Львова Марина Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»,
Чебоксары, Россия
Кандидат экономических наук, доцент
Зотиков Николай Зотикович
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»,
Чебоксары, Россия
Кандидат экономических наук, доцент
Арланова Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»,
Чебоксары, Россия
Кандидат экономических наук, доцент
Вестник Евразийской науки
№2, Том 11, 2019
Аннотация. В условиях нынешней экономической ситуации в стране и в мире в целом, характеризующейся санкционной политикой отдельных государств по отношению к России, отсутствия роста валового внутреннего продукта актуальной становится задача по формированию доходной части бюджета, необходимого для выполнения расходных обязательств государства, включая социальные задачи перед населением. В ситуации снижения прибыли организаций, реальных доходов населения увеличить налоговую нагрузку на налогоплательщиков путем увеличения ставок прямых налогов становится невозможным. Поэтому государство прибегает к увеличению доли косвенных налогов, путем увеличения их ставок.
Авторами статьи рассматривается такой косвенный налог, как акциз, являющийся также регулирующим налогом, который с целью обеспечения сбалансированности бюджетов участвует в формировании бюджетов нижестоящих уровней. Акцизы включаются в цену товара, однако они взимаются при совершении операций с определенной группой товаров, которые в соответствии с НК РФ признаются подакцизными. С одной стороны, акциз - это налог на товары массового потребления, которые являются в большинстве случаев излишеством, чем первой жизненной необходимостью, и зачастую признаются вредными для здоровья. В связи с этим, государство не будет облагать акцизом потребительскую корзину, то есть минимальный набор товаров и услуг, которые способствуют человеку поддерживать жизнеспособность, восстанавливать свою работоспособность: жизненно необходимые продукты питания и т. п. С другой стороны, любители сигарет, вино-водочных изделий, роскошных автомобилей и т. п. в конечном итоге выступают плательщиками акцизов, включенных в стоимость указанных товаров, которые никак не относятся к предметам первой необходимости. Авторы считают, что государство, устанавливая акцизы, не затрагивает интересы малоимущих, на них нагрузка не увеличивается. Таким образом, акцизы служат удобным инструментом государственного регулирования спроса на отдельные группы товаров, который зависит от наличия у населения соответствующих средств.
В статье проанализированы происшедшие с момента введения акцизного налогообложения изменения ставок, нормативов распределения акцизов по уровням бюджетной системы Российской Федерации, роль акцизов в формировании налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, влияние акцизов на формирование цен на отдельные виды подакцизных и других товаров.
Федеральным законом от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлены акцизы на отдельные группы и виды товаров, с 2001 года - акцизы (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ). Акцизы - важный источник пополнения бюджета, а также инструмент регулирования некоторых сторон социальной жизни. Изменение налоговых ставок может увеличить конкурентоспособность товаров на мировом рынке (в случае снижения ставки и, как следствие, снижения цены), увеличить поступления в государственный бюджет (в случае их повышения). Тем не менее резкое увеличение ставок может привести к снижению качества, а снижение ставок - не всегда приводит к снижению цены» [4].
Акциз многими учеными рассматривается как одна из форм налога на добавленную стоимость. Но при этом отмечается, что имеется существенное различие между акцизом и НДС: «налог на добавленную стоимость начисляется на несоизмеримо большой круг товаров и услуг, акцизом же облагается определенный круг товаров» [1].
Акцизы представляют собой особую форму косвенного налогообложения, которая в отличие от прямого налогообложения взимается как при реализации товаров (работ, услуг на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке: при ввозе товаров на таможенную территорию, что позволяет подразделять акцизы «на «внутренние» и «внешние» [10].
В отличие от акцизов, взимаемых на внутреннем рынке, зачисляемых в бюджеты различных уровней, акцизы, взимаемые на таможенной территории, полностью зачисляются в федеральный бюджет.
В отличие от НДС, плательщиками которого являются продавцы товаров (работ, услуг), плательщиками акцизов являются производители товаров. Причем акциз включается в налоговую базу по НДС, то есть акциз как косвенный налог облагается дополнительно косвенным налогом - НДС, что ведет к увеличению доли косвенного налогообложения. Чем больше косвенных налогов, тем менее прозрачной и более запутанной является налоговая система. При этом «доля косвенных налогов преобладает в доходах федерального бюджета (в доходах местного бюджета - 0 %, в бюджетах субъектов РФ - 14,6 % в 2017 г., в доходах федерального бюджета - более 70,0 %, с 2015 г. происходит снижение (в 2017 г. - 53,0 %) [2]. «Российская налоговая система со дня ее создания и на протяжении всего периода существования является системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения» [3].
Определенный интерес вызывает рассмотрение отдельными авторами акцизного налогообложения как возможности «пополнения доходной части бюджета за счет отдельных категорий налогоплательщиков», не увеличивая в целом налоговую нагрузку на всех налогоплательщиков [5]. По мнению Прокофьевой Е.Н., пополнение доходов бюджета в условиях отсутствия социально-экономической стабильности, снижения жизненного уровня населения через стандартное увеличение налоговой нагрузки бесперспективно. Отсюда делается вывод: «...пополнить доходную часть бюджета за счет тех налогоплательщиков, материальное положение которых позволяет понести дополнительные расходы» [5].
Следует отметить, что из 14 групп товаров, с которых в настоящее время взимаются акцизы, есть товары, плательщиками акцизов с которых выступают непосредственно их покупатели: акциз на легковые автомобили, табачные изделия, алкогольную продукцию и т. п. Имеются также товары, которые непосредственно покупатель не приобретает, а акциз с них косвенно включается в цену товаров (например, бензин, топливо, природный газ и др.). Тем не менее, плательщиками указанных акцизов в конечном итоге являются потребители.
Как и любые налоги, акциз исчисляется умножением ставки акциза на налоговую базу. Ставки акцизов установлены статьей 193 НК РФ.
Таблица 1. Ставки акцизов
Ед. изм. | 2003 | 200 4 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, шампанских) | руб. за 1 литр безводного этилового спирта | 84 | 100 | 108 | 118 | 162 | 173,5 | 191 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % (за исключением пива, напитков) | ---«»--- | 58 | 70 | 76 | 83 | н/д | 110 | 121 |
Игристые вина (шампанские) | руб. за 1 л | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 10,5 |
Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 % | руб. за 1 л | 1,4 | 1,55 | 1,75 | 1,91 | 2,07 | 2,74 | 3 |
То же, св. 8,6 % | ---«»--- | 4,6 | 5,3 | 6,28 | 6,85 | 7,45 | 8,94 | 9,80 |
Табак трубочный | руб. за 1 кг | 522 | 574 | 620 | 676 | 300 | 300 | 300 |
Сигары | руб. за 1 шт. | 13 | 14 | 15 | 16,35 | 17,75 | 17,75 | 17,75 |
Сигариллы | руб. за 1000 шт. | 143 | 157 | 170 | 200 | 217 | 232 | 255 |
Сигареты | Ед. изм. | 2003 50 р. за 1000 шт. + 5 % | 2004 60 р. за 1000 шт. + 5 % | 2005 65 р. за 1000 шт. + 8 % | 2006 78 р. за 1000 шт. + 8 % | 2007 100 р. за 1000 шт. + 5 % | 2008 120 р. за 1000 шт. + 5,5 %, но не менее 142 р. за 1000 шт. | 2009 150 р. за 1000 шт. + 6 %, но не менее 177 р. за 1000 шт. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | руб. за 1 л. с. | |||||||
св. 90 л. с. до 150 л. с. | 13 | 14 | 15 | 16,5 | 18 | 19,26 | 21,7 | |
св. 150 л. с. до 200 л. с. | 129 | 142 | 153 | 167 | 181 | 194 | 214 | |
Автомобильный бензин: | руб. за 1 т | |||||||
с октановым числом до «80» | ---«»--- | 2190 | 2460 | 2657 | 2657 | 2657 | 2657 | 2657 |
с иными октановыми числами | ---«»--- | 3000 | 3360 | 3629 | 3629 | 3629 | 3629 | 3629 |
не соответствующий классу 3, 4 и 5 | ---«»--- | |||||||
класса 3 | ---«»--- | |||||||
класса 4 | ---«»--- | |||||||
класса 5 | ---«»--- | |||||||
Дизельное топливо: | ---«»--- | 890 | 1000 | 1080 | 1080 | 1080 | 1080 | 1080 |
не соответствующее классу 3, 4 и 5 | ---«»--- | |||||||
класса 3 | ---«»--- | |||||||
класса 4 | ---«»--- | |||||||
класса 5 | ---«»--- | |||||||
Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | руб. за 1 т | 2440 | 2732 | 2951 | 2951 | 2951 | 2951 | 2951 |
Прямогонный бензин | руб. за 1 т | 0 | 0 | 0 | 2657 | 2657 | 2657 | 3900 |
Ед. изм. руб. | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, шампанских) | за 1 литр безводного этилового спирта | 210 | 231 | 300 | 400 | 500 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % (за исключением пива, напитков) | ---«»--- | 158 | 190 | 270 | 320 | 400 |
Игристые вина (шампанские) | руб. за 1 л | 14 | 18 | 22 | 24 | 25 |
Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 % | руб. за 1 л | 9 | 10 | 12 | 15 | 18 |
То же, св. 8,6 % | ---«»--- | 14 | 17 | 21 | 26 | 31 |
Табак трубочный | руб. за 1 кг | 422 | 510 | 680 | 1000 | 1500 |
Сигары | руб. за 1 шт. | 25 | 30 | 40 | 58 | 85 |
Сигареты | 205 р. + 6,5 %, не менее 250 р. за 1000 шт. | 280 р. + 7 %, не менее 360 р. за 1000 шт. | 390 р. + 7,5 %, не менее 510 р. за 1000 шт. | 550 р. + 8 %, не менее 730 р. за 1000 шт. | 800 р. + 8,5 %, не менее 1040 р. за 1000 шт. | |
Ед. изм. | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | руб. за 1 л. с. | |||||
св. 90 л. с. | 23,9 | 27 | 29 | 31 | 34 | |
св. 150 л. с. до 200 л. с. | 235 | 260 | 285 | 302 | 332 | |
Автомобильный бензин: | руб. за 1 т | |||||
с октановым числом до «80» | ---«»--- | |||||
с иными октановыми числами | ---«»--- | |||||
не соответствующий классу 3, 4 и 5 | ---«»--- | 3992 | 5995 | 8225 | 10100 | 11110 |
класса 3 | ---«»--- | 5672 | 7882 | 9750 | 10725 | |
класса 4 | ---«»--- | 5143 | 6822 | 8960 | 9916 | |
класса 5 | ---«»--- | 5143 | 5143 | 5750 | 6450 | |
Дизельное топливо: | ---«»--- | 1188 | ||||
не соответствующее классу 3, 4 и 5 | ---«»--- | 2753 | 4300 | 5860 | 6446 | |
класса 3 | ---«»--- | 2485 | 4300 | 5860 | 6446 | |
класса 4 | ---«»--- | 2247 | 3562 | 5100 | 5427 | |
класса 5 | ---«»--- | 2247 | 2962 | 4500 | 4767 | |
Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | руб. за 1 т | 3246,1 | 4681 | 6072 | 7509 | 8260 |
Прямогонный бензин | руб. за 1 т | 4290 | 6089 | 7824 | 10229 | 11252 |
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2017 г. к 2003 г., % | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, шампанских | 500 | 500 | 523 | 523 | 523 | 6,2 раза |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % (за исключением пива, напитков) | 400 | 400 | 418 | 418 | 418 | 6,9 раза |
Игристые вина (шампанские) | 25 | 26 | 36 | 36 | 36 | 3.4 р |
Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 % | 18 | 20 | 21 | 21 | 21 | 15раз |
То же, св. 8,6 % | 31 | 37 | 39 | 39 | 39 | 8,5 р. |
Табак трубочный | 1800 | 2000 | 2520 | 2 772 | 3050 | 4,8 р. |
Сигары | 128 | 141 | 171 | 188 | 207 | 13р. |
Сигариллы | 1920 | 2112 | 2428 | 2 671 | 2938 | 17 р. |
Сигареты | 960 р. + 11 %, не менее 1330 р. за 1000 шт. | 1250 р. + 12 %, не менее 1680 р. за 1000 шт. | 1562 р. + 14 %, не менее 2123 р. за 1000 шт. | 1 718 + 14,5 %, не менее 2335 р. за 1000 шт. | 1890 р. + 14,5 %, не менее 2568 р. за 1000 шт. | 31 р. |
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | ||||||
св. 90 л. с. | 37 | 41 | 43 | 45 | 47 | 3,3 р. |
св. 150 л. с. до 200 л. с. | 365 | 402 | 420 | 437 | 454 | 3,3 р. |
Автомобильный бензин | ||||||
с октановым числом до «80» | ||||||
с иными октановыми числами | ||||||
не соответствующий классу 3, 4 и 5 | 7300 | |||||
класса 3 | 7300 | |||||
класса 4 | 7300 | |||||
класса 5 | 5530 | 7530 | 10130 | 11892 | 10957 | |
не соответствующее классу 5 | 10500 | 13100 | 13100 | 13100 | ||
Дизельное топливо: | 3450 | 4150 | 6800 | 8258 | 7355 | 7,6 р. |
не соответствующее классу 3, 4 и 5 | ||||||
класса 3 | ||||||
класса 4 | ||||||
класса 5 | ||||||
Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | 6500 | 6000 | 5400 | 5400 | 5400 | 2,2 р. |
Прямогонный бензин | 11300 | 10500 | 13100 | 13100 | 13100 | 4,9 (против 2006 г.) |
Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003-2017 годы http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannvi-byudzhet/
Данные таблицы 1 свидетельствуют о следующем. Ставки акцизов периодически увеличиваются, причем в большем по сравнению с другими налогами размере. Так, за период с 2003 по 2017 год ставки акцизов увеличились по:
пиву с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта:
алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта:
При этом наблюдается периодическое увеличение ставок акцизов по всем товарам, кроме алкогольной продукции, автомобилям, автомобильному бензину и др., по которым повышение ставок в отдельные периоды приостанавливалось, что вызвано необходимостью регулирования соотношения между спросом и предложением на отдельные виды подакцизных товаров. Так, ставки акцизов по алкогольной продукции оставались постоянными в течение 2014-2016 годов, в последующем они увеличивались незначительно. Это вызвано поддержанием минимальной розничной цены на водочные изделия на определенном уровне, не допуская чрезмерный рост их цен, что может вызвать снижение объемов потребления.
Следует отметить, что цена на подакцизный товар увеличивается в большей степени, чем увеличивается ставка акциза. Связано это с тем, что акциз увеличивает налоговую базу по НДС, то есть косвенный налог акциз облагается дополнительно НДС.
Акцизы по уровню бюджета, в который зачисляются акцизы, относятся к разноуровневым, то есть поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Нормативы распределения акцизов по уровням бюджетной системы РФ предусмотрены статьями 50 и 56 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, вводимом в действие с 1 января 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями), которые периодически уточняются принимаемыми федеральными законами о бюджете страны на очередной год.
По нормативу 100 % зачисляются в федеральный бюджет:
По нормативу 50 % в федеральный бюджет и по нормативу 50 % в бюджет субъектов РФ зачисляется акциз на:
По нормативу 100 % зачисляется в бюджет субъектов РФ акциз на:
Таблица 2. Нормативы распределения акцизов по уровням бюджетной системы РФ
Годы | Автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных двигателей | Алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (за исключением пива, вин, игристых вин) | ||
Федеральный бюджет РФ | Бюджет субъектов РФ | Федеральный бюджет РФ | Бюджет субъектов РФ | |
2000 | 50 | 50 | ||
2005 | 40 | 60 | ||
2006 | 40 | 60 | ||
2007 | 40 | 60 | ||
2008 | 40 | 60 | ||
2009 | 100 | |||
2010 | 100 | |||
2011 | 30 | 70 | ||
2012 | 23 | 77 | ||
2013 | 28 | 72 | 60 | 40 |
2014 | 28 | 72 | 60 | 40 |
2015 | 100 | 60 | 40 | |
2016 | 100 | 60 | 40 | |
2017 | 38,3 | 61,7 | 50 | 50 |
2018 | 42,9 | 57,1 | 50 | 50 |
2019 | 41,9 | 58,1 |
Разработано авторами по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2008-2017 годы http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannvi-byudzhet/
Как следует из приведенных в таблице 2 данных, нормативы распределения акцизов по приведенным товарам по уровням бюджетной системы РФ периодически меняются. Так, акцизы по автомобильному бензину, дизельному топливу, моторным маслам для дизельных двигателей зачислялись в федеральный бюджет по нормативу 40 % и 60 % в бюджет субъектов РФ, в течение 2009-2010 и 2015-2016 годов полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, в последующие годы нормативы постоянно менялись, причем в большей части нормативы устанавливались в пользу бюджетов субъектов РФ.
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (за исключением пива, вин, игристых вин) зачислялись с 2000 г. в федеральный бюджет и бюджеты регионов по нормативу 50 %, в течение 2013-2016 годов - по нормативам соответственно 60 % и 40 %, с 2017 года - по нормативам 50 % поровну.
Как ранее отмечалось, акцизы зачисляются по установленным нормативам в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Таблица 3. Бюджет РФ (млн руб.)
Годы | Доходы | Из налогов - акцизы | Доля акцизов в налоговых доходах, % | ||||
в том числе | в том числе | ||||||
всего | в т. ч. налоговые доходы | То же, в % | всего | По производимым в РФ товарам | По ввозимым в РФ товарам | ||
2003 | 2586191,2 | 2394160,3 | 92,6 | 252531,3 | 248109,6 | 4421,7 | 10,5 |
2004 | 3428873,5 | 3154261,9 | 92,0 | 117205,0 | 109738,6 | 7466,4 | 3,7 |
2005 | 5127228,9 | 3188154,7 | 62,2 | 107192,1 | 89543,8 | 17648,3 | 3,4 |
2006 | 6278888,4 | 3674261,3 | 58,5 | 110487,8 | 93234,0 | 17253,8 | 3,0 |
2007 | 7781119,8 | 4695012,4 | 60,3 | 135035,1 | 108843,9 | 26191,2 | 2,9 |
2008 | 9275931,3 | 5231885,2 | 62,5 | 160491,2 | 125235,8 | 35255,4 | 3,1 |
2009 | 7337750,5 | 3896498,9 | 53,1 | 101541,7 | 81711,3 | 19830,4 | 2,6 |
2010 | 8304928,8 | 4401878,2 | 53,0 | 143951,9 | 113898,5 | 30053,4 | 3,3 |
2011 | 11367652,6 | 5985115,4 | 52,6 | 278361,3 | 231779,9 | 46581,4 | 4,7 |
2012 | 12855541,0 | 6853168,1 | 53,3 | 395253,4 | 341865,2 | 53388,2 | 5,8 |
2013 | 13019939,5 | 7063779,4 | 54,3 | 524409,2 | 461046,0 | 63363,2 | 7,4 |
2014 | 14496880,4 | 7921171,7 | 54,6 | 592380,4 | 520829,4 | 71551,0 | 7,5 |
2015 | 13659242,9 | 8590543,9 | 62,9 | 581864,1 | 527889,4 | 53974,7 | 6,8 |
2016 | 13460040,7 | 8734187,4 | 64,9 | 694242,9 | 632156,3 | 62086,6 | 7,9 |
2017 | 15088914,8 | 11071284,6 | 73,3 | 987805,9 | 909570,6 | 78235,3 | 8,9 |
Всего | 144069124,3 | 86855363,4 | 60,3 | 5182753,3 | 4595452,3 | 587301,0 | 6,0 |
В среднем за год | 9604608,3 | 5790361,6 | 60,3 | 345516,9 | 306363,5 | 39153,4 | |
2017 г. к 2003 г., % | 5,8 раза | 4,6 раза | 3,9 раза | 3,7 раза | 17,7 раза | ||
Ср. годовые темпы роста, % | 38,9 | 30,8 | 26,1 | 24,4 | 117,9 |
Как следует из таблицы 3, доходы федерального бюджета в 2017 году по сравнению с 2003 годом увеличились в 5,8 раза (в среднем за год на 38,9 %), налоговые доходы - в 4,6 раза (в среднем за год на 30,8 %), в том числе акцизы - в 3,9 раза (из них по товарам, производимым в РФ, - в 3,7 раза, по товарам, ввозимым в РФ, - в 17,7 раза). При этом доля акцизов по товарам, производимым в РФ, составляет 98,8 % от общей суммы акцизов, поэтому значительный рост акцизов по товарам, ввозимым в РФ (в 17,7 раза), не привел к резкому увеличению доли акцизов в налоговых доходах бюджета в целом.
Доля налоговых доходов в доходах федерального бюджета составляет 60,3 %. Доля акцизов в налоговых доходах федерального бюджета составляет 6,0 %.
Учитывая, что акцизы на табачную продукцию полностью зачисляются в федеральный бюджет, используя данные Всероссийского научно - исследовательского института табака, махорки и табачных изделий [7], проанализируем роль акцизов на табачную продукцию в формировании доходов федерального бюджета, влияние роста ставок акцизов на объем производства и цены на табачную продукцию, для чего составим таблицу.
Таблица 4. Акцизы на табачную продукцию
Годы | Производство табачных изделий (млрд шт.) | Объем реализации табачных изделий (млрд шт.) | Розничная продажа сигарет и папирос (млрд руб.) | Акцизные поступления в бюджет (млрд руб.) |
2010 | 405,0 | 371,8 | 169,4 | 101,1 |
2011 | 404,5 | 358,0 | 137,3 | |
2012 | 410,2 | 355,8 | 189,3 | |
2013 | 391,1 | 359,1 | 272,3 | |
2014 | 355,9 | 319,9 | 289,1 | 335,4 |
2015 | 344,5 | 316,6 | 610,2 | 389,4 |
2016 | 336,2 | 309,0 | 665,0 | 466,9 |
2017 | 225,0 | |||
2016 г. к 2010 г. | 83,0% | 83,1% | 3,9 раза | 4,6 раза |
Из данных таблицы 4 следует следующее.
Объем производства табачной продукции, начиная с 2013 года, снижается. В целом по России производство табачной продукции до 2013 года в среднем составляло более 400 млрд шт., то в 2017 г. лишь 225,0 млрд шт. или 55,6 % против уровня 2010 г.
Сокращение продаж табачных изделий привело к уменьшению среднедушевой продажи табачных изделий, к сокращению в целом объема их продаж. Если в 2010 г. было реализовано 371,8 млрд шт., то в 2016 г. - 309,1 млрд руб. или на 16,9 % меньше. Это связано с широкой пропагандой о вреде курения, запретом рекламы табака, принятием антитабачного закона.
Вместе с тем, розничная продажа сигарет и папирос увеличилась с 169,4 млрд руб. в 2010 г. до 665,0 млрд руб. в 2016 г., или рост составил 3,9 раза, что связано с ростом цен на табачную продукцию. По данным Минфина РФ, минимальная ставка акциза на табачную продукцию увеличилась в 2017 году по сравнению с 2010 годом в 18 раз, а ежегодная индексация акцизов на сигареты за этот период составила от 23 до 59 % [8].
Дальнейшее повышение акцизов на табачные изделия может привести к росту распространения нелегальной табачной продукции.
Уменьшение объемов производства и потребления табачных изделий не отразилось на бюджетных поступлениях от табачной промышленности. Поступления акцизов от табачных изделий с 101,1 млрд руб. в 2010 г. увеличились до 466,9 млрд руб. в 2016 году, или в 4,6 раза, в 2017 г. - 573,2 млрд руб. или в 5,7 раза. На это повлияло повышение ставок акцизов начиная с 2010 г. в размерах, намного превышающих их рост в предыдущие годы.
Таблица 5. Консолидированные бюджеты субъектов РФ (млн руб.)
Годы | Доходы бюджета | Из налогов акцизы по производимым в РФ товарам | Доля акцизов в налоговых доходах, % | ||||
всего | в том числе налоговые доходы | всего | темп роста, % | ||||
всего | темп роста, % | то же, в %-ах | |||||
2003 | 1930422,7 | 1341076,4 | - | 69,5 | 95265,1 | - | 7,1 |
2004 | 2403211,3 | 1787810,7 | 133,3 | 74,4 | 129719,0 | 136,2 | 7,3 |
2005 | 2999862,8 | 2247475,7 | 125,7 | 74,9 | 146585,4 | 113,0 | 6,5 |
2006 | 3797334,0 | 2770955,6 | 123,3 | 73,0 | 160084,5 | 109,2 | 5,8 |
2007 | 4828460,1 | 3638856,1 | 131,3 | 75,4 | 179346,8 | 112,0 | 4,9 |
2008 | 6198775,2 | 4382241,8 | 120,4 | 70,7 | 189442,8 | 105,6 | 4,3 |
2009 | 5926622,0 | 3793265,7 | 86,6 | 64,0 | 245703,3 | 129,7 | 6,5 |
2010 | 6537343,8 | 4519893,9 | 119,2 | 69,1 | 327466,4 | 133,3 | 7,2 |
2011 | 7644235,3 | 5273053,9 | 116,7 | 69,0 | 372100,0 | 113,6 | 7,0 |
2012 | 8064521,4 | 5800262,9 | 110,0 | 71,9 | 441776,4 | 118,7 | 7,6 |
2013 | 8165124,6 | 5966582,2 | 102,9 | 73,1 | 491429,1 | 111,2 | 8,2 |
2014 | 8905659,1 | 6492513,6 | 108,8 | 72,9 | 479820,8 | 97,6 | 7,4 |
2015 | 9308151,6 | 6925129,9 | 106,7 | 74,4 | 486507,8 | 101,4 | 7,0 |
2016 | 9923841,2 | 7573936,4 | 109,4 | 76,3 | 661721,8 | 136,0 | 8,7 |
2017 | 10758144,2 | 8205532,2 | 108,3 | 76,3 | 611699,3 | 92,4 | 7,4 |
Всего | 102574462,6 | 70718587 | 68,9 | 5018668, 5 | 7,1 | ||
В среднем за год | 6838297,5 | 4714572,5 | 68,9 | 334577,9 | 7,1 | ||
2017 г. к 2003 г., % | 5, 6 раза | 6,1 раза | 6,4 раза | ||||
Ср. годовые темпы роста, % | 37,1 | 40,8 | 42,8 |
Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2017 году по сравнению с 2003 годом увеличились в 5,6 раза (в среднем за год на 37,1 %), налоговые доходы - в 6,1 раза (в среднем за год на 40,8 %). Причем акцизы увеличились за данный период в 6,4 раза (в среднем за год на 42,8 %), то есть темпами, опережающими общий рост налоговых доходов. Доля акцизов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет 7,1 %.
Далее рассмотрим роль акцизов в доходах бюджетов по отдельным видам подакцизных товаров.
Как и по всем другим налогам, сумма налога, поступающая в бюджет, исчисляется умножением налоговой базы на ставку налога. Следовательно, с увеличением ставок сумма акцизов, поступающих в бюджеты, пропорционально увеличивается, на это влияет, кроме этого, изменение самой налоговой базы.
Таблица 6. Поступления акцизов в бюджеты за 2003-2017 гг. (млн руб.)
Акцизы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
По товарам, производимым в РФ | 343374,7 | 239457,6 | 236129,2 | 253318,6 | 288190,7 | 314678,6 | |
По товарам, ввозимым в РФ, поступающие в ФБ | 4421,7 | 7466,4 | 17648,3 | 17253,8 | 26191,2 | 35255,4 | |
Всего акцизов | 347796,4 | 246924,0 | 253777,5 | 270572,4 | 314381,9 | 349934,0 | |
Из акцизов по товарам, производимым в РФ, поступающие: | |||||||
- в федеральный бюджет | 248109,6 | 109738,6 | 89543,8 | 93234,0 | 108843,9 | 125235,8 | |
- в бюджет субъектов РФ | 95265,1 | 129719,0 | 146585,4 | 160084,5 | 179346,8 | 189442,8 | |
- доля акцизов, поступающих в ФБ, % | 72,2 | 45,8 | 37,9 | 36,8 | 37,8 | 39,8 | |
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, в общей сумме акцизов, % | 98,7 | 97,2 | 93,0 | 93,6 | 91,7 | 90,0 | |
Акциз по товарам: а) производимым в РФ, из них на: |
343374,7 | 239457,6 | 236129,2 | 253318,6 | 288190,7 | 314678,6 | |
- табачную продукцию | ФБ | 15948,4 | 23248,0 | 28882,9 | 35464,8 | 49345,6 | 63808,1 |
субъектов РФ | |||||||
- автомобильный бензин | ФБ | 36544,4 | 28412,4 | 42407,8 | 38917,1 | 39656,9 | 41627,5 |
субъектов РФ | 34168,3 | 7141,8 | 47594,4 | 55408,6 | 57088,8 | 62443,1 | |
- дизельное топливо | ФБ | 11058,2 | 10912,1 | 13182,2 | 12670,7 | 13004,9 | 13163,1 |
субъектов РФ | 13063.5 | 16081,9 | 19899,1 | 19343,3 | 19220,4 | 19743,8 | |
- масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 778,9 | 840,6 | 836,8 | 819,9 | 727,6 | 604,0 |
субъектов РФ | 1102,4 | 1244,0 | 1259,7 | 1242,6 | 1079,6 | 905,9 | |
- спирт этиловый из пищевого сырья | ФБ | 3522,0 | 3919,3 | 3501,1 | 3978,9 | 4228,8 | 3023,1 |
субъектов РФ | 3528,2 | 3830,9 | 3460,2 | 3819,5 | 4112,5 | 2940,9 | |
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % | ФБ | 22843,3 | 3511,5 | 61561,6 | 424,4 | -8,2 | 0,6 |
субъектов РФ | 25193,4 | 60577,7 | 52697,7 | 45339,5 | 67750,0 | 66653,0 | |
- то же, до 9 % | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 15861,6 | 17944,4 | 2198,4 | 2475,3 | 3731,4 | 3206,8 | |
- автомобили легковые и мотоциклы | ФБ | 279,7 | 454,6 | 603,1 | 869,1 | 1745,1 | 3270,4 |
субъектов РФ | |||||||
- спиртосодержащую продукцию | ФБ | 296,9 | 68,3 | 89,2 | 53,3 | -164,9 | |
субъектов РФ | 296,9 | 68,3 | 89,2 | 53,3 | -164,9 | ||
- вина | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 4741,8 | 3976,8 | 4484,2 | 4698,1 | |||
- пиво | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 14736,1 | 17945 | 21490 | 29012,8 | |||
б) ввозимым в РФ, из них на: | ФБ | 4421,7 | 7466,4 | 17648,3 | 17253,8 | 26191,2 | 35255,4 |
- спиртосодержащую продукцию | ФБ | 227,3 | 436,2 | 470,5 | 385,3 | ||
- автомобили легковые, мотоциклы | ФБ | 4470,8 | 7557,8 | 13851,3 | 20668,0 | ||
- вина | ФБ | 2094,5 | 1459,1 | 1733,2 | 1857,1 | ||
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % | ФБ | 7179,4 | 5755,4 | 7782,8 | 8106,3 | ||
- то же до 9 % | ФБ | 2366,6 | 49,0 | 72,0 | 70,6 | ||
- табачную продукцию | ФБ | 455,1 | 906,8 | 944,0 | 1465,0 | ||
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 403,1 | 480,3 | 607,8 | 666,1 | ||
- пиво | ФБ | 420,6 | 572,4 | 679,7 | 889,7 | ||
- автомобильный бензин | ФБ | 870,6 | |||||
- дизельное топливо | ФБ | 264,0 |
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
По товарам, производимым в РФ | 327414,6 | 441364,8 | 603879,9 | 783641,6 | 952474,8 | 1000576,5 | |
По товарам, ввозимым в РФ, поступающие в ФБ | 19830,4 | 30053,4 | 46581,4 | 53388,2 | 63363,2 | 71551,0 | |
Всего акцизов | 347245,0 | 471418,2 | 650461,3 | 837029,8 | 1015838 | 1072127,5 | |
Из акцизов по товарам, производимым в РФ, поступающие: | |||||||
- в федеральный бюджет | 81711,3 | 113898,5 | 231779,9 | 341865,2 | 461046,0 | 520829,4 | |
- в бюджет субъектов РФ | 245703,3 | 327466,4 | 372100,0 | 441776,4 | 491428,8 | 479747,1 | |
- доля акцизов, поступающих в ФБ, % | 24,9 | 25,8 | 38,4 | 43,6 | 48,4 | 52,0 | |
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, в общей сумме акцизов, % | 94,3 | 93,6 | 92,8 | 93,6 | 93,8 | 93,3 | |
Акциз по товарам: а) производимым в РФ, из них на: |
327414,6 | 441364,8 | 603879,9 | 783641,6 | 952474,8 | 1000576,5 | |
- табачную продукцию | ФБ | 78261,0 | 106343,8 | 139535,0 | 181918,4 | 250484,9 | 314011,7 |
субъектов РФ | |||||||
- автомобильный бензин | ФБ | -857,4 | 53,8 | 55617,5 | 53231,6 | 63166,3 | 63556,9 |
субъектов РФ | 111978,1 | 130482,7 | 129774,1 | 178210,1 | 168645,7 | 163432,0 | |
- дизельное топливо | ФБ | 26159,4 | 29024,9 | 48449,7 | 39062,3 | ||
субъектов РФ | 32322,0 | 34385,0 | 61038,6 | 97170,4 | 124585,1 | 101795,6 | |
- масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 677,5 | 616,9 | 862,1 | 879,9 | ||
субъектов РФ | 1294,5 | 1572,1 | 1580,8 | 2065,3 | 2216,9 | 2262,6 | |
- спирт этиловый из пищевого сырья | ФБ | 2245,9 | 2525,1 | 1599,9 | 479,6 | 316,4 | 532,8 |
субъектов РФ | 2148,9 | 2357,8 | 1534,9 | 289,2 | 65,6 | 180,9 | |
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % | ФБ | 7,2 | 1,5 | 4,8 | 63806,2 | 80000,0 | 85930,5 |
субъектов РФ | 60222,8 | 67347,2 | 73225,3 | 46049,2 | 59013,5 | 63302,1 | |
- то же, до 9 % | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 2665,7 | 3227,4 | 4296,8 | ||||
- автомобили легковые и мотоциклы | ФБ | 2116,6 | 5033,6 | 8300,6 | 12695,1 | 15264,2 | 16845,9 |
субъектов РФ | |||||||
- спиртосодержащую продукцию | ФБ | -62,1 | -59,3 | -111,9 | 93,3 | 82,2 | 9,4 |
субъектов РФ | -62,1 | -59,3 | -111,9 | 93,3 | 82,2 | 9,4 | |
- вина | ФБ | 4588,2 | 6175,0 | 7052,2 | 7469,4 | 7263,7 | 8617,4 |
субъектов РФ | |||||||
- пиво | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 30251,6 | 81978,4 | 93712,1 | 110430,2 | 126554,8 | 142426,7 | |
б) ввозимым в РФ, в том числе на: | ФБ | 19830,4 | 30053,4 | 46581,4 | 53388,2 | 63363,2 | 71551,0 |
- спиртосодержащую продукцию | ФБ | 443,6 | 358,8 | 442,3 | 533,7 | 734,5 | 862,7 |
- автомобили легковые, мотоциклы | ФБ | 7031,4 | 10093,1 | 17760,6 | 20265,0 | 18010,6 | 18817,2 |
- вина | ФБ | 1378,7 | 1797,4 | 2811,3 | 3064,6 | 3853,1 | 4254,6 |
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % | ФБ | 6700,9 | 9824,9 | 11633,4 | 17509,2 | 25042,5 | 24900,1 |
- то же до 9 % | ФБ | 123,1 | 200,8 | 256,1 | 186,2 | 210,8 | |
- табачную продукцию | 1538,8 | 1750,8 | 1399,0 | 1289,1 | 2415,9 | 4762,4 | |
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 594,2 | 814,4 | 1309,2 | 1910,9 | 2087,8 | 2085,3 |
- пиво | ФБ | 945,1 | 2622,6 | 3091,1 | 4156,4 | 4422,2 | 3902,8 |
- автомобильный бензин | ФБ | 802,6 | 1977,8 | 5629,7 | 2683,8 | 4944,8 | 10220,8 |
- дизельное топливо | ФБ | 271,8 | 612,6 | 1793,1 | 961,7 | 860,3 | 371,1 |
- спирт этиловый | ФБ | 455,6 | 827,7 | 991,5 | 1263,4 |
2015 | 2016 | 2017 | 2017 г. к 2013 г. (%) | Всего за 2003-2017 гг. | % | ||
По товарам, производимым в РФ | 1014397,2 | 1293878,1 | 1521269,9 | 4,4 р. | 9614046,8 | 94,2 | |
По товарам, ввозимым в РФ, поступающие в ФБ | 53974,7 | 62086,6 | 78235,3 | 17,7 раз | 587301 | 5,8 | |
Всего акцизов | 1068371,9 | 1355964,7 | 1599505,2 | 4,6 р. | 10201347,8 | 100,0 | |
Из акцизов по товарам, производимым в РФ, поступающие: | |||||||
- в федеральный бюджет | 527889,4 | 632156,3 | 909570,6 | 3,7 р. | 4595452,3 | 47,8 | |
- в бюджет субъектов РФ | 486507,8 | 661721,6 | 611699,3 | 6,4 р. | 5018594,1 | 52,2 | |
- доля акцизов, поступающих в ФБ, % | 52,0 | 48,8 | 59,8 | 47,8 | 100,0 | ||
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, в общей сумме акцизов, % | 94,9 | 95,4 | 95,1 | 94,2 | |||
Акциз по товарам: а) производимым в РФ, из них на: |
1014397,2 | 1293878,1 | 1521269,9 | 9614046,8 | 100,0 % | ||
- табачную продукцию | ФБ | 379105,9 | 466951,6 | 573253,5 | 36 р. | 2706564,6 | 28,1 |
субъектов РФ | |||||||
- автомобильный бензин | ФБ | 1974,9 | 119656,9 | 3,3 р. | 583966,6 | 6,1 | |
субъектов РФ | 187952,4 | 289078,1 | 192763,3 | 5,6 р. | 1816161,5 | 18,9 | |
- дизельное топливо | ФБ | 12252,8 | 84056,2 | 7,6 р. | 232996,5 | 2,4 | |
субъектов РФ | 102064,6 | 142369,9 | 135411,7 | 10 р. | 938494,9 | 9,8 | |
- масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 177,9 | 853,3 | 109,6 | 8675,4 | 0,1 | |
субъектов РФ | 2793,7 | 2173,1 | 1374,6 | 124,7 | 24167,8 | 0,2 | |
- спирт этиловый из | ФБ | 528,4 | 622,5 | 651,5 | 18,5 | 31675,3 | 0,3 |
пищевого сырья | субъектов РФ | 223,2 | 234,3 | 278,5 | 7,9 | 29004,6 | 0,3 |
- алкогольную продукцию | ФБ | 77010,6 | 98849,3 | 96491,2 | 4,2 р. | 334384,5 | 3,5 |
с объемной долей этилового спирта св. 9 % | субъектов РФ | 54199,7 | 69237,4 | 99601,6 | 4 р. | 910409,1 | 9,5 |
- то же до 9 % | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 2574,1 | 58181,9 | 0,6 | ||||
- автомобили легковые и | ФБ | 11314,5 | 9433,7 | 10218,1 | 36 р. | 83244,3 | 0,9 |
мотоциклы | субъектов РФ | ||||||
- спиртосодержащую | ФБ | 51,1 | 65,8 | 61,3 | 472,6 | - | |
продукцию | субъектов РФ | 51,1 | 65,8 | 61,3 | 472,6 | - | |
- вина | ФБ | 41192,9 | 0,4 | ||||
субъектов РФ | 8945,7 | 10221,3 | 15589,4 | 52657,3 | 0,5 | ||
- пива | ФБ | ||||||
субъектов РФ | 130226,9 | 148271,7 | 150158,5 | 1097194,8 | 10,2 | ||
б) ввозимым в РФ, в том числе на: | ФБ | 53974,7 | 62086,6 | 78235,3 | 17,7 раз (против 2006 г.) | 587301 | 100,0% |
- спиртосодержащую продукцию | ФБ | 738,6 | 641,9 | 701,0 | 3 р. | 6976,4 | 1,2 |
- автомобили легковые, мотоциклы | ФБ | 15343,4 | 18307,9 | 20509,6 | 4,6 р. | 192686,7 | 32,8 |
- вина | ФБ | 2758,9 | 2416,5 | 6211,0 | 3 р. | 35690,0 | 6,1 |
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % | ФБ | 17806,3 | 17097,0 | 24512,0 | 3,4 р. | 183850,2 | 31,3 |
- то же до 9 % | ФБ | 78,2 | 49,2 | 8,3 | - | 3670,9 | 0,6 |
-табачную продукцию | ФБ | 6979,1 | 16329,0 | 17540,2 | 38 р. | 57775,2 | 9,8 |
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей | ФБ | 1309,1 | 1219,9 | 1172,9 | 2,9 р. | 14661,0 | 2,5 |
- пиво | ФБ | 2264,9 | 2758,6 | 4256,7 | 10 р. | 30982,8 | 5,3 |
- автомобильный бензин | ФБ | 5400,3 | 1605,7 | 333,8 | 34469,9 | 5,9 | |
- дизельное топливо | ФБ | 264,2 | 526,8 | 5925,6 | 1,0 | ||
- этиловый спирт | ФБ | 1181,1 | 1441,3 | 1910,5 | 8071,1 | 1,4 |
Из данных таблицы 6 следуют следующие выводы. В 2017 году по сравнению с 2003 годом:
Изменение нормативов распределения акцизов по уровням бюджетной системы в пользу регионов обеспечило рост акцизов, поступающих в бюджеты субъектов РФ, в 6,4 раза (акцизы, поступающие в ФБ, за рассматриваемый период увеличились в 3,7 раза).
47,8 % всей суммы акцизов по товарам, производимым в РФ, поступает в федеральный бюджет, и 52,2 % - в бюджеты субъектов РФ. При этом доля акцизов по товарам, производимым в РФ, в общей сумме акцизов составляет 94,2 %.
Из товаров, производимых в РФ, наибольшая доля акцизов приходится на акциз на:
При росте акцизов по товарам, производимым в РФ, в целом в 4,4 раза, опережающими темпами росли акцизы на:
Величина акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в части, поступающей в ФБ, увеличилась в 4,2 раза, в части, поступающей в бюджет регионов, - в 4 раза.
Высокие ставки акцизов (ставка акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % за период с 2003 по 2017 год увеличилась более 6 раз) «влекут за собой массовое производство контрафактного алкоголя, это наносит колоссальный удар по здоровью населения и увеличивает расходы на здравоохранение» [9].
По данным статистки, максимальная доля легального рынка и максимальный объем поступления акцизов был в 2012 году (при ставке акциза в 300 рублей). В дальнейшем при увеличении ставок акцизов легальная продукция «фактически стала выталкиваться в нелегальную сферу, в дальнейшем стала также уменьшаться его собираемость» [4].
Так, «общий оборот, т. е. стоимость отгруженной алкогольной продукции, (с НДС и акцизом) составила: в 2013 году - 153 597 351,06 тыс. руб.; в 2014 году - 142 713 409,81 тыс. руб.; в 2015 г. - 114 940 400,54 тыс. руб.). Увеличение доходов бюджета и параллельное снижение товарооборота говорит о том, что увеличение налоговых ставок на алкогольную продукцию приводит к сокращению производителей из-за тяжелого налогового бремени и конкуренции [3].
Политика индексации ставок акцизов, превышающих размер инфляции, по акцизам не приводит к ожидаемым результатам, поэтому ставки акцизов на алкогольную продукцию Правительство РФ на 2015-2016 гг. решило заморозить на уровне 2014 года.
В период с 2007 года по 2014 год наблюдается повышение ставок акцизов на алкоголь и увеличение минимальной цены на водку. «Данный факт ставит перед производителями алкогольной продукции непростой выбор: необходимо как постоянно повышать производительность труда и снижать издержки, так и конкурировать с импортной продукцией и усилившимся нелегальным производством, в связи с постоянным повышением акцизов» [4].
В период с 2012 по 2015 годы наблюдалось существенное сокращение объемов легальной реализации всей алкогольной продукции, при том, по оценке независимых экспертов, объем потребления населением алкоголя практически не изменился. Переводу торговли из тени в легальное русло призвано способствовать снижение минимальной розничной цены на водку: с 1 февраля 2015 г. бутылку водки в 0,5 литра можно было купить за 185 руб. вместо 220 руб.
Таблица 7. Минимальные розничные цены на водку в РФ и ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % [4]
Дата | Цена за 0,5 л. в руб. | +/-, руб. | +/-, % | Ставка акциза, в руб. | +/-, руб. | +/-, % |
01.01.2010 | 89 | - | - | 210 - с 2010 г. | - | - |
01.01.2011 | 98 | +9 | +10,1 | 231 - с 2011 г. | +21 | +10,0 |
01.07.2012 | 125 | +27 | +27,6 | 300 - с 2012 г. | +69 | +29,9 |
08.01.2013 | 170 | +45 | +36,0 | 400 - с 2013 г. | +100 | +33,3 |
11.03.2014 | 199 | +29 | +17,0 | 500 - с 2014 г. | +100 | +25,0 |
01.08.2014 | 220 | +21 | +10,6 | 500 | - | - |
01.02.2015 | 185 | -35 | -15,9 | 500 - с 2015 г. | - | - |
13.06.2016 | 190 | +5 | +2 | 500 - с 2016 г. | - | - |
2017 год | 205 | +15 | +7,9 | 523 - с 2017 г. | +23 | +4,6 |
2018 год | 205 | - | - | 523 - с 2018 г. | - | - |
2019 год | 215 | +10 | +4,9 | 523 - с 2019 г. | - | - |
В целом за период с 2010 по 2019 год минимальная цена водки увеличилась с 89 руб. до 215 руб. или в 2,4 раза. Ставки акцизов за этот же период увеличились с 210 руб. за 1 л безводного этилового спирта до 523 руб., то есть в 2,5 раза. При этом на 2019 год установлена минимальная цена водки в размере 215 руб., что ниже цены, которая действовала с 01.08.2014 г. (220 руб. - максимальная цена за весь период).
«Снижение розничной цены на водку сразу замедлило спад продаж - темпы сокращения ее продаж уменьшились с 16 % в 2014 году до 6 % в 2015 году. В результате снижения цены определенная часть потребителей перестали покупать нелегальную продукцию, так как легальный алкоголь стал продаваться по более доступным ценам» [4].
Повышение акцизов повлияло и на состояние пивного рынка: ставки на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 % с 1,75 рубля в 2005 г. повысились до 21 руб. в 2017 г. (рост в 12 раз), св. 8,6 % - с 6, 28 руб. до 39 руб. (рост в 6,2 раза). Все это привело к тому, что «розничные цены на пиво значительно выросли, а его продажи сократились. Средняя цена на отечественное пиво за последние 5 лет возросла в 2 раза и остановилась на отметке 95 руб. за литр, а на импортное пиво возросла на четверть (212 руб.) [3]. Поступления акцизов по пиву за указанный период увеличились в 10,2 раза.
При общем росте акцизов по товарам, ввозимым в РФ, за период с 2006 по 2017 год, в 17,7 раз, увеличились акцизы на:
Из товаров, ввозимых в РФ, наибольшую долю имеют акцизы по автомобилям легковым, мотоциклам (32,8 %), алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (31,3 %), табачную продукцию (9,8 %), пиво (5,3 %).
В целях сопоставления акцизов по товарам отечественного производства и товарам, ввозимым в РФ, а также выявления происходящих тенденций составим таблицу, при этом: данные поступления акцизов в разрезе товаров, производимых в РФ, и товаров, ввозимых в РФ, за период с 2003 по 2017 год поделим на периоды с 2003 по 2014 годы и на период 2015-2017 годы.
Таблица 7.1. Поступления акцизов за период 2003-2017 гг., млн руб.
Показатели | Всего | % | В том числе |
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, % |
|||
по товарам, производимым в РФ | по товарам, ввозимым в РФ | ||||||
сумма | % | сумма | % | ||||
Всего акцизов | 10201347,8 | 100,0 | 9614046,8 | 100,0 | 587301 | 100,0 | 94,2 |
Табачная продукция | 2764339,8 | 27,1 | 2706564,6 | 28,2 | 57775,2 | 9,8 | 97,9 |
Авто мо бильный бензин | 2434598 | 23,9 | 2400128,1 | 25,0 | 34469,9 | 5,9 | 98,6 |
Дизельное топливо | 1177417 | 11,5 | 1171491,4 | 12,2 | 5925,6 | 1,0 | 99,5 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % | 1428643,8 | 14,0 | 1244793,6 | 12,9 | 183850,2 | 31,3 | 887,1 |
Пиво | 1128177,6 | 11,1 | 1097194,8 | 11,4 | 30982,8 | 5,4 | 97,3 |
Легковой автомобиль | 275931 | 2,7 | 83244,3 | 0,9 | 192686,7 | 32,8 | 30,2 |
Таблица 7.2. Поступления акцизов за период 2003-2014 гг., млн руб.
Показатели | Всего | % | В том числе |
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, % |
|||
по товарам, производимым в РФ | по товарам, ввозимым в РФ | ||||||
сумма | % | сумма | % | ||||
Всего акцизов | 6177506 | 100,0 | 5784501,6 | 100,0 | 393004,4 | 100,0 | 93,6 |
Табачная продукция | 1304180,5 | 21,1 | 1287253,6 | 22,2 | 16926,9 | 4,9 | 98,7 |
Автомобильный бензин | 1635832,6 | 26,5 | 1608702,5 | 27,8 | 27130,1 | 6,9 | 98,3 |
Дизельное топливо | 700470,8 | 11,3 | 695336,2 | 12,0 | 5134,6 | 1,3 | 99,3 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % | 873838,7 | 14,1 | 749403,8 | 13,0 | 124434,9 | 31,7 | 85,8 |
Пиво | 1084141,0 | 17,5 | 1062438,4 | 18,4 | 21702,6 | 5,5 | 97,9 |
Легковой автомобиль | 190803,8 | 3,1 | 52278,0 | 0,9 | 138525,8 | 35,2 | 27,4 |
Таблица 7.3. Поступления акцизов за период 2015-2017 гг., млн руб.
Всего | % | По товарам, производимым в РФ | % | По товарам, ввозимым в РФ | % |
Доля акцизов по товарам, производимым в РФ, % |
|
Всего акцизов | 4023841,8 | 100,0 | 3829545,2 | 100,0 | 194296,6 | 100,0 | 95,2 |
Табачная продукция | 1460159,3 | 36,3 | 1419311,0 | 37,1 | 40848,3 | 21,0 | 97,2 |
Автомобильный бензин | 798765,4 | 19,8 | 791425,6 | 20,7 | 7339,8 | 3,8 | 99,1 |
Дизельное топливо | 476946,2 | 11,9 | 476155,2 | 12,4 | 791,0 | 0,4 | 99,8 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 % | 554805,1 | 13,8 | 495389,8 | 12,9 | 59415,3 | 30,6 | 89,3 |
Пиво | 44036,6 | 1,1 | 34756,4 | 0,9 | 9280,2 | 4,8 | 78,9 |
Легковой автомобиль | 85127,2 | 2,1 | 30966,3 | 0,8 | 54160,9 | 27,9 | 38,0 |
При рассмотрении приведенных в таблицах 7.1, 7.2 и 7.3 данных условно примем данные за 2015-2017 годы как наметившиеся тенденции. Из приведенных данных сделаем следующие выводы.
В 2015-2017 годах по сравнению с 2003-2014 гг. значительных изменений в доле акцизов по товарам, производимым в РФ, в общей сумме акцизов не происходит (93,6 и 95,2 %).
При рассмотрении тенденций изменения доли акцизов по отдельным видам подакцизных товаров (продукции), производимой в РФ, в общей сумме акцизов, наблюдается следующее:
Величина акциза по легковым автомобилям, ввозимым в РФ, имеет тенденцию к снижению (за 2003-2017 г. - 32,8 %, за 2003-2014 г. - 35,2 %, 2015-2017 г. - 27,9 %).
В 2015-2017 гг. доля акцизов по табачной продукции, производимой в РФ, составляет 37,1 % (за 2003-2017 г. - 28,2 %, за 2003-1014 г. - 22,2 %), доля акциза по табачной продукции, ввозимой в РФ, также увеличивается (с 4,9 % до 21,0 %). Акциз по пиву имеет тенденцию к уменьшению (18,4 % в период за 2003-2014 г., в 2015-2017 г. - 0,9 %).
По акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта св. 9 % как по производимой в РФ, так и по ввозимой в РФ, существенных изменений за рассматриваемы периоды не имеется.
Литература
1. Долинин Н.Е., Хаметова А.Р. Акцизы: проблемы и перспективы // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». - 2017. - №11. - С. 44-48.
2. Зотиков Н.З. Косвенные налоги в налоговой системе России // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/55ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформирования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/84EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Зотиков Н.З., Львова М.В. Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней // OeconomiaetJus. - 2018. - № 4. - С. 715.
5. Огородникова Е.П. Акцизы и их влияние на рост цен / Журнал «Аграрный вестник Верхневолжья. - 2017. - №3. - С. 81-84.
6. Прокофьева Е.Н., Шадурская М.М., Привалова С.Г. Акцизное налогообложение: эволюция и перспективы развития / Научно-аналитический журнал «Управленец». - 2017. - №2(66). - С. 72-77.
7. Саломатин В.А., Романова Н.К. Табачный рынок России: состояние и тенденции // Вестник современных исследований. 2018. № 1-1. С. 105-108.
8. Саломатин В.А., Романова Н.К., Шураева Г.П. Налоговая политика в области акцизов на табачную продукцию в России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №3(69). - С. 153-156.
9. Шевляков В.С., Хаметова А.Р. Проблемы акцизного налогообложения в РФ / Научный электронный журнал «Матрица научного познания». - 2017. - №12. - С. 92-95.
10. Широкова Н.Е. Некоторые аспекты акцизного налогообложения в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-aktsiznogo-nalogooblozheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.01.2019).