том числе обжалования несправедливых решений о применении мер торговой защиты в отношении российской металлопродукции. Также возможно расширение и облегчение доступа на зарубежные рынки по мере снятия заградительных пошлин (к примеру, при присоединении России к ВТО Евросоюзу отменили импортные квоты на черную металлургию), защиты от антидемпинговых расследований, которые широко использовались по отношению к отечественным металлургическим компаниям-экспортерам.
К минусам можно отнести, в первую очередь, общее снижение уровня тарифной защиты металлопродукции на 5-10 %. В новых условиях предприятиям приходится прилагать усилия по сохранению конкурентных позиций на российском рынке, продолжать мероприятия по повышению качества металлопродукции. Ставки вывозных таможенных пошлин снизились. Аналогична ситуация с ломом цветных металлов. Это привело к существенному росту экспорта стратегического сырья - лома металлов и сокращению его предложения на внутреннем рынке, что наносит удар по стабильной работе ряда металлургических предприятий, основным сырьем для которых является металлический лом (в первую очередь, это электросталеплавильные заводы и предприятия спецметаллургии).
По мнению одних экономистов, сектор металлургии выиграл от вступления России в ВТО. По мнению других -существенных изменений в этой отрасли не произошло. Прежде всего, в качестве издержек в формате ВТО нужно отметить ущерб, наносимый отечественным производителям металлопродукции, а за этим - и ущерб государству и обществу в целом (см. рис. 1).
К мерам торговой защиты общепринято относить 3 инструмента защиты внутреннего рынка: специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Антидемпинговая и компенсационная меры направлены на устранение негативного влияния недобросовестной конкуренции со стороны иностранного производителя и/или экспортера, выражающейся в осуществлении демпинговых/субсидируемых поставок, на состояние отечественной отрасли экономики. При этом целью специальной защитной меры является предоставление временной защиты от негативных последствий «массированного» импорта, вызванного непредвиденными обстоятельствами и наносящего ущерб отрасли экономики. Важно понимать, что специальная защитная мера применяется в отношении всех стран-экспортеров, в то время как антидемпинговая и компенсационная меры являются «точечными», поскольку применяются в отношении конкретной страны-экспортера, и/или производителя, и/или экспортера.
Использование мер торговой защиты урегулировано в рамках ВТО соответствующими соглашениями и практикой органа по разрешению споров. Правила применения таких мер подлежат неукоснительному соблюдению со стороны членов ВТО. Нарушение правил ведет к необоснованному ограничению торговли. В большей степени это касается специальных защитных мер, которые являются ограничительным инструментом торговли, поскольку применяются ко всем импортным товарам, независимо от страны происхождения.
На протяжении последних лет наблюдается увеличение частоты применения мер торговой защиты. Это вызвано, прежде всего, тем, что в условиях экономического спада и снижения внутреннего потребления в некоторых секторах экономики производители в целях сохранения прибыльности предприятия и контроля над своими издержками стараются создать новые рынки сбыта для своей продукции. На текущий момент в мировой экономике наблюдается использование членами ВТО более жестких подходов к защите внутреннего рынка. Данный подход выражается в ряде моментов, требующих пояснения.
Такой «жесткий» подход к применению мер защиты внутреннего рынка ведет к закрытию основными торговыми партнерами своих рынков, и как следствие, - к перераспределению торговых потоков на «открытые» рынки (одним из основных таких рынков пока остается ЕАЭС).
Соответственно, оперативные действия по использованию инструментов протекционизма со стороны мировых партнеров ведут к «хаотичному» перестроению торговых потоков, что влечет за собой нанесение ущерба производителям на «открытых» рынках.
При этом численное увеличение применяемых мер торговой защиты в отношении импорта металлопродукции обусловлено наличием в мировой экономике избыточных мощностей по выплавке стали. Так, мировая экономика в настоящее время столкнулась с проблемой наличия избыточных мощностей по производству стали, при которой тенденция изменения объема потребления выплавленной стали не соответствует тенденциям изменения мощностей по производству стали. В частности, объем выплавленной стали в 2017 г. составлял 1 691 млн тонн, в то время как объем производственных мощностей по выплавке стали составил 2 251 млн тонн. Таким образом, степень загрузки производственных мощностей составляла 75,1 %. При этом несоответствие между тенденциями изменения объемов производства и уровня производственных мощностей в мировой экономике в последнее время вызвано снижением уровня экономического роста в Китае. Данный факт, в том числе, подтверждается тем, что объем производственных мощностей по выплавке металла в Китае в 2017 г. составлял 1 048 млн тонн, а объем выплавки стали - 832 млн тонн. Таким образом, объем недозагруженных мощностей составил 216 млн тонн (около 39 % от общемирового показателя).
Наличие избыточных мощностей по выплавке стали напрямую оказывает влияние на прибыльность металлургических компаний, поскольку при таких условиях экономической деятельности металлургические компании не в состоянии осуществлять выплавку стали на приемлемом уровне экономической эффективности (при загрузке производственных мощностей не ниже 80 %). Снижение прибыльности компании оказывает влияние на готовность предприятия инвестировать в производственные мощности или в рабочую силу, что в итоге может привести к снижению конкурентоспособности металлургического комплекса на уровне национальной экономики и увеличению безработицы в данном секторе экономики. Например, за последние годы в связи с наличием избыточных мощностей в мировой экономике число занятых в металлургическом комплексе США сократилось на 14 500 человек. В свою очередь, избыточность металлургических мощностей по выплавке стали была обусловлена предоставлением государственных субсидий и дешевыми кредитами в целях поддержания операционной деятельности металлургических предприятий (покрытие платежей по облигационным займам и постоянных производственных затрат). В результате на мировой рынок поставляется значительный объем металлопродукции по сниженной цене на размер предоставленной государственной помощи. Соответственно, в долгосрочной перспективе наличие избыточных производственных мощностей по выплавке стали оказывает негативное влияние на металлургические компании; персонал, занятый в металлургическом комплексе; на стабильность и предсказуемость мировой торговой системы, поддерживаемой системой ВТО.
Издержки применения мер торговой защиты в стране, применяющей такие меры, могут возникнуть, в том числе, по следующим причинам:
Библиографический список
1. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / Пер. 2-го англ. изд. - М. : Дело Лтд, 1995. - 864 с.
2. Гальперин, В.М. и др. Микроэкономика : в 2-х томах. Институт «Экономическая школа». - СПб., 2004.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/ (дата обращения - 15 сентября 2018 г.).
4. Сайт Информационного агентства MetalTorg.Ru.: www.metaltorg.ru/n/9ABA56 (дата обращения - 23 июль 2018 г.).
5. Официальный сайт Всемирной ассоциации производителей стали: www.worldsteel.org (дата обращения - 22 сентября 2018 г.).