Лашкина И.А.
студент магистратуры,
кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации, г. Тула
Наука, образование и культура
№11 (14) 2016
Аннотация: в статье рассматривается необходимость формирования управленческой отчетности. Использование управленческой отчетности должно давать возможность менеджменту организации проводить на ее основе анализ и обоснование широкого спектра управленческих решений.
В коммерческих организациях сегодня имеется большое количество работников экономических служб, довольно инертных, имеющих образование, которое базируется на старых традициях и не использует лучших мировых практик. В этой связи необходимо изменение менталитета не только работников экономических служб, но и руководства, которое должно требовать от бухгалтеров и экономистов составления такой отчетности, которая была бы для них инструментом в управлении компанией. Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, тем в большей степени он нуждается в информации обратной связи через систему внутренней управленческой отчетности. При этом, чем выше уровень менеджмента, тем реже представление отчетности и меньше детализация и наоборот.
Необходимость формирования управленческой отчетности, исключающей дублирование одних и тех же показателей, требует их четкой классификации. Н. Адамов, Г. Адамова делят управленческую отчетность в соответствии с рис. 1.
Н.А. Бреславцева, О.Ф. Сверчкова предлагают выделять группу обязательных отчетов, предусмотренных системой управленческого документооборота предприятия, а также дополнительных - составляются в зависимости от потребности управления; и оперативных отчетов, представляющих собой совокупность данных в определенном разрезе; и агрегированных отчетов - это фактическое значение показателей, сформированных из оперативных отчетов; сравнительные отчеты - это сопоставление показателей (фактических и плановых, фактических и базовых, фактических и аналогичных по отрасли) [2].
В. Ф. Палий осуществляет классификацию по четырем группам отчетности согласно рис. 2.
И. В. Алексеева, И. Н. Богатая делят управленческую отчетность в соответствии с рис. 3.
В связи с тем, что высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией, в управленческих отчетах, адресованных ему, должны найти отражение следующие данные:
Управленческая отчетность должна давать возможность менеджменту организации проводить на ее основе анализ и обоснование широкого спектра управленческих решений. Критерии оценки управленческой отчетности коммерческой организации в широком ее понимании представлены на рис. 4.
Позиционирование на рынке представлено в первую очередь макроэкономическими факторами, влияющими на рынок и бизнес компании, а также законодательная среда рынков, на которых действует компания. Данный критерий включает в себя еще и описание конкурентной среды и рыночная доля компании и перспективы роста рынка в целом и изменения конкурентной среды.
Стратегия бизнеса содержит в себе миссию и конкретные формулировки основных положений стратегии развития применительно к особенностям бизнеса компании, цели и задачи компании за отчетный период и достигнутые результаты, стратегические приоритеты на следующий год и на 3 - 5 лет вперед. Стратегия бизнеса включает в себя и корпоративное управление компанией, и её организационную структуру, а также основные принципы управления бизнесом и основные бизнес-единицы.
Деятельность по созданию стоимости представляет собой производственную деятельность и результаты работы по сегментам бизнеса, реализацию инвестиционных проектов и перспективы их продвижения в следующем году и на 3 - 5 лет вперед; инновации и их внедрение; риск-менеджмент, система управления рисками и результаты ее действия. Данный критерий также подразумевает описание и анализ финансово-экономического положения компании, а также рынка ценных бумаг компании.
Устойчивое развитие компании обеспечивает
Формальной информацией являются обзоры важнейших решений, принятых на собраниях акционеров, совета директоров и комитетов; перечень/характеристика крупных сделок и сделок с интересом; сведения о соблюдении компанией кодекса корпоративного поведения; бухгалтерская отчетность по РСБУ, а также по МСФО или GAAP и аудиторские заключения к ней.
Содержание управленческой отчетности зависит от многих факторов: от масштабов организации, потребностей внутренних и внешних пользователей, видов деятельности, организационной структуры, структуры учетно-аналитической системы, а самое главное, от наличия тех видов отчетности, которые коммерческая организация составляет в соответствии с законодательством (бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговой отчетности) и внутренними потребностями (текущей, оперативной). Управленческая отчетность аккумулирует в себе информацию всех видов отчетности, составляемых в коммерческой организации, то есть это синтез внутренних и внешних отчетов, финансовой и нефинансовой информации.
В целях развития современной парадигмы управленческой отчетности предложено использовать следующие базовые требования:
Управленческая отчетность, сформированная на базе новой парадигмы, позволяет идентифицировать стратегические и текущие проблемы, оценить результативность деятельности организации и процесс создания ценности, а также взаимоувязать информацию о реализации важнейших функций управления (учета, планирования, регулирования, контроля, мотивация, анализа) и оценить вклад хозяйствующего субъекта в развитие природного, человеческого и социального капитала.
Литература
1. Адамов Н., Адамова Г. Внутренняя управленческая отчетность: принципы, виды и методы составления // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014. № 29. С. 57-62.
2. Бреславцева Н.А., Сверчкова О.Ф. Управленческая отчетность: классификация, идентификация и императивы // Управленческий учет, 2015. № 2.С. 10 - 13.
3. Палий В.Ф. Организация управленческого учета // Финансовый вестник, 2014. № 10. С. 19-21.