Заболотная Ирина Александровна
к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета
Челохсаева Саида Адамовна
студентка учетно-финансового факультета
Бублик Наталья Владимировна
студентка учетно-финансового факультета
Кубанский государственный аграрный университет,
Краснодар, Россия
Политематический сетевой электронный научный журнал
Кубанского государственного аграрного университета
№101 (07) 2014
Актуальность статьи определяется тем, что оценка налоговых рисков заключения договоров является одним из важных инструментов налогового планирования. Ее результатом является создание рациональной структуры схемы договоров, с учетом всех спецификаций и требований к ним, обеспечивающей прозрачность и управляемость. Она дает также возможность для максимально возможной минимизации налогов с помощью применения предусмотренных законодательством легитимных схем
Наибольшая степень риска в современных российских условиях присуща организациям, непосредственно связанным с налогообложением. Для того чтобы рост налоговых платежей, штрафы и пени после налоговых проверок не стали для Вас сюрпризом необходимо тщательно прорабатывать каждую сделку на выявление налоговых рисков. Компетентные в налоговом праве юристы и бухгалтеры помогут Вам легально сократить налоги Вашей организации.
Целью определения налогового риска в организации является повышение эффективности управления налогами, описываемый в данной статье риск можно свести к следующему событию, которое может произойти или не произойти.
В зависимости от причин, вызвавших тот или иной налоговый риск, можно также выделить следующие их группы [3]:
Известно, что даже самый безупречно составленный, с юридической точки, договор может повлечь за собой негативные налоговые последствия. Для минимизации рисков необходимо, чтобы договора заключались с учетом налогового законодательства. В данной статье мы расскажем, на что необходимо обращать внимание при заключении договоров, чтобы избежать неприятностей в ходе налоговых проверок. Расходы налогоплательщика признаются для целей налогообложения только в том случае, если они обоснованы, подтверждены документально и осуществлены с целью получения доходов. Самым уязвимым критерием из названных является документальное подтверждение расходов.
Некорректно составленные договоры могут быть признаны полностью или частично недействительными для целей налогообложения, переквалифицированы в другой вид договоров или могут быть признаны незаключенными. Расходы признаются недействительными налоговыми органами при проверке налоговой базы по незаключенным и недействительным договорам.
Налоговые риски при заключении договора заключаются в непризнании расходов налоговыми органами при проведении проверок. Следствием этого являются дополнительное начисление налогов и применение к налогоплательщику санкций.
Причины признания сделки недействительной:
Например, в установленных законом случаях многие сделки должны быть удостоверены нотариусом. Если такая сделка не заверена нотариусом, она считается недействительной.
Договор продажи недвижимости при несоблюдении простой письменной формы и без государственной регистрации также считается незаключенным.
- работодатели довольно часто допускают налоговые риски при заключении договора подряда. В такой ситуации договор подряда переквалифицируется проверяющими в трудовой договор, что влечет за собой доначисление страховых взносов.
Для уменьшения налоговых рисков из договора подряда следует исключать все признаки трудового договора (место работы и трудовые функции, режим работы и условия оплаты труда).
Признаками договора подряда являются выполнение работы лично подрядчиком или третьими лицами по его поручению, выдача задания заказчиком с указанием сроков выполнения работ и сдача результата работы заказчику по акту выполненных работ. Подрядчик выполняет заказ самостоятельно и без учета условий и режима работы заказчика. Цена договора подряда складывается из суммы вознаграждения и компенсации издержек подрядчика.
При проверке действительности сделок налоговые органы большое внимание уделяют грамотному и правильному оформлению договоров. Расходы, не признанные налоговыми органами при проверках, исключаются из базы для расчета налога на прибыль. Также не признаются налоговые вычеты по НДС.
Составление договоров в соответствии с действующими законодательными нормами гарантирует исключение налоговых рисков.
Предпринимательская деятельность любой компании предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров. Договор, оформленный должным образом, безусловно, снижает налоговые риски хозяйственной деятельности. Исходя из этого, все больше компаний осознают важность налоговой оценки договора еще до его заключения, что включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль договорного процесса.
Налоговые риски при подписании договора заключаются в непризнании расходов налоговыми органами при проведении проверок. Следствием этого являются дополнительное начисление налогов и применение к налогоплательщику санкций.
При согласовании договоров для рационального использования финансовых ресурсов предприятия, а также для минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет? В первую очередь, необходимо знать три основных принципа налогового планирования при заключении договоров:
На основании этих принципов можно выделить основные составляющие оценки налоговых рисков при заключении договоров (рис. 1):
Хотелось бы выделить пункт, без которого невозможно заключение договора, это оценка налоговых последствий сделки.
Для этого, в первую очередь, необходимо определить, возникнет ли обязанность по уплате налогов, таких как НДС и налога на прибыль. Если налоговые обязательства возникают, то следует проанализировать их природу и среду функционирования, а затем вывести оптимальный расчет для проведения сделки.
Также необходимо оценить, имеет ли компания право на налоговые вычеты и в какие сроки необходимо оплатить налоги, какие претензии могут возникнуть во время проверок налоговой инспекцией, какая ответственность грозит за несоблюдение налоговых правил.
Рекомендации, с помощью которых можно минимизировать налоговые риски:
Владельцам бизнеса и предпринимателям рекомендуется не относиться пренебрежительно к налоговому планированию в сфере оценки налоговых рисков заключений сделок. Для успешного ведения бизнеса и его эффективного развития, оно должно стать неотъемлемой частью управления организацией.
Список литературы
1. Башкатов, В.В. Управленческий учет для целей налогообложения как инструмент управления налоговой нагрузкой предприятия / В.В. Башкатов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 4(37). - С. 61-65.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Справочно-правовая система ГАРАНТ. class="lit"p>
3. Сигидов, Ю.И. Налоговый учет и его взаимосвязь с другими учетными системами / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 4. - С. 27-30.
4. Попова, Л.В. Налоговый учет, отчетность, аудит: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, Л.Н. Никулина. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 416 с.
5. http://investtalk.ru/