Рентабельность продаж (Return on Sales) - это финансовый показатель, который измеряет, сколько прибыли получается на каждый рубль продаж. Он рассчитывается путем деления прибыли на выручку от продаж и выражается в процентах. То есть показывает, какая часть выручки компании остается в виде прибыли после вычета всех затрат, связанных с производством и продажей товаров или услуг.
Рентабельность продаж является одним из ключевых показателей при оценке финансовой устойчивости и эффективности деятельности компании.
Рентабельность продаж – это показатель, который позволяет оценить эффективность производственной деятельности компании, эффективность использования ресурсов компании, а также ее способность генерировать прибыль на каждый рубль выручки. Он показывает, сколько прибыли (или убытка) приносят единицы продажи.
Чем выше Рентабельность продаж, тем эффективнее деятельность компании. Однако, высокий коэффициент может не всегда быть хорошим показателем, так как он может быть достигнут за счет снижения затрат на производство, что может негативно сказаться на качестве продукции и, как следствие, на уровне удовлетворенности клиентов и на долгосрочной прибыльности компании.
Рентабельность продаж, также может использоваться для сравнения эффективности деятельности различных компаний внутри отрасли или между отраслями. Однако, сравнение значений коэффициента, между компаниями требует осторожности, так как результаты могут быть искажены различными методами учета и оценки затрат и доходов.
Общая формула расчета коэффициента
Крп= | Прибыль от продаж | *100% |
Выручка |
где Выручка - это общая сумма доходов от продажи товаров или услуг за отчетный период.
Напрямую рассчитать коэффициент по балансу нельзя, так как для этого необходимы данные второй формы финансовой отчетности - отчета о прибылях и убытках.
Формула расчета по данным новой бухгалтерской отчетности
Kрп = | стр.2200 Форма 2 | *100% |
стр.2110 Форма 2 |
Формула расчета по данным старой бухгалтерской отчетности
Kрп = | стр.050 | *100% |
стр.010 |
где стр.050 и стр. 010 отчета о прибылях и убытках (форма №2).
Рентабельность продаж можно увеличить различными способами, в зависимости от конкретной ситуации. Ниже представлены некоторые из них:
Конечно, каждая компания имеет свои собственные особенности и проблемы, поэтому методы увеличения рентабельности могут различаться в каждом конкретном случае.
Ниже приведены некоторые причины снижения коэффициента:
В России есть своиРентабельность продаж может снижаться в России по разным причинам, в том числе:
Ниже приведена таблица с известными нормативными значениями коэффициента по некоторым отраслям в России. Эти значения являются условными. Норма не регламентируется конкретными документами. Она зависит от ряда факторов, таких как отрасль, конкуренция на рынке, размеры компании, ее стратегия развития и другие. Существуют отраслевые аналитические отчеты и исследования, которые могут содержать информацию о средней рентабельности компаний в определенной отрасли, которые могут служить ориентиром при определении целевых значений показателя.
Отрасль | Значение показателя, % |
Розничная торговля (бытовые товары) | 3-5 |
Розничная торговля (продукты питания) | 1-3 |
Оптовая торговля (бытовые товары) | 5-7 |
Оптовая торговля (продукты питания) | 1-3 |
Производство мебели | 10-15 |
Производство одежды и текстиля | 5-10 |
Производство обуви | 15-20 |
Производство продуктов питания | 10-15 |
Сельское хозяйство | 15-20 |
Добыча полезных ископаемых | 20-25 |
Металлургическая промышленность | 10-15 |
Химическая промышленность | 10-15 |
Производство автомобилей | 5-10 |
Телекоммуникации | 15-20 |
Фармацевтическая промышленность | 15-20 |
Банковская сфера | 15-20 |
Строительство | 5-10 |
IT-технологии | 15-30 |
Энергетика | 1-5 |
ЖКХ | 0-2 |
Эти нормативные значения значительно отличаются от представленных ниже средних значений, рассчитанных на основании публичной финансовой отчетности большого массива организаций, работающих в России.
Размер выручки | Значения по годам, отн. ед | ||||||||||
2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | |
Микропредприятия (выручка < 10 млн. руб.) | 0.003 | 0.014 | 0.016 | 0.044 | 0.021 | 0.019 | 0.028 | 0.029 | 0.022 | 0.035 | -0.020 |
Минипредприятия (10 млн. руб. ≤ выручка < 120 млн. руб.) | 0.091 | 0.091 | 0.089 | 0.099 | 0.071 | 0.066 | 0.061 | 0.063 | 0.060 | 0.063 | 0.036 |
Малые предприятия (120 млн. руб. ≤ выручка < 800 млн. руб.) | 0.084 | 0.077 | 0.070 | 0.065 | 0.053 | 0.045 | 0.039 | 0.038 | 0.039 | 0.039 | 0.039 |
Средние предприятия (800 млн. руб. ≤ выручка < 2 млрд. руб.) | 0.087 | 0.077 | 0.071 | 0.062 | 0.039 | 0.055 | 0.053 | 0.052 | 0.047 | 0.042 | 0.046 |
Крупные предприятия (выручка ≥ 2 млрд. руб.) | 0.200 | 0.130 | 0.095 | 0.102 | 0.102 | 0.062 | 0.067 | 0.076 | 0.071 | 0.066 | 0.083 |
Все организации | 0.178 | 0.114 | 0.088 | 0.093 | 0.086 | 0.059 | 0.061 | 0.066 | 0.063 | 0.059 | 0.069 |
Средние численные значения показателя по видам деятельности: рентабельность продаж по отраслям