Быкова Наталья Николаевна,
старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
Кирюшкина Анна Николаевна,
преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
Тольяттинский государственный университет
445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14,
Карельский научный журнал
№4 (21) 2017
Аннотация. По общему правилу в налоговых правоотношениях взаимозависимые лица занимают особое место. В налоговом законодательстве российской Федерации довольно много внимания уделено признакам взаимозависимых лиц, отношениям между ними, а также налоговым последствиям их сделок. Причина в том, что связанным между собой компаниям, индивидуальным предпринимателям и обычным физическим лицам значительно проще путем различных манипуляций незаконно снижать свою налоговую нагрузку либо вообще уходить от уплаты налогов. Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физические лица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физических лиц (не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными Налоговым кодексом РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юридические лица (а также физические лица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми. Кроме того, если ФНС РФ посчитает, что сделки, не являющиеся контролируемыми, заключаются между взаимозависимыми бизнес-структурами в целях получения ими необоснованной налоговой выгоды, то может устроить проверку и доначислить налоги. Но у налогоплательщиков есть хорошие шансы оспорить подобные действия ФНС РФ в судебном порядке. Статья посвящена вопросу определения взаимозависимости участников налоговых правоотношений и последствиям сделок между ними.
Контролирующие органы придают большое значение наличию или отсутствию взаимозависимости между участниками гражданского оборота. Об этом свидетельствует анализ разъяснений специалистов Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы России (далее по тексту - ФНС РФ), а также правоприменительной практики.
При этом факт взаимозависимости сам по себе может как создавать прямые налоговые последствия в виде специальных правил налогообложения результатов сделок между взаимозависимыми лицами, так и косвенно влиять на выводы контролирующих органов о наличии необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика по сделкам с взаимозависимыми лицами.
Кроме того, налоговые органы в ходе проведения проверок не ограничиваются установлением факта взаимозависимости, но и устанавливают фактические обстоятельства, позволяющие сделать вывод о наличии взаимной согласованности действий лиц, формально не признаваемых взаимозависимыми в силу закона.
В связи с этим необходимо отдельно проанализировать три встречающиеся на практике ситуации:
Чтобы разобраться, являются лица зависимыми, а отношения связанными, необходимо обратиться к налоговому законодательству России., в первую очередь, к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Соответствующая глава НК РФ 14.1 с актуальными изменениями посвящена правилам определения взаимозависимых компаний и граждан; порядку расчета доли участия [1, гл. 14.1].
Понятие взаимозависимых лиц по НК РФ устанавливает взаимную зависимость хозяйствующих субъектов как возможность непосредственного влияния на результаты/условия заключаемых сделок, финансовые результаты экономической работы бизнеса [1, ст. 105.1]. При этом в отношения могут быть вовлечены организации, предприниматели и физические лица. Максимальное количество участников не ограничено, минимальное равно двум.
Признание лиц взаимозависимыми влечет повышенное внимание налоговых структур, анализ и контроль заключаемых сделок и применяемой системы ценообразования.
Итак, взаимозависимые стороны - это организации и/или граждане (физические лица), среди которых отношения могут складываться следующим образом:
Воздействие может оказываться самостоятельно лицом (гражданином) или вместе с иными взаимозависимыми частными лицами, предпринимателями, компаниями.
Законодательно определены ситуации, когда стороны соглашений могут быть отнесены к взаимозависимым [1, ст. 105].
К таковым отнесены следующие случаи:
Следует отметить, что участники соглашения при наличии решения суда могут считаться взаимозависимыми с позиции налоговых начислений по критериям, не оговоренным в НК РФ [1, ст. 20], в случаях если отношения участников (граждан, организаций) могут оказать воздействие на итоги договоров по продаже (работ, услуг, товаров).
Один из распространенных видов отношений между взаимозависимыми лицами - сделка, как правило, в виде коммерческого договора. В предусмотренных законом случаях сделка между взаимозависимыми лицами может быть классифицирована как контролируемая. Рассмотрим особенности сделок между связанными лицами.
По НК РФ стоимость сделки принимается как соответствующая рыночному показателю, пока не доказано иное [1, ст. 40]. Как мы уже отметили выше, практически все соглашения взаимозависимых лиц находятся под пристальным вниманием налоговых структур, поскольку НК РФ определены полномочия по проверке адекватности и обоснованности ценовой политики в них.
Проверяется возможное увеличение или снижение стоимости, направленное на корректировку налогооблагаемой базы для получения вычета по налогам в сторону уменьшения или увеличения, занижения размера налога к оплате.
Контракт по НК РФ [1, ст. 105], в котором участники являются резидентами Российской Федерации, причисляется к контролируемым по признаку взаимозависимости, если:
Следует подчеркнуть, что задолженности по налогам, вызванные манипулированием цен и обнаруженные по итогам проверки ФНС РФ, подлежат взысканию по судебному решению [1, ст. 45]. Причем оплате будут подлежать налоговые начисления не с фактически полученного дохода, а с того, который мог быть сформирован при отсутствии некоторых условий коммерческого или финансового плана в соглашении [1, ст. 105].
Кредитные отношения между юридическими структурами, характеризуемыми как взаимозависимые, в некоторых случаях могут относиться к разряду контролируемых, но уведомить налоговую службу необходимо при любых договорах.
Не подлежат контролю беспроцентные соглашения между российскими предприятиями [1, ст. 105; 4], зарегистрированными на территории РФ, при этом не принимается во внимание дата заключения самого договора или дополнительных соглашений к нему.
По иным соглашениям, по которым процентная ставка низкая, налоговые структуры могут требовать отнесения в доходы процентов, пересчитанных по рыночному показателю (ставке), как недополученного дохода [5]. Когда ставка по займу намного превышает рыночный максимум, по отношению к заемщику могут быть уменьшены затраты в размере, превышающем среднерыночное значение ставок [3, ст. 269].
Соглашения организаций и/или граждан, между которыми выявлены особые отношения, находятся на особом контроле ФНС и тщательно проверяются.
Компания обязана направить сообщение в налоговую службу по месту регистрации о проведении сделки, относящейся к контролируемым. Предельный срок оповещения - до 20 мая года, следующего за тем, в котором договор был оформлен [1, ст. 105]. При нарушении срока отправки сведений на предприятие может налагаться штраф в сумме 5000 рублей. [1, ст. 129], а на руководящее должностное лицо - штраф от 300 рублей до 500 рублей [6, ст. 15].
Сведения направляются в виде специального уведомления по утвержденной форме [7] одним из способов: в бумажном виде или в электронном варианте.
Рассмотрим некоторые нюансы контролируемости договоров.
Отклонения в ценовых показателях соглашения взаимозависимых лиц могут использоваться как для корректировки размера налоговой базы в сторону повышения или занижения. Подобные действия влияют на величину налогов, поэтому ФНС РФ проверяет корректность и полноту исчисления следующих налогов:
Если оба участника соглашения работают по упрощенной системе налоговых начислений, контракт не будет отнесен к контролируемым. Но при использовании сторонами общей системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения с размером оборотов за год свыше 60 млн. рублей сделка будет проконтролирована [1, ст. 105].
Если одна из сторон работает по специальному налоговому режиму и выступает по контракту поставщиком, то при получении дохода от 150 млн. рублей (лимит на 2017 год) компания будет проверена в качестве субъекта оплаты налогов на общей системе налогообложения, а сделки будут подлежать контролю.
Следует помнить, что письмом № ЕД-4-3/18615 [8] ФНС РФ уведомило налогоплательщиков о том, что будет:
Для предприятия это означает вероятность доначисления налоговых сумм к оплате в порядке, установленном НК РФ [1, ст. 105].
Чтобы избежать предъявления обвинений в получении необоснованной выгоды по налогам, взаимозачет у зависимых лиц должен проводиться с соблюдением следующих положений [9, ст. 410]:
Заметим, что контроль сделок взаимозависимых лиц применим и в отношении граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей и не имеющих отношения к деятельности каких-либо организаций. Это означает, что, к примеру, состоящие в родственных отношениях граждане не вправе пользоваться вычетами по налогам при оформлении между собой договоров [3, ст. 220]. Поэтому при приобретении жилых помещений у родственников и правом на имущественный вычет это физическое лицо не сможет воспользоваться.
Взаимозависимость - понятие, очень близкое другому понятию, аффилированности лиц. При этом факт аффилированности (устанавливаемый исходя из критериев, которые определены в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 [10, ст. 4] сторон сделки в общем случае не предопределяет правовых последствий, аналогичных тем, что характеризуют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами.
Вместе с тем в законодательстве можно выделить ряд следующих обязанностей:
Неисполнение указанных обязанностей может привести к крупным штрафам, которые, в принципе, сопоставимы с экономическими рисками при сделках между взаимозависимыми лицами. Например, если АО не опубликовало сведений об аффилированных субъектах в соответствии с Положением 454-П [13], то может быть оштрафовано на сумму до 1 млн. рублей (должностное лицо - до 50 000 рублей) на основании п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ [6].
Аффилированность - один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений Закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [14, п. 1 ст. 19]. Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:
Можно отметить, что сделки между взаимозависимыми лицами могут заключаться сторонами, имеющими также статус заинтересованных лиц.
В отличие от сделок между взаимозависимыми лицами, договоры с заинтересованностью не подлежат контролю со стороны ФНС.
Сделка с заинтересованностью в фирме, которая зарегистрирована как ООО, - это правоотношение, в установлении которого есть интерес тех или иных лиц, указанных в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» [12, п. 1 ст. 45]. Это могут быть, например, директор организации или члены ее совета директоров.
Чьего-либо одобрения на совершение сделки с заинтересованностью в общем случае не требуется. Однако если оно не будет должным образом получено, то члены совета директоров или участники ООО будут иметь право оспорить такую сделку в суде, если докажут, что ее совершение нанесло ущерб обществу [12, п. 6 ст. 45].
Подводя итог, отметим, что заключенная между взаимозависимыми лицами сделка может быть контролируемой. Ее фактически могут заключать лица с заинтересованностью, аффилированные, бенефициары. Взаимная зависимость приобретает первостепенное значение при проверке налоговых последствий сделок, совершенных между зависимыми лицами. Сделка между взаимозависимыми лицами, при которой занижена налоговая база, по факту проверки ФНС РФ может привести к штрафам и доначислению налогов.
Несмотря на существование достаточно подробного перечня критериев, делающих лица взаимозависимыми, имеет место возможность как создания дополнительных оснований для этого, так и непризнания лиц зависимыми.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017 года) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.11.2017 г.).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 19.11.2017 г.).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 29.11.2017 г.).
4. Письмо Минфина России от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846 «О налоге на прибыль при предоставлении (получении) беспроцентного займа» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11.11.2017 г.).
5. Письмо Минфина России от 27.05.2016 № 03-0118/30778 «Об учете доходов по беспроцентному займу между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 23.11.2017 г.).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.11.2017 г.).
7. Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (вместе с «Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках», «Порядком представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.11.2017 г.).
8. Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 «О применении отдельных положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (вместе с Письмом Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 «О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 30.11.2017 г.).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 Mb 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 16.11.2017 г.).
10. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 21.11.2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.11.2017 г.).
11. Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 25.11.2017 г.).
12. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 10.11.2017 г.).
13. Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) (ред. от 01.04.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 30.11.2017 г.).
14. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 30.11.2017 г.).
15. Таможенный кодекс ЕАЭС (вступит в силу с 01.01.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 29.11.2017 г.).
16. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 17.11.2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 29.11.2017 г.).
17. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 17.11.2017 г.).
18. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 16.11.2017 г.).
19. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.11.2017 г.).