Инвестиционный налоговый кредит — инструмент стимулирования инновационной активности предприятий

Кучинский Е.А.,
управление Алтайского края по развитию
предпринимательства и рыночной инфраструктуры,
г. Барнаул, Российская Федерация.
Горбунова А.Ю.,
Горбунов Ю.В.
Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
Российская Федерация.
Дискуссия
№1 (86) 2018

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможности использования инвестиционного налогового кредита для стимулирования инновационной активности предприятий Алтайского края. На основе анализа реализуемых в настоящее время стратегий развития страны и вновь разрабатываемых различными научными коллективами моделей экономического роста показана необходимость усиления инновационной активности предприятий для обеспечения устойчивого, стабильного экономического развития государства, повышения благосостояния его граждан. Проанализирована динамика создания новых хозяйствующих субъектов и ликвидации предприятий в Алтайском крае. Выявлена одна из основных причин негативной тенденции этой динамики — слабая инновационная активность предприятий края. Изучены особенности инвестиционного налогового кредита как инструмента, направленного на стимулирование проведения организациями научно-исследовательских работ и коммерциализацию их результатов. Выявлено, что в 2017 году только шесть из восьмидесяти пяти регионов страны использовали этот инструмент. Проанализированы причины, препятствующие применению инвестиционного налогового кредита на территории России в целом и, в частности, в Алтайском крае. Изучен опыт регионов, добившихся использования инвестиционного налогового кредита предприятиями на своих территориях. Разработаны рекомендации, реализация которых будет способствовать применению этого инвестиционного финансового инструмента в Алтайском крае.

Научное сообщество, политики, предприниматели уже не первый год стараются найти пути, гарантирующие российской экономике устойчивый, стабильный рост. Единства мнений по вопросу оптимальной модели экономического роста, наиболее результативных экономических механизмов, его обеспечивающих, на сегодняшний день нет. В рамках научной дискуссии обсуждаются различные подходы к разработке стратегии экономического развития страны. По мнению ученых РАИХ иГС Г. Идрисова, В. Мау и А. Божечковой, основные предлагаемые на сегодняшний день стратегии следующие: «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации» (разработчик — Министерство экономического развития РФ); «Стратегия 2018-2024» (разработчик — Центр стратегических разработок); «Стратегия роста» (разработчик — Институт экономики роста им. П. А. Столыпина). Стратегия, разработанная Министерством экономического развития РФ, предполагает обеспечение долгосрочного позитивного развития экономики за счет стимулирования роста инвестиций в экономику, значительного увеличения экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, роста производительности труда. Стратегия, предлагаемая Центром стратегических разработок под руководством А. Кудрина, акцентирует внимание на росте совокупной факторной производительности и капитальных вложений в перспективные сферы экономики. Стратегия Института экономики роста им. П.А. Столыпина, возглавляемого Б. Титовым, — на важности поддержки умеренно слабого валютного курса и стимулировании спроса для импортозамещения [1]. Кроме того, с начала 2017 года приняты и реализуются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, предложенные Ано «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которые предлагают многофакторный вектор развития экономики и повышения благосостояния граждан страны [2]. Частично теоретические подходы, на которых зиждутся модели экономического развития страны, близки друг другу, частично расходятся. Но ни в одной из ключевых стратегий не отрицается тот факт, что именно инновационная активность предприятий является важнейшей составляющей устойчивого экономического роста.

Количество организаций по основным видам экономической деятельности Алтайский край 2017 год

Таким образом, цель данного исследования — изучение возможности использования инвестиционного налогового кредита для стимулирования инновационной активности предприятий Алтайского края.

Предприятия, работающие в Алтайском крае, так же, как и организации, находящиеся в иных регионах страны, сталкиваются с серьезными проблемами, ужесточающими условия ведения бизнеса. Эти проблемы вызваны различными причинами: общим экономическим спадом, начавшимся в 2014 году; санкциями, введенными США и европейскими странами, ограничивающими поставки в Россию высокотехнологичных товаров; снижением платежеспособного спроса населения; усилением соперничества как с отечественными, так и с зарубежными конкурентами и многими другими. Жесткие условия ведения бизнеса сказываются на динамике вновь зарегистрированных и ликвидированных организаций. По данным официальной статистики Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай, в 2017 году количество официально ликвидированных организаций значительно превысило число вновь зарегистрированных (рисунок) [ 3 ].

В январе — ноябре 2017 года было официально ликвидировано на 2204 организации больше, чем вновь зарегистрировано, причём эта негативная тенденция распространяется и на ведущие отрасли края — сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность. Даже такие сферы деятельности, как торговля, ремонт автотранспортных средств, традиционно представленные мелкими и средними организациями, понесли существенные потери. При этом продолжают деятельность в сложных экономических условиях инновационные организации, обладающие новыми технологиями, выпускающие современную, конкурентоспособную продукцию. Правительство Алтайского края поддерживает инновационную деятельность предприятий. Основные формы этой поддержки следующие: финансовое обеспечение, обеспечение инфраструктуры, предоставление образовательных услуг, предоставление информационной и консультационной поддержки, формирование спроса на инновационную продукцию, создание и развитие технопарков, содействие органам местного самоуправления Алтайского края в развитии инновационной деятельности на территории муниципальных образований[4].

Опираясь на государственную поддержку и используя собственную инициативу, предприятия Алтайского края разрабатывают и внедряют инновации. Благодаря этому Алтайский край занимает 27-е место в рейтинге инновационных регионов России, 14-е место в рейтинге инновационной активности регионов России, 12-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов [5]. Но нужно отметить, что несмотря на определённые достижения в этой сфере, в Алтайском крае используются не все инструменты стимулирования инновационной активности предприятий. К таким неиспользуемым инструментам относится инвестиционный налоговый кредит.

Особенности применения этого инструмента рассматривают в своих работах следующие авторы: З. Б. Буздова, Т. В. Квиндт, А. Е. Миллер, С. А. Митапова, И.А. Митрофанова, Л.М. Рерих, Г.И. Хохлова, Л. С. Чеченова и другие. Большой интерес научного сообщества к инвестиционному налоговому кредиту неслучаен. Этот инструмент обладает большими достоинствами, о которых мы говорили в предыдущем исследовании. Экономическая сущность инвестиционного налогового кредита заключается в изменении срока уплаты налогов (на прибыль организации, региональных и местных): в этом случае инновационная организация имеет возможность в течение определенного времени и в определенных пределах уменьшать свои платежи с последующей поэтапной уплатой соответствующей суммы налога (кредита) и начисленных процентов. Очень важно, что данный инструмент отвечает принципам кредитования (платность, возвратность, срочность). В отличие от безвозвратных и бессрочных налоговых льгот инвестиционный налоговый кредит позволяет государству оказывать регулирующее воздействие на инновационное развитие экономики, увеличение будущих поступлений в бюджет. При этом государство получает дополнительные доходы в виде соответствующих процентов [6].

Несмотря на бесспорные преимущества этого инструмента, инвестиционный налоговый кредит ещё не нашёл широкого применения. По состоянию на 1 декабря 2017 года инвестиционный налоговый кредит оформили организации только шести регионов нашей страны: Белгородской области (1,5 млн р.), Воронежской области (29,2 млн р.), Свердловской области (100,0 млн р.), Тульской области (17,2 млн р.), Ханты-Мансийского автономного округа (146,8 млн р.) и Омской области (6,8 млн р.) [7]. Ни одна организация Алтайского края не пользуется инвестиционным налоговым кредитом, хотя потребность в инвестициях, в частности на инновационные цели, велика.

При проведении исследования нами выявлены следующие причины, препятствующие использованию этого инструмента стимулирования инновационной активности предприятий в Алтайском крае: — подавляющее большинство руководителей предприятий края не знают о возможности получения инвестиционного налогового кредита;

  • в крае не разработаны документы, дающие полномочия каким-либо органам власти региона популяризировать этот финансовый инструмент и принимать к рассмотрению документы от хозяйствующих субъектов на предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
  • край является дотационным, бюджет края — дефицитным. Дефицит бюджета запланирован и на 2018, 2019 годы[8]. В этой ситуации чиновники неохотно идут на предоставление финансовой государственной поддержки предприятиям. Перспектива лучшего наполнения бюджета в будущем им кажется слишком отдалённой и рискованной. Руководители предприятий понимают, что вероятность получения инвестиционного налогового кредита невелика;
  • обязательным условием получения инвестиционного налогового кредита является его обеспечение. Наиболее распространённые способы обеспечения кредита — это залог имущества хозяйствующего субъекта, гарантия, поручительство. Нахождение такого обеспечения — ещё одна проблема для предприятий;
  • существующая нормативная база не позволяет однозначно трактовать перечень и содержание документов, необходимых для получения инвестиционного налогового кредита. Сложности у предприятий возникают с составлением бизнес-плана. Как известно, содержание этого документа варьируется в зависимости от требований его получателя. Но требования не прописаны в современных нормативных документах. Кроме того, предприятию необходимо подготовить несколько разных комплектов документов: для получения льгот по федеральным, региональным и местным налогам.

Учитывая опыт передовых в области применения инвестиционного налогового кредита регионов (Белгородской, Омской, Свердловской, Воронежской,

Тульской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа), можно сделать вывод о необходимости принятия соответствующих нормативных региональных документов. Основные задачи этих документов следующие:

  • обеспечение выделения бюджетных средств на предоставление инвестиционного налогового кредита организациям, имеющим на это право;
  • стандартизация процедуры и соблюдение принципа единообразия подходов к предоставлению инвестиционного налогового кредита организациям. Это подразумевает прояснение и конкретизацию требований к перечню и содержанию документов, необходимых для получения соответствующей льготы, что облегчает подготовку необходимого пакета документов предприятиям;
  • продвижение, популяризация рассматриваемого инструмента активизации инновационной деятельности предприятий в регионе.

Таким образом, нами обозначены возможности использования инвестиционного налогового кредита для стимулирования инновационной активности предприятий Алтайского края. Кроме того, выявлено, что разработка и принятие соответствующих нормативных региональных документов позволит сделать инвестиционный налоговый кредит в большей степени доступным для предприятий Алтайского края. Это даст предприятиям возможность не отвлекать часть своих ресурсов на уплату налогов, а направить их на обновление действующих или освоение новых технологических мощностей. Также названная форма государственной поддержки может оказать положительное влияние на принятие предприятиями решений о внедрении передовых технологий, обеспечивающих производство качественно новых товаров, то есть на рост их инновационной активности.

Список литературы

1. Идрисов Г., Мау В., Божечкова А. В поисках новой модели роста // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 г. № 147-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.12.2017).

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: www.gks.ru/region/docl1101/IssWWW.exe/Stg/d1711/ii/3/3.1.htm (дата обращения: 28.12.2017).

4. Закон о государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае (с изменениями на 02.03.2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: docs.cntd.ru/document/460177691 (дата обращения: 28.12.2017).

5. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.altairegion22.ru/territory/innovatsii/(дата обращения: 28.12.2017).

6. Кучинский Е.А., Горбунова А.Ю. Создание механизма активизации использования инвестиционного налогового кредита [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: тезисы докладов VII Междунар. студенч. электрон. науч. конф. Москва, 2015. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/906/8483 (дата обращения: 28.12.2017).

7. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.12.2017 г. (4-НМ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: www.nalog.ru (дата обращения: 28.12.2017).

8. О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (с изменениями на 30.11.2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: docs.cntd.ru/document/444926843 (дата обращения: 28.12.2017).

Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ