Зотиков Николай Зотикович
Кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный
университет имени И.Н. Ульянова»,
Чебоксары, Россия
Вестник Евразийской науки
№2 2018
Аннотация. Основы, существующей в настоящее время в стране, налоговой системы были заложены на рубеже 90-х гг. ХХ в. Если первоначально российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивала в условиях становления государства после распада страны, происходивших глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджет необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки стали проявляться убедительнее. К ним относится, в первую очередь, необоснованно большая роль косвенного налогообложения, приводящая к усилению фискальной функции налогообложения в ущерб социальной и регулирующей функций.
По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. При этом прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, водный налог и др.). Они относятся в целях налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией продукции1, формируют себестоимость и цену продукции. В отличие от прямых косвенные налоги увеличивают сформированную цену продукции (товаров, работ, услуг), окончательным плательщиком косвенных налогов является покупатель.
Актуальность темы косвенного налогообложения связана с тем, что российская налоговая система со дня ее создания и на протяжении всего периода существования является системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения. В российской налоговой системе доля косвенных налогов составляет более 60 %. Соотношение между прямыми и косвенными налогами является одним из показателей качества налоговой системы.
Автором проанализировано влияние постоянно вносимых в налоговое законодательство изменений на улучшение соотношения между прямым и косвенным налогообложением. В статье на основании официальных статистических данных за продолжительный период функционирования налоговой системы показана тенденция повышения роли косвенных налогов в формировании доходов федерального и консолидированного бюджетов РФ, причем опережающими темпами растет доля акцизов, что связано с постоянным повышением их ставок.
В статье делается вывод о необходимости повышения доли прямого налогообложения, только в этом случае налоговая система будет способствовать росту и повышению эффективности производства.
1 Подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
В российской налоговой системе предусмотрены косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. При этом НДС, акцизы, за исключением таможенных пошлин, взимаются от реализации товаров (работ, услуг) как на территории страны, так и на таможенной территории. В отличие от прямых налогов (налог на прибыль, налог на имущество и т.д.) косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию - фискальную [1].
Налог на добавленную стоимость со дня введения отнесен к федеральному налогу2. На первоначальном этапе ставка НДС устанавливалась в размере 28 процентов (расчетная ставка - 21,88 %)3 .
2 Статья 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
3 Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».
В ходе практики применения налога ставки НДС менялись. Так, ставка налога устанавливалась в размере:
4 Закон РФ от 16.07.1992 № 3317-1 «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России».
Менялось и распределение НДС по уровням бюджетной системы. Неизменным остается зачисление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 100 процентов в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, зачислялись:
5 Федеральный закон от 26.03.1998 № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».
6 Федеральный закон от 22.02.1999 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».
7 Федеральный закон от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год».
8 Федеральный закон от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».
Таким образом, с 2001 года НДС в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет: «в налоговых отношениях введен принцип «один налог - один бюджет» [2]. Бюджетным кодексом РФ НДС также отнесен к закрепленному за федеральным бюджетом налогу9. Законодательство в сфере межбюджетных отношений устроено так, что несет пользу федеральному бюджету, редко - бюджету субъектов РФ [3].
9 Бюджетный кодекс РФ в редакции от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
«Добавленная стоимость создается повсеместно на всей территории страны, в то же время НДС, являясь закрепленным, полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований» [2].
Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ (до 1998 г. - трлн руб., с 1998 г. - млрд руб.)
Годы | Доходы консолидированного бюджета | В том числе налоговые доходы | Из них НДС | Доля НДС в сумме налоговых доходов, % | Зачисление НДС в ФБ | Зачисление НДС в бюджеты субъектов РФ |
1995 | 437,0 | 364,3 | 95,7 | 26,3 | 71,8 | 23,9 |
1996 | 558,5 | 473,0 | 143,9 | 30,4 | 101,8 | 42,1 |
1997 | 711,6 | 594,1 | 182,8 | 30,8 | 128,7 | 54,1 |
1998 | 686,0 | 564,6 | 170,3 | 30,2 | 117,4 | 52,9 |
1999 | 1213,6 | 1007,5 | 288,2 | 28,6 | 221,1 | 67,1 |
2000 | 2097,7 | 1707,6 | 457,3 | 26,8 | 371,5 | 85,8 |
Составлено автором (источник: отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов за 2003-2016 гг.)
Как следует из приведенных данных, доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за приведенные периоды составляет от 26 до 30 процентов.
Таблица 2. Поступления НДС по товарам, производимым в РФ, ввозимым в РФ (млрд руб.)
Годы | НДС - всего | В т.ч. в РФ | Ввоз товаров | Доля НДС в РФ | Таможни |
2005 | 1472,3 | 1025,8 | 446,5 | 69,7 | 30,3 |
2006 | 1511,1 | 924,4 | 586,7 | 61.2 | 38,8 |
2007 | 2261,7 | 1390,6 | 871,1 | 61,5 | 38,5 |
2008 | 2132,5 | 998,7 | 1133,8 | 46,8 | 53,2 |
2009 | 2050,3 | 1176,9 | 873,4 | 57,4 | 42,6 |
2010 | 2498,6 | 1329,1 | 1169,5 | 53,2 | 46,8 |
2011 | 3250,8 | 1753,6 | 1497,2 | 53,9 | 46,1 |
2012 | 3546,1 | 1886,4 | 1659,7 | 53,2 | 46,8 |
2013 | 3539,4 | 1868,5 | 1670,9 | 52,8 | 47,2 |
2014 | 3940,2 | 2188,8 | 1751,4 | 55,5 | 44,5 |
2015 | 4233,9 | 2448,5 | 1785,4 | 57,8 | 42,2 |
2016 | 4571,4 | 2657,7 | 1913,7 | 58,1 | 41,8 |
Составлено автором (источник: отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов за 2003-2016 гг.)
В 2016 г. по сравнению с 2005 г. поступления НДС увеличились с 1 472,3 млрд руб. до 4 571,4 млрд руб. или в 3,1 раза, в том числе по товарам, реализуемым на территории РФ, соответственно с 1 025,8 млрд руб. до 2 657,7 млрд руб. или в 2,6 раза, по товарам, ввозимым на территорию РФ, с 446,5 млрд руб. до 1 913,7 млрд руб. или в 4,2 раза.
Доля НДС по товарам, производимым на территории РФ, уменьшилась с 69,7 % в 2005 г. до 58,1 % в 2016 г., и, наоборот, доля НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, увеличилась с 30,3 % в 2005 г. до 41,8 % в 2016 г.
Таблица 3. Доходы бюджета РФ за 2003-2016 годы (млн руб.)
Годы | Налоговые доходы | Темп роста, % | НДС | Акциз | Всего | Темп роста, % |
Уд. вес НДС в налог. доходах, % |
Уд. вес акцизов, % |
2004 | 3154261,9 | 131,7 | 1069691,6 | 117205,0 | 1186896,6 | 104,6 | 33,9 | 3,7 |
2005 | 3188154,7 | 101,1 | 1472210,1 | 107192,1 | 1570402,2 | 133,1 | 46,2 | 3,4 |
2006 | 3674261,3 | 115,2 | 1510903,4 | 110487,8 | 1621391,2 | 102,6 | 41,1 | 3,0 |
2007 | 4695012,4 | 127,8 | 2261477,1 | 135035,1 | 2396512.2 | 147,8 | 48,2 | 2,9 |
2008 | 5231885,2 | 111,4 | 2132203,0 | 160491,2 | 2292694.2 | 95,7 | 40,8 | 3,1 |
2009 | 3896498,9 | 74,5 | 2049963,2 | 101541,7 | 2151504,9 | 93,8 | 53.0 | 2,6 |
2010 | 4401878,2 | 113,0 | 2498263,9 | 143951,9 | 2642215,8 | 122,8 | 56,8 | 3,3 |
2011 | 5985115,4 | 136,0 | 3250411,9 | 278361,3 | 3528773,2 | 133,6 | 54,3 | 4,6 |
2012 | 6853168,1 | 114,5 | 3545795,9 | 395253,4 | 3941049,3 | 111,7 | 51,7 | 5,8 |
2013 | 7063779,4 | 103,1 | 3539013,0 | 524409,2 | 4063422,2 | 103,1 | 50,1 | 7,4 |
2014 | 7921171,7 | 112,1 | 3941656,8 | 592380,4 | 4524037,2 | 111,3 | 49,8 | 7,3 |
2015 | 8590543,9 | 108,4 | 4233568,2 | 581864,1 | 4815432,3 | 106,4 | 49,3 | 6,8 |
2016 | 8734187,4 | 101,7 | 4570961,2 | 694242,9 | 5265204,1 | 109,3 | 52,3 | 7,9 |
Составлено автором (источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов за 2003-2016 гг.)
Из данных таблицы 2 следует, что налоговые доходы федерального бюджета в 2016 г. по сравнению с 2004 г. увеличились с 3 154 261,9 млн руб. до 8 734 187,4 млн руб., или в 2,8 раза. При этом косвенные налоги за анализируемый период увеличились в 4,4 раза (с 1 186 896,6 млн руб. до 5 265 204,1 млн руб.), в том числе НДС - в 4,3 раза, (4 570 961,2 : 1 069 691,6), акцизы - в 5,9 раза (694 242,9 : 117 205,0).
Таким образом, поступления акцизов за этот период увеличились темпами, превышающими в 2 раза темп роста всех налоговых доходов [4].
«Посредством акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи» [5].
Удельный вес НДС в налоговых доходах федерального бюджета с 33,9 % в 2004 г. увеличился до 52,3 % в 2016 г., или в 1,5раза, при этом начиная с 2009 года этот показатель составляет около 50 %. Удельный вес акцизов в налоговых доходах федерального бюджета с 3,7 % в 2004 г. увеличился до 7,9 % в 2016 г., или более 2,1 раза.
Таким образом, удельный вес акцизов в налоговых доходах бюджета РФ растет опережающими темпами, чем рост НДС, что связано с постоянным повышением ставок акцизов, что видно из данных, приведенных в таблице 4.
Таблица 4. Ставки акцизов (руб.)
201010 год | 201511 год | 201812 год | 202013 год | 2020 г. к 2010 г., % | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта св. 9 процентов (за 1 л безводного этилового спирта) | 210 | 500 | 523 | 544 | 2,6 раза |
Табак трубочный, курительный (1 кг) | 422 | 1800 | 2772 | 3172 | 7,5 раза |
Сигары (1 шт.) | 25 | 128 | 188 | 215 | 8,6 раза |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л.с. (за 1 л.с.) | 23,90 | 37 | 45 | 49 | 2 раза |
Прямогонный бензин (1 т) | 4290 | 11300 | 13100 | 13100 | 3 раза |
Дизельное топливо (за 1 т) | 1188 | 3450 | 7072 | 8835 | 7,4 раза |
Сигареты с фильтром | 205 руб. за 1000 шт. +6,5 % расчетной стоимости, но не менее 250 руб. за 1000 шт. | 960 руб. за 1000 шт. +11 % расчетной стоимости, но не менее 1330 руб. за 1000 шт. | 1718 руб. за 1000 шт. +14, 5% расчетной стоимости, но не менее 2335 руб. за 1000 шт. | 1966 руб. за 1000 шт. +14,5 % расчетной стоимости, но не менее 2671 руб. за 1000 шт. | 10,7 раза |
10 Ставки установлены Федеральным законом «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.11.2009 № 282-ФЗ.
11 Ставки установлены Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.11.2014 № 366-ФЗ.
12 Ставки установлены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
13 Ставки установлены Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что ставки акцизов по сигарам, сигаретам, дизельному топливу увеличиваются в значительных размерах.
Повышение роли акцизов имеет место и в консолидированном бюджете РФ, так как акцизы поступают и в бюджеты субъектов РФ.
Таблица 5. Доходы консолидированного бюджета РФ за 2004-2016 годы (млрд руб.)
Год | ВВП | Темп роста, % | Доходы бюджета | В том числе налоговые доходы | Из них НДС | Акциз | Доля в налоговых доходах НДС, % | Доля Акцизов, % |
2004 | 17027 | - | 5429,9 | 4942,1 | 1069,7 | 246,9 | 21,6 | 5,0 |
2005 | 21610 | 126,9 | 8579,6 | 5620,9 | 1472,3 | 253,7 | 26,2 | 4,5 |
2006 | 26917 | 124,6 | 10625,8 | 6764,0 | 1511,1 | 270,6 | 22,3 | 4,0 |
2007 | 33248 | 123,5 | 13368,3 | 8732,6 | 2261,7 | 314,4 | 25,9 | 3,6 |
2008 | 41429 | 124,6 | 16003,9 | 10101,8 | 2132,5 | 350,0 | 21,1 | 3,5 |
2009 | 39101 | 94,4 | 13599,7 | 7372,5 | 2050,3 | 347,2 | 27,8 | 4,7 |
2010 | 46309 | 118,4 | 16031,9 | 8963,4 | 2498,6 | 471,5 | 27,9 | 5,3 |
2011 | 59698 | 128,9 | 20855,4 | 11276,6 | 3250,8 | 650,5 | 28,8 | 5,8 |
2012 | 66927 | 112,1 | 23435,1 | 12653,1 | 3546,1 | 837,0 | 28,0 | 6,6 |
2013 | 71017 | 106,1 | 24442,7 | 13030,6 | 3539,4 | 1015,9 | 27,2 | 7,8 |
2014 | 77945 | 109,8 | 26766,1 | 14413,8 | 3940,2 | 1072,2 | 27,3 | 7,4 |
2015 | 80804 | 103,7 | 26922,0 | 15515,8 | 4233,9 | 1068,4 | 27,3 | 6,9 |
2016 | 86044 | 106,5 | 28181,5 | 16308,2 | 4571,4 | 1356,0 | 28,0 | 8,3 |
Составлено автором (источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов за 2003-2016 гг.)
В 2016 г. по сравнению с 2004 г:
ВВП увеличился в 5 раз (в 2004 г. - 17027 млрд руб., 2016 г. - 86044 млрд руб.);
доходы бюджета - более 5,1 раза (соответственно 5429,9 и 28181,5 млрд руб.);
в том числе налоговые доходы - в 3,3 раза (4942,1 и 16308,2 млрд руб.);
из них НДС - в 4,3 раза, акцизы - более 5,4 раза.
Таким образом, поступления НДС и акцизов увеличиваются темпами, намного опережающими темп роста всех налоговых доходов. Соответственно растет удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета: НДС - с 21,6 % до 28,0 % или на 129,6 %, акцизов - с 5,0 до 8,3 % или на 166,0 %.
Таблица 6. Поступления акцизов в бюджеты различных уровней (млрд руб.)
Консолидированный бюджет РФ | В т. ч. федеральный бюджет | Консолидированный бюджет субъектов РФ | Консолидированный бюджет РФ | В т.ч. федеральный бюджет | Консолидированный бюджет субъектов РФ | Консолидированный бюджет РФ | В т.ч. федеральный бюджетт | Консолидированный С бюджет субъектов РФ | |
Акцизы - всего | 471,4 | 143,9 | 327,5 | 1356,0 | 694,3 | 661,7 | 287 | 482 | 202 |
В том числе по товарам: | |||||||||
- производимым в РФ | 441,4 | 113,9 | 327,5 | 1293,9 | 632,2 | 661,7 | 293 | 555 | 202 |
- ввозимым в РФ | 30,0 | 30,0 | - | 62087 | 62087 | - | 206 | 206 | - |
Доля акцизов в налоговых доходах бюджетов, % | 5,2 | 3,3 | 7,2 | 8,3 | 7,9 | 8,7 | 160 | 239 | 120 |
Составлено автором (источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ за 2010 и 2016 гг.)
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, по нормативу 100 процентов зачисляются в федеральный бюджет.
За анализируемый период поступления акцизов по товарам, производимым на территории РФ, в целом увеличились на 293,0 %, в том числе зачисляемые в федеральный бюджет - более 5.5 раз, а в консолидированный бюджет субъектов РФ - в 2 раза. Доля акцизов в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ за анализируемый период с 7,2 % увеличилась до 8,7 % или на 120,0 %. Этому способствовало изменение нормативов отчислений акцизов в пользу бюджетов регионов по отдельным подакцизным товарам.
Объектом налогообложения НДС признаются:
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 ст. 154 НК РФ).
При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст. 172 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога (пункт 1 ст. 173 НК РФ).
Из приведенных определений следует:
НДС облагается добавленная стоимость, которая определяется:
В целях исключения двойного налогообложения сумма «входного» НДС по указанным ценностям принимается к вычету, что обеспечивает поступление налога именно с добавленной стоимости.
Сам механизм исчисления НДС предусматривает, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях продвижения продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик, и только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете.
Таким образом, «...НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Однако на практике, на каком - то этапе произошел отход от этого принципа, и в определенных случаях налог исчисляется не с добавленной, а с полной стоимости. Все это привело к тому, что НДС не стал отвечать сути названия самого налога» [6].
Созданию такой ситуации способствовала также практика применения налогового законодательства по НДС. В последнее время арбитражная практика по НДС сводится к доказыванию факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными ссудами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). ФНС России критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333(а) «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок») дополнила п.12 «Ведение финансово - хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
«В связи с этим в основном налоговое администрирование направлено на доказывание нереальности сделок по приобретению ценностей и отказ на этом основании вычетов по НДС, а также на непринятие расходов при расчете налога на прибыль затрат по их приобретению» [7].
Как указывает М.Ф. Кобылатова, для любого государства, на какой бы ступени своего социально - экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач, это важно и для России [8].
В итоге налогоплательщик не получает налоговых вычетов по НДС, «в связи с чем в бюджет поступает налог не с добавленной стоимости, а с более чем полной стоимости продукции, товара (работ, услуг), что вызывает двойное налогообложение, утрачивается сущность самого налога на добавленную стоимость. В этих случаях организации не принятые к вычету суммы «входного» НДС не могут относить и на затраты при расчете налога на прибыль, переплачивают в бюджет в части невозмещенного НДС за счет собственных средств, таким образом отвлекая собственные средства, которые могли быть использованы в инвестиционных целях» [2].
Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, реально не отражает величину самой добавленной стоимости. Несмотря на то, что удельный вес косвенных налогов в общей сумме доходов бюджета превышает 60 процентов, утверждать, что создана реальная добавленная стоимость в указанном размере, нельзя.
Также при исчислении НДС имеет место двойственное налогообложение, оно в первую очередь заложено в самом понятии «объект» налогообложения НДС.
Проиллюстрируем сказанное на условном примере.
Организация, занимающаяся производством продукции, имеет за квартал следующие показатели.
Таблица 7. Расчет суммы НДС к уплате в бюджет (руб.)
№ п/п | Показатели | Условное обозначение | Сумма |
1 | Приобретено сырье и материалы | МЗ | 100 000, кроме того НДС - 18 000 |
2 | Оплата труда работников | ОТ | 300 000 |
3 | Страховые взносы (30 %) | СВ | 90 000 |
4 | Амортизация основных средств | А | 110 000 |
5 | Прочие расходы: в том числе прямые налоги (транспортный, земельный, водный, налог на имущество организаций и т.п.) | Пр. расх. |
300 000 100 000 |
6 | Итого производственная себестоимость | 900 000 | |
7 | Прибыль | П | 100 000 |
8 | Продажная цена продукции (доходы) | Д | 1 000 000, кроме того НДС - 180 000 |
9 | НДС к уплате в бюджет: (180 000 - 18 000) или ((1 000 000 - 100 000) х 18 %) | 162 000 | |
10 | Налог на прибыль организаций (20 %) | 20 000 | |
11 | Нераспределенная прибыль (100 000 - 20 000) | 80 000 |
В нашем примере обложилась НДС выручка от продажи продукции в сумме 1 000 000 руб. НДС обложились:
Общепринятой методикой определения налоговой нагрузки является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки (НН) представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации.
В данном случае налоговая нагрузка (НН) составит:
НН = (90 000 + 39 000 + 100 000 + 20 000 + 162 000) : 1 000 000 = 411 000 : 100 000 = 41,1 %,
где: 90 000руб. - страховые взносы (СВ);
39 000 руб. - НДФЛ;
100 000 руб. - прямые налоги;
20 000 руб. - прямые налоги;
162 000 руб. - НДС.
Прибыль составляет:
доходы (Д) - расходы = Д - (МЗ + ОТ + А + Пр. расх.) =
1 000 000 - (100 000 + 300 000 + 110 000 + 390 000) = 1 000 000 - 900 000 = 100 000 руб.
Добавленная стоимость (ДС) или вновь созданная стоимость (ВС) составит:
1 000 000 - 100 000 = 900 000 руб., где 100 000 руб. - МЗ или
ДС = ОТ + А + Пр. расх. + П = 300 000 + 110 000 + 390 000 + 100 000 = 900 000 руб.
Как показывает произведенный расчет, действующий механизм исчисления НДС содержит множественность налогообложения (прямые налоги, НДФЛ, чистая прибыль и др.) облагаются НДС, что искажает величину самой добавленной стоимости.
Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по - прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению (см. таблицу 3).
«Для стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимостью целесообразно: снизить ставку налога на добавленную стоимость; упростить механизм его зачета» [9].
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора [10].
Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Мищенко Владимир Владимирович, Мищенко Людмила Анатольевна Проблемы косвенного налогообложения и возможные пути их решения // Вестник КузГТУ. 2014. №4 (104). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kosvennogo-nalogooblozheniya-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya. - Дата обращения: 10.04.2018.
2. Зотиков, Н.З. Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов / Н.З. Зотиков // Oeconomia et Jus. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - № 1. - С. 9-14). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25772959_47925851.pdf.
3. Зотиков, Н.З. Финансово-бюджетные проблемы регионального развития / Н.З. Зотиков // Проблемы и тенденции развития системы государственного и муниципального управления и регулирования экономики: материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. - С. 56-61.
4. Зотиков, Н.З. Что лучше: уменьшить прямые или косвенные налоги? / Н.З. Зотиков // Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в российской и международной практике: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (Чебоксары, 5-7 апреля 2017 г.). - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. - С. 46-50.
5. Синицына Ирина Викторовна, Боровко Людмила Викторовна Косвенные налоги и акцизы: эволюция и совершенствование // Kant. 2011. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-i-aktsizy-evolyutsiya-i-sovershenstvovanie. - Дата обращения: 10.04.2018.
6. Зотиков, Н.З. Косвенное налогообложение и его дальнейшее совершенствование / Н.З. Зотиков // Вестник Чувашского университета. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2007. - № 3. - С. 406-413. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_11737207_29380929.pdf.
7. Зотиков, Н.З. Налоговое администрирование НДС / Н.З. Зотиков // Oeconomia et Jus. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. - № 3. - С.1 -16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30034289_47199380.pdf.
8. Кобылатова М.Ф., Янаков Д.О. Совершенствование косвенного налогообложения в контексте повышения уровня налоговой дисциплины // Пространство экономики. 2012. №2-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-kontekste-povysheniya-urovnya-nalogovoy-distsipliny (дата обращения: 10.04.2018).
9. Козаева О.Т., Сугарова И.В. Косвенные налоги в России и перспективы их развития // Пространство экономики. 2013. №3-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-v-rossii-i-perspektivy-ih-razvitiya (дата обращения: 10.04.2018).
10. Абдуллаева Барият Курбановна Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2014. №18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sbalansirovannosti-pryamogo-i-kosvennogo-nalogooblozheniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 10.04.2018).