Инструменты управления свободным денежным потоком

Соколов М.С.
магистр, кафедра финансов и кредита,
Институт экономики и предпринимательства
Национальный исследовательский Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород
Научный журнал
№6 (29) 2018

Аннотация: цель статьи заключалась в исследовании инструментов управления свободным денежным потоком [2]. Было рассмотрено определение свободного денежного потока, обобщены направления оптимизации дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и складской логистики.

Свободный денежный поток (Free Cash Flow - FCF) - показатель МСФО, разница между поступлением денег от продажи товаров и услуг и расходованием денег, связанных с обеспечением процесса производства и реализации этих товаров и услуг, выплатой налогов и инвестициями. FCF - это средства, потенциально доступные для выплаты инвесторам (собственникам и кредиторам компании). Соответственно, FCF со знаком «минус» — это средства, которые инвесторам необходимо вложить в компанию.

Для компаний, размещающих свои акции на бирже, показатель свободного денежного потока может характеризовать потенциальную стоимость компании для инвесторов и кредиторов.

Обычно для расчёта применяется следующая формула

FCF = денежный поток от операционной деятельности - чистые капитальные затраты.

Поскольку в обычной формуле расчета FCF применяется показатель денежного потока от операционной деятельности, то кроме управления показателем OIBDA (прибыль до вычета амортизации и уплаты налогов) перед Финансовым директором стоит задача управления следующими показателями:

  • дебиторская задолженность;
  • кредиторская задолженность;
  • уровень запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах (складская логистика);
  • капитальные затраты на приобретение или создание основных средств (САРЕХ).

В целом Финансовому директору выгодно минимизировать сроки возврата дебиторской задолженности, максимизировать сроки оплаты кредиторской задолженности и минимизировать уровень запасов ТМЦ на складах.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся компании от юридических или физических лиц по результатам хозяйственных отношений между ними.

По срокам уплаты дебиторскую задолженность можно разделить на срочную, отсрочка оплаты по которой согласована сторонами в рамках заключенных договоров и иных хозяйственных документов, и просроченную, сроки погашения которой превысили согласованные сторонами в рамках заключенных договоров и иных хозяйственных документов.

В целом управление размером и сроками погашения дебиторской задолженности можно разделить на три направления:

  • Во-первых, баланс использования кредитного и авансового методов расчета с покупателями и заказчиками. В этом случае компания может заинтересовать покупателей и заказчиков использовать авансовый метод оплаты потребляемых услуг путём предоставления бонусов и скидок. При этом Финансовым директором должен быть разработан механизм и стандартизирован порядок расчёта таких бонусов и скидок с учётом периода досрочной оплаты (например, с применением показателя WACC).
  • Во-вторых, минимизация рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности, если условия оплаты по договору предусматривают отсрочку платежа для покупателя. В этом случае компания может использовать такие инструменты, как скоринговые модели оценки платёжеспособности покупателей и заказчиков, залоги и страховки, банковские гарантии.
  • В-третьих, работа с просроченной дебиторской задолженностью в случае возникновения последней. При этом Финансовый директор компании может как продать/переуступить возникшую просроченную дебиторскую задолженность путём заключения договора цессии либо договора переуступки прав требования, так и истребовать задолженность в судебном порядке.

Выбор конечного набора используемых инструментов при этом определяется, исходя из баланса затрат на применение инструмента и достигаемого эффекта от применения инструмента. Так, с учётом развития цифровой экономики, крупные компании, занимающиеся предоставлением услуг населению, с целью снижения удельных затрат на взыскание просроченной дебиторской задолженности используют в своей практике электронные архивы договоров с абонентами, операционные центры обслуживания (по унифицированным операциям), а также «роботов» по подготовке комплектов документов на судебное взыскание. В ближайшем будущем должно быть налажено электронное взаимодействие с судами и судебными приставами посредством электронного документооборота (ЭДО) [3] с применением только лишь квалифицированной электронной подписи (КЭП) [4].

Кредиторская задолженность - это денежные средства, которые компания должна уплатить юридическим или физическим лицам за оказанные услуги.

Как уже сказано выше, Финансовый директор заинтересован в увеличении сроков оплаты кредиторской задолженности. В целом управление размером и сроками погашения кредиторской задолженности также можно разделить на три направления.

  • Во-первых, унификация (типизация) оплаты полученных товаров, работ и услуг. Это решение относится скорее к инструментам внутренних ограничений и характерно для крупных компаний, в которых полномочия по заключению расходных договоров имеет сразу целый ряд структурных подразделений.
  • Во-вторых, формирование платежного календаря с контролем сроков оплаты кредиторской задолженности в сроки, соответствующие заключенным расходным договорам. Это решение относится скорее к внутреннему процессу компании в части полномочий казначейства.
  • В-третьих, проведение факторинговых сделок, направленных на дополнительное увеличение сроков оплаты кредиторской задолженности (15-20% относительно оговоренного в договоре срока). При этом факторинг [5] - это целый комплекс финансовых услуг, предназначенный для компаний, ведущих свою торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В операциях факторинга классически выступает три стороны: фактор (в лице банка или факторинговой компании), поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Факторинг подразумевает под собой ряд ограничений, в силу чего не может быть применён для всего объёма кредиторской задолженности.

Складская логистика [6] - это область деятельности, которая направлена на преобразование материальных потоков и обеспечение ритмичной и бесперебойной деятельности компании. Обеспечение этой деятельности также можно разделить на три направления.

  • Во-первых, формализация нормативных требований к уровню запасов ТМЦ и правилам формирования заказов на поставку ТМЦ в виде Приказа по целевой оборачиваемости разных групп ТМЦ, Приказа по размеру аварийного запаса ТМЦ (применяется скорее в Компаниях, оказывающих услуги населению, и обладающих развитой инфраструктурой), а также Рекомендаций по бюджетному контролю в процессе формирования заказов на поставку ТМЦ.
  • Во-вторых, выстраивание процесса складской логистики в виде разработки и внедрения целевой логистической модели центральных и распределительных складов, внедрения специализированного программного обеспечения, подготовки квалифицированного персонала.
  • В-третьих, применение, альтернативных форм поставки ТМЦ, не оказывающих влияния на управленческую отчётность. Одним из таких инструментов может рассматриваться консигнация. Консигнация - это форма комиссионной продажи товаров, при которой его владелец (консигнант) передаёт товар на склад консигнатору. При этом товар остаётся собственностью консигнанта до момента реализации. Другими словами договор консигнации несёт в себе смешанные черты договоров поставки, комиссии, хранения, а также агентского и дистрибьюторского.

С учётом вышесказанного можно утверждать, что качественное управление свободным денежным потоком компании требует от Финансового директора комплексного подхода, включающего в себя разные инструменты и методы. Перечень применяемых инструментов и их сложность может варьироваться, и определяется с учётом специфики деятельности отдельно взятой компании, а также баланса стоимости применяемого инструмента и достигаемого эффекта.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ.

2. Официальный сайт dic.academic. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economic_mathematics.academic.ru/4021/ (дата обращения 25.05.2018).

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» от 13.07.2015 №263-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ.

5. Официальный сайт wikipedia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Факторинг/ (дата обращения 25.05.2018).

6. Официальный сайт studopedia.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/9_76135_sushchnost-skladskoy-logistiki.html/ (дата обращения 25.05.2018).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ