Е.В. Иванова
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
№3(19) 2016
Статья посвящена актуальным методологическим основам оптимизации налогообложения как основного способа снижения налоговой нагрузки на бизнес в условиях нестабильной экономики и санкционной политики. Подробно рассмотрены методы налоговой оптимизации, позволяющие не только совершенствовать финансовое состояние предприятий, но и также оказывать содействие развитию экономики в целом.
В настоящее время оптимизация налогообложения является актуальной задачей для российских компаний. Финансово-экономическая ситуация в России вызывает определенные трудности: увеличение издержек, падение спроса продукцию и услуги, трудности с сохранением конкурентоспособности бизнеса на рынке и т.д. Для уменьшения своих затрат многие предприятия применяют законные способы сокращения налоговых выплат, что отражает понятие «налоговой оптимизации».
С другой стороны налоги на сегодняшний день являются главной основой доходов государства, составляя существенную доходную долю федерального, региональных и местных бюджетов [5, с.343]. Поэтому вопросы налоговой оптимизации являются обоюдно актуальными и для субъектов хозяйствования и для бюджетной системы РФ.
Оптимизация налогообложения в виде системы различных программ и механизмов дает возможность установить наилучшее решение для каждой индивидуальной компании[1, с. 53].
Налоговой оптимизацией могут называться мероприятия, связанные с подбором периода, расположения и формата деятельности, а также с созданием наиболее рациональных механизмов и взаимоотношений, соответствующим действующему законодательству [4, с.61].
При финансовом планировании в компании необходимо рассмотрение различных налоговых вопросов. При неправильном учете налоговых платежей могут возникнуть не только неприятные последствия в виде штрафов, пеней, вызова интереса налоговых органов, но и банкротство предприятия. С другой стороны, при правильном применении преимуществ и льгот, указанных в налоговом законодательстве, можно не только обезопасить финансовые накопления, но и получить возможность увеличения сфер деятельности благодаря экономии или возмещению налоговых выплат. Вследствие этого налоговая нагрузка в организации является довольно весомым показателем.
Оптимизация налогообложения должна быть основана только на правомерных действиях, которые совершаются исключительно в соответствии с правилами, установленными законодательством.
Оптимизация налогообложения позволяет адекватно проанализировать работу предприятия и предложить эффективные меры по понижению налоговой нагрузки, улучшению ведения налогового и бухгалтерского учета, максимизировать привлечение прибыли и т.д. Однако необходимо заметить, что не существует единой схемы оптимизации, каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно во всевозможных вариантах и подробностях, что значительно увеличивает трудозатраты и время исполнения. Исследуемое явление получило значительное распространение среди российского предпринимательства, что также выражает актуальность выбранной темы.
При реализации минимизации налоговой нагрузки необходимо соблюдать некоторые основополагающие правила.
Принцип законности в налоговой оптимизации означает, что нужно придерживаться определенных границ, в противном случае возможны последствия в виде штрафных санкций сот стороны государства. К примеру, необходимо принимать во внимание малейшие детали и исключать использование зарубежного опыта налогового планирования; запрещено основывать метод оптимизации налогообложения исключительно на прилегающих к налоговому законодательству отраслях права (к примеру, только на гражданском, только на банковском, только на бухгалтерском и т.д.).
Принцип возможной экономии и недопущения расточительности предполагает, что при образовании какого-либо способа налоговой оптимизации все главные проблемы и вопросы функционирования предприятия должны быть проанализированы. К тому же должен быть осуществлен анализ возможных последствий применения метода налогового планирования с позиции совокупности налогов и учтены потребности других секторов законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т. д.). Например, при оформлении оффшорной организации должны быть учтены введенные валютным и таможенным законодательством запреты на выведение капитала, перевоз товаров и финансовых ресурсов.
Если способ оптимизации содержит высокий уровень риска, предприниматель должен учитывать некоторые моменты, например, такие, как текущее состояние территориального бюджета, участие данной организации в его наполнении и т.д. Таким образом, при проведении операций между филиалами одного юридического лица профессиональное и корректное налоговое планирование может значительно сократить налоговые выплаты филиалов в местные бюджеты.
При осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделять внимание документальному оформлению операций: необеспеченность требуемыми документами или неаккуратность в оформлении может стать основанием для не аттестации операции налоговыми органами и повлечь за собой введение более неудобной процедуры налогообложения для предприятия.
В случае несистематической деятельности предприятия при планировании метода налоговой оптимизации необходимо ставить на первый план разовый характер операций. Следует учитывать, что осуществление многочисленных однотипных операций значительно увеличивает возможность усиленного налогового контроля.
Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия способов минимизации налогов) предполагает, что только при задействовании все совокупности методов налоговая оптимизация покажет наиболее результативные показатели.
Принцип соответственности затрат показывает, что стоимость вводимой методики должна быть меньше суммы сокращаемых налогов. Приемлемые пропорции затрат на разработанную схему и ее обеспечение к сумме экономии налоговых расходов должны соблюдаться на определенном индивидуальном уровне, обусловленном как степенью риска, так и психологическими факторами. Также необходимо учитывать, что кроме расходов на разработку и обеспечение большая часть схем нуждается в отдельных затратах на ликвидацию.
Суть принципа юридического соответствия заключается в непозволительности разработки схем оптимизации, которые берут за основу неточности или недоработки в нормативных актах. Ситуации, в которых некоторые положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу государства, так и в пользу плательщика налогов, увеличивается вероятность судебных процессов в будущем.
Принцип конфиденциальности указывает на то, что право доступа к данным о реальных целях и последствиях выполняемых операциях должно быть предельно ограничено. На практике это означает, что не все участники и структурные единицы, фигурирующие в общей цепи оптимизации, должны понимать структуру расклада в целом, а принимать решения они должны, опираясь на определенные инструкции локального характера.
Принцип подконтрольности подразумевает, что качественно продуманный контроль и наличие реальных рычагов воздействия на всех этапах и всех исполнителей увеличивает возможность получения желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей.
Принцип допустимого сочетания формы и содержания. Для защиты от нечестных участников процесса, а также уменьшения потенциальных сомнений большое значение имеет синхронизация юридических и фактических действий. Это обуславливается такими понятиями в Гражданском кодексе, как недействительная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин, а также статьями в Уголовном кодексе, связанными с избеганием налогов, ложным банкротством и предпринимательством, подмена финансовых ресурсов и имущества и т. п.
Принцип нейтралитета можно назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. В случае использования данного принципа, оптимизация налоговых платежей должна происходить за счет своих налоговых платежей, а не за счет повышения отчислений независимых контрагентов. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: рост платежей у одного участника договорных отношений приводит к снижению платежей у другого. Наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго. Поэтому следует принимать во внимание интересы независимых поставщиков и покупателей.
Принцип диверсификации. Различные отрицательные внешние и внутренние факторы могут оказать влияние на оптимизацию налоговых платежей. Такими факторами могут быть непрерывные преобразования в законодательстве, ошибки в изначальных планах, непредвиденные обстоятельства [2, с. 142].
Существует несколько групп методов налоговой оптимизации:
Рассмотрим их подробнее.
Формирование учетной политики предприятия является одним из важнейших элементов налоговой оптимизации. С помощью качественной разработки приказа об учетной политике предприятие может выбрать лучший вариант учета, который даст результат со стороны режима налогообложения. Но для выбора какого-либо способа учета, предприятие должно обосновать свое решение расчётами налогов и убедиться в верности выполненного выбора. Эти действия поспособствуют предприятию не допустить неприятностей с органами налогового контроля. В связи с вступлением в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации произошли значительные изменения в налоговой системе. Суть в том, что в системе российского налогообложения впервые на законодательном уровне создана самодостаточная учетная система - учет операций в целях налогообложения. Таким образом, при разработке учетной политики для целей налогообложения следует внимательно рассмотреть несколько утверждений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.
В случае метода оптимизации через договор необходим анализ предмета и цены договора, формы сделки, контрагентов, установлении штрафных санкций. Далее на основании данного исследования должны быть подобраны наиболее уместные пункты договора, содействующие уменьшению налоговых платежей.
Специальные методы содержат подгруппы методов - метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.
Применение льгот и освобождений подразумевает использование льгот, закрепленных в Налоговом кодексе Российской Федерации или в законодательных актах по налогообложению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ниже будут рассмотрены схемы, которые налогоплательщики используют для оптимизации налоговых платежей. Такие схемы подразделяются на две группы.
Схемы, которые не требует целенаправленных затрат и оформления специальных документов или договоров называются «простыми» схемами. Также к ним относятся ситуации, когда налогоплательщик выбирает из двух или более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы, так как значительное количество предпринимателей решает какую схему оптимизации налогообложения использовать на стадии планирования бизнеса. Например, многие предприниматели для значительного сокращения налоговой нагрузки используют статус индивидуального предпринимателя, получая льготы, указанные в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которые заменяют налог на доход физических лиц, который выплачивает предприниматель, извлекая при этом не облагаемые налогом высокие доходы при использовании оборотных средств предприятия.
Можно заметить, что большинство нарушений и спорных моментов находится не в схемах оптимизации, так как юридически они описаны грамотно, а в сопроводительных условиях данной схемы. Так, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, может сопровождаться фальсификацией количества работников организации. Наличие такого нарушения автоматически делает такую схему нелегитимной.
«Сложными» схемами являются те схемы, которые требуют материальных затрат по их реализации, к примеру, по обслуживанию, составлению специальных документов, с помощью которых действительно существующие правоотношения замещаются другими, что приводит к неполному или абсолютному уклонению от уплаты налогов и сборов. В качестве примера можно привести замену заработной платы страхованием жизни работников. К «сложным» схемам можно отнести схемы по видоизменению налоговой юрисдикции - использование оффшорных зон.
Практика показывает, что на новую схему уплаты налогов приходится несколько способов сокращения и избегания уплаты. Это объясняется тем, что разрабатывают налоговые законы десятки человек, а схемы минимизации - сотни тысяч, обладающие достаточной подготовкой и образованием.
Также существуют « серые» схемы оптимизации. Такими схемами называются схемы, при осуществлении которых возникают незафиксированные денежные средства, используемые в личных целях, но с юридической точки зрения схема выглядит законной. «Серой» схемой является пользование льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицами при переводе финансов на благотворительность. Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т. д. После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Поэтому в этих целях предприятие, которое получает такие средства, завышает расходы на благотворительную деятельность.
«Легальная» неуплата налоговых платежей имеет достаточно многосложную природу, в которой-присутствует немало проблем и нестыковок текущей экономической системы. Например, по существующим данным, в нашей стране некоторое количество налоговых платежей (примерно 20-40%)не поступает в бюджеты в связи с использованием налогоплательщиками современных способов налоговой оптимизации. В настоящее время консультации налогоплательщиков по способам легального уклонения от уплаты налогов находят значительный отклик среди предпринимателей, и в связи с этим произошло создание отдельной отрасли, в которой задействовано большое количество экспертов по юриспруденции и экономике.
Оптимизация налоговых платежей, применяя законные способы, позволяет предпринимателям сократить сумму уплачиваемых налогов, что означает снижение налоговой нагрузки на организацию. Данный процесс помогает не только совершенствовать финансовое состояние предприятий, но и также оказывает содействие развитию экономики в целом.
Формирование и введение механизма налоговой оптимизации включает в себя несколько основных периодов.
На начальном этапе определяется целесообразность налоговой оптимизации. Налоговая нагрузка на предприятие решает, необходимо ли налоговое планирование на предприятии. В зависимости от ситуации, выбирается метод планирования.
Следующий этап заключатся в ревизии бухгалтерского и налогового учета, существующих договоров и основных документов, также проводится ликвидация выявленных ошибок. На данном этапе прошлая деятельность предприятия ограждается от потенциальных штрафов при осуществлении выездной налоговой проверки.
На третьем этапе разрабатывается непосредственно схемы оптимизации налогообложения, представляющие собой установленную последовательность связей между несколькими субъектами хозяйственной деятельности, целенаправленных на сокращение налоговых платежей в рамках действующего законодательства. Широко распространено распределение функций предпринимательской деятельности между определенными юридическими лицами или устранение ненужных этапов бизнес-процессов.
Четвертый этап включает в себя модернизацию и совершенствование договорной базы, административных документов организации, формирование системы самостоятельного внутреннего контроля, при необходимости происходит корректировка учётной политики.
Таким образом, можно отметить, что на данный момент функционирование промышленных предприятий в Российской Федерации связано с высокими затратами ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговые обязательства, имеющее сложную структуру и методологию, что, в свою очередь, требует формирования адекватной налоговой политики со стороны государства и налогового планирования со стороны предпринимателя. При анализе величины налоговой нагрузки, приходящуюся на предприятие, становится очевидной необходимость эффективной организации учета и планирования налоговых платежей предприятия.
Библиографический список
1. Иванова, Е.В. Налоговое бремя и его влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, способы его оптимизации / Е.В. Иванова [Текст] // : Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции. 28 ноября 2014 г. / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. - Омск: РОФ «ФРСР», 2014. - С. 52-56.
2. Иванова, Е.В. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента организации Социально-экономические и правовые системы: современное видение / Е. В. Иванова[Текст] // : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 2 марта 2016 г.) / Сибит; Северо-Казахст. гос. университет им. М.Козыбаева. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2016. - С. 142-147.
3. Иванова, Е.В., Налоги и налогообложение (учебное пособие) [Текст] / : Е.В. Иванова, Н.Ю. Симонова, М.Г. Родионов. -Омск: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2011.- 112 с.
4. Родионов, М.Г. Оценка системы налогообложения и эффективности налогового планирования[Текст] / М.Г.Родионов, Л.А. Кряжева // в сб. Двадцать вторые апрельские чтения. Материалы международной-научно-практической конференции. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - Омск, Финансовый университет, 2016. - С. 60-63.
5. Сергиенко, Н.С. Новые технологии управления бюджетными средствами / Н.С. Сергиенко [Текст] // в сборнике: Ценности и интересы современного общества -экономика и управление. - 2014.- С. 343-345.