Особенности организации бухгалтерского учета основных средств в некоммерческих организациях

Амирова Л.И.,
студент;
Сазанов О.В.
старший преподаватель,
кафедра экономики и менеджмента, факультет экономики и управления,
Елабужский институт (филиал)
Казанский федеральный университет, г. Елабуга
Вопросы науки и образования
№5 (17) 2018

Аннотация: в статье рассматривается ведение учета основных средств в бюджетных организациях, отражение в бухгалтерском учете, которые проводят организации с основными средствами: поступление, амортизация, выбытие. Понимать особенности данного вопроса необходимо не только учреждению, но и учредителю, а также пользователю бюджетной отчётности (потребители, члены наблюдательного совета и другие).

Современное предприятие, ставящее перед собой цели для осуществления какой- либо деятельности, предпринимательской или некоммерческой, организация должна обладать необходимым уровнем финансовой устойчивости. Уровень финансовой устойчивости организации неразрывно связан со структурой основных средств. С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной некоммерческой организации: недостаточное финансирование, физический и моральный износ. Влияние учета основных капиталов усиливается на финансовое состояние организации, так и на качество представляемой ими отчетности.

Основные средства некоммерческой организации - часть имущества, используемая в качестве средств труда при выполнении работ или оказания услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев [1. С. 23].

Согласно инструкции № 25н, основные средства во всех бюджетных учреждениях, учитываются на счете № 010100000,

В регистрах учета основные средства учитываются по их первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость включает в себя затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

В 2017 году Филиала казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория» по Октябрьскому району» приобрели компьютерные столы на сумму 428000 руб., в том числе НДС - 65288,13 руб. Согласно договору, оплата поставщику столов проводилась в два этапа: аванс в размере 30% - 128400 руб., окончательный расчет на следующий день после получения основных средств. За доставку столов после выполнения работ транспортной организации заплачено 15000 руб. Стоимость услуг по сборке столов составила 33600 руб. Оплата услуг по сборке произведена после ее выполнения. В бюджетном учете Филиала казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория» по Октябрьскому району» отражены следующие операции (см. табл. 1).

Таблица 1. Формирование первоначальной стоимости основных средств в Филиале казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория» по Октябрьскому району»

Содержание операции Бюджетные счета Хозрасчетные счета Сумма, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит
Перечислен аванс по договору на приобретение компьютерных столов 120619560 130405310 60,2 51 128400
Получены компьютерные столы 110601310 130219730 08 60,1 428000
Зачтен ранее перечисленный аванс 130219830 120619660 60,1 60,2 128400
Произведен окончательный расчет с продавцом компьютерных столов 130219830 130405310 60,1 51 299600
Оказаны услуги по доставке компьютерных столов 110601310 130205730 08 76 15000
Оплачены услуги по доставке компьютерных столов 130205830 130405222 76 51 15000
Оказаны услуги по сборке компьютерных столов 110601310 130209730 08 76 33600
Оплачены услуги по сборке компьютерных столов 130209830 130405226 76 51 33600
Столы введены в эксплуатацию (428 000+ 15 000 + 33 600) руб. 110106310 110601410 01 08 476600

В процессе эксплуатации объекты основных средств изнашиваются и со временем становятся непригодными к эксплуатации.

Основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:

  • имущество морально устарело и физически изношено;
  • произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
  • при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
  • выявлена порча имущества;

Рассмотрев организацию учета основных средств в бюджетном учреждении, можно сделать следующие выводы, в бюджетном учреждении основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемые в течение длительного времени; Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности бюджетной организации, по первоначальной стоимости; основные средства, пришедшие в негодность, списываются в установленном порядке;

Список литературы

1. Бехтерева Е.В. Некоммерческие организации: Бухгалтерский учет и налогообложение // Горячая линия бухгалтера, 2012. № 22. С. 23-28.

2. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: налогообложение и бухгалтерский учет // Бухгалтерский учет, 2013. № 2.С. 23-57.

3. Гусарова О.И. Аудит основных средств некоммерческой организации / О.И. Гусарова. // Аудиторские ведомости, 2014. № 1.С. 27-31.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ