Д.В. Луговский
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета,
аудита и автоматизированной обработки данных
Кубанского государственного университета,
г. Краснодар.
Р.А. Тхагапсо
Кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой учета и финансирования
Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп.
А.А. Шульга
Студент направления «Экономика» кафедры бухгалтерского учета,
аудита и автоматизированной обработки данных
Кубанского государственного университета,
г. Краснодар.
Вестник Адыгейского государственного университета.
Серия 5: Экономика
№2 (160) 2015
Аннотация. В настоящее время на страницах профессиональных изданий преобладает мнение о недопустимости создания резерва на ремонт основных средств. Эта позиция небезосновательна и базируется на изменениях, внесенных в нормативные акты по бухгалтерскому учету в связи с принятием новой редакции ПБУ 8/10. Однако существуют обстоятельства, позволяющие обосновать необходимость формирования ремонтного фонда. В статье представлена аргументация в обоснование возможности создания резерва, основанная на анализе норм ПБУ 8/10 и МСФО 37 и принципах бухгалтерского учета.
Резерв на ремонт основных средств просуществовал в отечественном учете на протяжении многих десятилетий. В соответствии с Планом счетов 1959 г. сумма резерва на покрытие расходов по ремонту формировалась на счете 88 «Резервы предстоящих платежей», который в Плане счетов 1985 г. сменил счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей», сохранившийся в Плане счетов 1991 г. и трансформировавшийся в ныне действующем Плане счетов 2000 г. в счет 96 «Резервы предстоящих расходов», который с учетом изменений в нормативных документах по бухгалтерскому учету еще в 2010 г. надлежало переименовать в «Оценочные обязательства».
Резерв на ремонт основных средств формировался наряду с такими и поныне существующими резервами, как резерв на оплату отпусков, резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет и др. Причем, что интересно, в Плане счетов 1985 г. он представлял собой не один, а несколько самостоятельных резервов:
В плане счетов 1991 г. данный резерв был укрупнен в «Резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств», а в 2000 г. получил свое современное название «Резерв на ремонт основных средств» [1].
Расходами на ремонт средств труда признаются затраты на их восстановление. Ремонт рекомендуют производить в соответствии с планом и графиком ремонтных работ, который самостоятельно разрабатывается экономическим субъектом с учетом технических характеристик, условий эксплуатации и других показателей. В нем указывают объекты, подлежащие ремонту, а также сметную величину затрат.
К работам по проведению текущего ремонта относятся действия по своевременному предохранению зданий, сооружений, машин, оборудования и иных объектов от преждевременного износа, направленные на поддержание их в рабочем состоянии. Капитальный ремонт предполагает замену всех изношенных деталей, конструкций, механизмов и имеет своей целью приблизить техническое состояние отремонтированного объекта основных средств к первоначальному. Затраты, связанные с ремонтом основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах, таких, как накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. №ОС-2), счета на оплату, различные накладные, лимитно-заборные карты, наряды на выполнение ремонтных работ, табели учета использования рабочего времени и др. Вопрос оформления затрат на ремонт связан с различными видами документов, подтверждающих обоснованность проведения ремонтных работ. В качестве таких документов могут выступать: приказ руководителя организации либо ее структурного подразделения на проведение ремонта, дефектная ведомость [2, с. 26].
Для приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств используется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. №ОС-3).Информация о проведенном ремонте заносится в инвентарную карточку (ф. №ОС-6).
В дефектной ведомости содержится информация об обосновании необходимости проведения ремонта. В ней указывается наименование и инвентарный номер основного средства, объем работ, необходимых для приведения его в состояние, отвечающее требованиям безопасности, энергоэффективности, бесперебойности и рациональности использования.
Если ремонт выполнен хозяйственным способом, то документами, подтверждающими необходимость проведения ремонтных работ, служат смета затрат на ремонт, план и график проведения работ. При подрядном способе основанием для признания затрат служат акты выполненных работ, счета и другие документы.
Таким образом, в ответственном учете сформировалась стройная система учета резерва на ремонт основных средств, научно обоснованная и подкрепленная соответствующими нормативными актами. Вследствие этого возникает резонный вопрос о том, какую цель преследовали изменения в учете резервов.
Безусловно, она связана с адаптацией российской учетной практики к требованиям международных стандартов. В отечественном учете создание резервов предстоящих расходов всегда было направлено на формирование достоверной информации о расходах организации, о ее себестоимости, что нашло непосредственное отражение в наименовании данной группы резервов
Последние корректируют обязательства организации на величину долгов, которые юридически возникнут у организации в будущих периодах (резервы предстоящих расходов на ремонт основных средств, оплату отпусков и т.п.) [3, с. 25].
В обоих случаях речь об одной и той же бухгалтерской записи - по дебету счета затрат и кредиту счета резерва (обязательств), с акцентом в первом случае на дебет, а во втором - не кредит. Однако терминологические различия до сих пор полностью не устранены. Использование для одного и того же объекта учета разных названий - «оценочные обязательства» и «резервы предстоящих расходов» - усложняет восприятие и без того условной учетной категории [4, с. 12].
К терминологической добавилась еще одна проблема. С 2010 г. официальный взгляд на резервирование средств на ремонт основных средств сменился на диаметрально противоположный. Вслед за Минфином РФ свою позицию изменили и авторы многочисленных научных и практических публикаций, причем зачастую без должной аргументации, восприняв как данность.
Действительно, пример, содержащийся в приложении к ПБУ 8/10 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», свидетельствует о недопустимости создания резерва на ремонт основных средств [5]. Кроме того, признаны утратившими силу положения отдельных нормативных актов, предоставлявших организациям право создания указанного резерва. К таковым относится п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, согласно которому организациям предоставлялось право создавать резерв на предстоящий ремонт основных средств, преследуя цель равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства. Такясе утратил силу п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, согласно которому организация могла бы создавать резерв расходов на ремонт основных средств.
Наиболее распространенный и цитируемый аргумент в обоснование отказа от создания резерва на ремонт основных средств (признания оценочного обязательства) содержится в упомянутом примере в составе приложений к ПБУ 8/10: «Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать» [5].
В связи с этим напрашивается вопрос о ясности изложения и недвусмысленности текста нормативного документа, если его правильное толкование без включения в него примеров становится затруднительным или же вовсе невозможным.
К сожалению, эта фраза не проясняет ровным счетом ничего, она сама требует дополнительных пояснений. Она не поясняет самого главного: почему в одних случаях у организации возникает, а в других не возникает такая обязанность. Какие условия или признаки должны свидетельствовать об этом? Есть лишь условие задачи и «правильный» ответ, но нет решения.
Есть, конечно, общий принцип решения, содержащийся в определении оценочного обязательства. И этот принцип, по нашему мнению, как минимум свидетельствует о том, что принятие решения о признании оценочного обязательства в связи с ремонтом основных средств неоднозначно и зависит от многих обстоятельств.
И если аргументы «против» резерва ограничиваются вышеупомянутыми, то аргументов «за» гораздо больше, как по количеству, так и по сути. Остановимся на них подробнее.
Первое. Признание оценочного обязательства в связи с ремонтом основных средств соответствует критериям, установленным ПБУ 8/10 и МСФО 37. Необходимость признания оценочного обязательства в отношении предстоящего ремонта основных средств вытекает из самого определения оценочного обязательства, из его сути. П. 14 МСФО 37 содержат три критерия признания оценочного обязательства:
В п. 20 МСФО (IAS) 37 уточняется, что обязательство подразумевает существование другой стороны, перед которой это оно имеет место [7, с. 76]. Ему вторит п. 4 ПБУ 8/10:
Как видно, по мнению авторов пояснений к данному нормативному документу, в отношении резерва на ремонт основных средств не выполняется лишь первое условие.
Что касается связанного с ремонтом уменьшения экономических выгод (второе условие), то оно, очевидно, не требует дополнительных доказательств и не оспаривается. Действительно, любой ремонт, независимо от способа его осуществления, требует затрат. Уменьшение экономических выгод связано с выбытием или погашением стоимости активов (запасных частей, топлива, инструмента и т.д.) и возникновением обязательств (перед персоналом, органами социального страхования, поставщиками, подрядчиками и т.д.), погашение которых требует выбытия активов.
Оценка затрат на ремонт (третье условие) также не вызывает затруднений. Планирование ремонтных работ и составление смет - широко распространенная практика. Безусловно, при этом могут возникнуть некоторые трудности с точностью такой оценки. Но они не больше, чем в отношении остальных резервов. Кроме того, определенную помощь может оказать использование методики формирования резерва на ремонт основных средств для целей налогообложения, основанной на расчете средних фактических затрат на ремонт за предшествующие три года.
Таким образом, для создания резерва требуется констатировать обязанность организации произвести ремонт основных средств. Напомним, что на эту обязанность налагаются два дополнительных условия: а) она возникает из прошлых событий хозяйственной жизни и б) ее исполнения невозможно избежать.
Важно заметить, что согласно ПБУ 8/10 организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует [5]. Иными словами, для признания оценочного обязательства не требуется стопроцентная уверенность, а достаточно вероятности, превышающей 50%, причем оценка этой вероятности находится в компетенции экономического субъекта.
Также необходимо обратить внимание, на тот факт, что как само обязательство, так и обусловившая его возникновение обязанность (обязывающее событие), с точки зрения МСФО, может быть как юридическим (проистекающим из договора, закона или иных правовых норм, например, деликта), так и конклюдентным, т.е. обусловленным сложившейся практикой [8, с. 111].
Хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность, и все осуществляемые ими хозяйственные операции прямо или косвенно направлены на достижение уставных целей и задач. И если организация считает необходимым проводить ремонт основных средств и нести соответствующие затраты, то у нее есть на это полное право. А систематический характер ремонтных работ позволяет говорить о сложившейся практике, не говоря о случаях, когда обязанность ремонта вытекает из требований действующего законодательства.
Применительно к ремонту основных средств обязанность организации заключается в необходимости обеспечения непрерывного производственного процесса, сокращения простоев, снижения рисков, связанных с внеплановыми остановками производственной и торговой деятельности, которые могут привести к невыполнению договорных обязательств перед покупателями и заказчиками, оплатой простоев персоналу, росту удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости продукции. Кроме того, возможны и более серьезные последствия, связанные с несоблюдением установленных правил эксплуатации транспортных средств, оборудования, машин и механизмов.
В связи с этим следует признать у организации наличие обязанности поддержания основных средств в исправном состоянии, во многих случаях обусловленное требованиями действующего законодательства, и практически во всех случаях вытекающей из сложившейся практики, которая, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению оценочного обязательства, равного затратам на осуществление ремонтных работ.
Второе. Ремонт основных средств - объективная необходимость, неизбежность осуществления которой подтверждает практика. Потребность в проведении ремонтных работ продиктована необходимостью эффективно и рационально эксплуатировать основные средства организации. Ремонт - наиболее распространенный и доступный по объему затрат способ восстановления средств производства. Этот процесс в прямом смысле этого слова неизбежен, поскольку при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ все организации задействуют средства производства, которые участвуют в нем и переносят свою стоимость на производимую продукцию постепенно. Следовательно, без них невозможен сам процесс хозяйствования, создания прибыли, который неосуществим без поддержания основных средств в рабочем состоянии.
Трудно найти промышленное предприятие, которое на систематической основе не осуществляет ремонт, техническое обслуживание и профилактику производственного оборудования, не следит за состоянием и эффективностью его использования. Зачастую выполнение этих задач возлагается на специально созданное подразделение (например, ремонтный цех). Сезонность сельскохозяйственного производства также предполагает осмотр и ремонт техники в период, когда она не задействована в полевых работах. От технического состояния основных средств и транспортных организаций напрямую зависит жизнь и здоровье пассажиров. То же самое можно сказать и о необходимости обеспечения безопасных условий труда работников строительных организаций. Деятельность предприятий торговли и сферы услуг также должна отвечать требованиям безопасности, эффективности и рациональности [8, с. 127].
Третье. Выполнение ремонтных работ связано с реализацией одного из фундаментальных принципов бухгалтерского учета - принципа непрерывности деятельности. Создание ремонтного фонда есть прямое следствие принятия допущения непрерывности деятельности, которое предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения объемов производства, поэтому, если организация в обозримом будущем хочет обеспечить себя гарантиями продолжения своей финансово-хозяйственной деятельности, то ей просто необходимы источники покрытия расходов и потерь.
Четвертое. Необходимость ремонта основных средств во многих случаях обусловлена требованиями действующего законодательства. Весомым аргументом служит наличие отраслевого законодательства некоторых областей экономики, обязывающего поддерживать оборудование в рабочем состоянии. Примером может послужить обязанность организаций поддерживать в исправном рабочем состоянии противопожарные системы и установки. Нарушение этих норм может привести к возникновению административной ответственности (п. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [9], причем ответственность несут собственники имущества или лица, уполномоченные владеть, пользоваться, распоряжаться им (ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности») [10].
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязует арендатора содержать переданное ему имущество в рабочем состоянии путем проведения за свой счет текущего ремонта и осуществлять расходы на содержание имущества. Обязанность арендатора проводить данный вид ремонта, поддерживать основные средства в состоянии, пригодном к эксплуатации, и нести расходы, связанные с этим, может быть уточнена другими нормативными актами или же самим договором. Следует обратить внимание на то, что законодательно установлена ответственность арендатора за невыполнение такой обязанности, выражающаяся в возмещении понесенных арендодателем убытков. При этом арендодатель вправе расторгнуть договор по правилам п. 1 и 2 ст. 619 Гражданского кодекса РФ [11].
Необходимо подчеркнуть, что всегда для государства прерогативой являлась и будет являться жизнь и здоровье человека, а техническое состояние оборудования и транспортных средств могут напрямую на них повлиять. Содержать транспорт в исправном состоянии важно не только в интересах владельца, но и всего общества. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» обязует поддерживать в технически исправном состоянии транспортные средства, участвующие в дорожном движении. Данная обязанность возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства [12]. Так, например, в соответствии с предписаниями
Минтранса РФ, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя (п. 27). Кроме того, перевозка пассажиров и грузов на участках маршрута с особыми условиями движения допускается при условии соответствия параметров ремонта требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и законодательства РФ о безопасности дорожного движения (п. 84) [13].
Требования к безопасности различных видов хозяйственной деятельности содержат как действующие, так и разрабатываемые законодательные и нормативные акты. Статья 2 Градостроительного кодекса РФ в числе основных принципов осуществления строительной деятельности упоминает безопасность [143]. Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя обеспечить безопасные условия труда, на это же направлены различные строительные нормы и правила и т.д.
Пятое. ПБУ и МСФО не содержат прямого запрета на создание резерва на ремонт основных средств. Запрет на сознание ремонтного фонда, как уже упоминалось, содержится только в примере, приведенном в приложении к ПБУ 8/10 [5]. Сам же текст данного нормативного акта, как и других, среди которых Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ [15], ПБУ 6/01 [16], Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [17] и др., просто не содержит упоминания о резерве на ремонт основных средств. Оно сохранилось лишь в Инструкции по применению Плана счетов [1], что, однако, следует расценивать не как сознательное действие, а как недоработку.
В то же время в целях формирования полной и достоверной информации о финансовом положении экономического субъекта целесообразно воспользоваться возможностью, предоставленной п. 7 ПБУ 1/08, и создать данный резерв в случае, если выполняются критерии признания оценочного обязательства [18].
Шестое. Резерв на ремонт основных средств допускается формировать в налоговом учете. Сразу же оговоримся, что это косвенный аргумент и сам по себе он ничего не доказывает. Однако при детальном рассмотрении задач и особенностей его формирования можно сделать определенные выводы.
Статья 260 Налогового кодекса РФ допускает два варианта признания затрат на проведение ремонтных работ:
Цель создания резерва в налоговом учете - равномерное (упреждающее) признание расходов на проведение ремонта в течение длительного периода.
Следует помнить, что порядок создания резерва предстоящих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения. Расходами в целях налогообложения на протяжении всего налогового периода будут признаваться отчисления в резерв. Фактически произведенные затраты при исчислении налога на прибыль не будут приниматься в расчет в течение данного периода.
Порядок создания резерва предусматривает ряд обязательных процедур, одной из которых служит расчет суммы резерва (таблица 1).
Таблица 1. Методика расчета отчислений в резерв
Наименование расчетных величин | Способ расчета |
Стоимость основных средств | Первоначальная стоимость амортизируемых средств на дату создания резерва |
Предельная сумма отчислений |
Плановая сумма затрат на проведение ремонтных работ в текущем периоде. Определяется как меньшая из величин:
а) затрат исходя из сметы на ремонт; б) усредненной суммы фактически осуществленных затрат за три предшествующих года |
Величинаотчислений в резерв |
Предельная сумма отчислений умножается на:
а) 1/12, если отчетный период равен месяцу; б) 1/4, если отчетный период равен кварталу |
Отчисления в резерв в соответствии с нормами налогового законодательства включаются в состав прочих расходов, при этом они считаются связанными с основной деятельностью организации. Организация по окончании налогового периода обязана провести инвентаризацию резерва путем сравнения суммы начисленного резерва и фактических затрат на проведение ремонта основных средств. В случае превышения фактических расходов на ремонт над суммой созданного резерва разница списывается на прочие расходы, а в обратном случае включается в прочие доходы [20, с. 55].
Налоговый учет, как известно, характеризуется гораздо более жесткими требованиями в признании расходов, нежели бухгалтерский. И, тем не менее, его нормы допускают создание ряда резервов, среди которых и резерв на ремонт основных средств.
Заметим, что создание резерва в учете признается расходом и в конечном итоге уменьшает финансовый результат [21, с. 45].
Иными словами, налоговое законодательство признает обоснованность и неизбежность затрат, связанных с предстоящим ремонтом основных средств. Однако такое признание в силу принципа двойственности означает признание в тождественной сумме и обязательств по такому ремонту, пусть и лежащих за рамками системы налогового учета.
Таким образом, несмотря на наличие большого числа обстоятельств, свидетельствующих о необходимости создания резерва на ремонт основных средств, данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае путем всесторонней проверки соблюдения установленных критериев признания на основе профессионального суждения, с учетом специфики хозяйственной деятельности и требований иных применимых нормативных актов.
Примечания:
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению: приказ Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н: [в ред. от 08.11.10 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
2. Антаненкова Е.И. Ремонт собственных основных средств: бухгалтерский и налоговый учет // Бухгалтерский учет. 2012. № 6. С. 26-31.
3. Луговской Д.В., Тхагапсо Р.А. Роль и значение классификации резервов для теории и практики бухгалтерского учета // Все для бухгалтера. 2007. № 21. С. 24-30.
4. Луговской Д.В., Абросимова Ю.А. Финансовые обязательства как элемент финансовой отчетности: вопросы классификации и оценки // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 1.С. 8-15.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные активы и условные обязательства» (ПБУ 8/10): приказ Минфина РФ от 13.12.10 г. №167н: [в ред. от 06.04.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
6. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 25.11.11 г. №160н: [в ред. от 21.01.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
7. Дружиловская Т.Ю. Применение в учете и отчетности требований МСФО (IAS) 37 // Бухгалтерский учет. 2012. № 5. С. 76-80.
8. Кутер М.И., Уланова И.Н. Бухгалтерская финансовая отчетность: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 256 с.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.01 г. № 195-ФЗ: [в ред. от 02.05.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015.Загл. с экрана.
10. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.94 г. № 69-ФЗ: [в ред. от 02.05.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.96 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 07.04.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
12. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.95 г. № 196-ФЗ: [в ред. от 14.10.14 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
13. Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации: приказ Минтранса России от 15.01.14 г. № 7 // СПС КонсультантПлюс.М., 2015. Загл. с экрана.
14. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.04 г. № 190-ФЗ: [в ред. от 31.12.14 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
15. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н: [в ред. от 24.12.10 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): приказ Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н: [в ред. от 24.12.10 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015.Загл. с экрана.
17. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: приказ Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н: [в ред. от 24.12.10 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08): приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. №106н: [в ред. от 18.12.12 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ: [в ред. от 08.03.15 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
20. Никитина В.Ю. Налоговый резерв на ремонт основных средств // Бухгалтерский учет. 2014. № 7. С. 52-56.
21. Кутер М.И., Луговской Д.В., Понокова Д.И. Резервирование как способ страхования рисков // Финансы и кредит. 2006. № 34. С. 40-46.