Кирикова О.А.
Учет и статистика
№2 (26) 2012
Деятельность по формированию консолидированной бюджетной (бухгалтерской), статистической и иной отчетности и ее представление по принадлежности осуществляются всеми главными распорядителями бюджетных средств. Единая методология и стандарты бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России. Вместе с тем, учитывая, что формирование консолидированной отчетности осуществляется на основании бюджетной отчетности, представленной подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств, для каждого главного распорядителя важно выработать свои приоритетные методологические подходы, которые обеспечат действенный запуск механизма формирования консолидированной бюджетной отчетности ведомства, детализацию финансовой информации со строгим соблюдением единой методологии и стандартов бюджетной отчетности.
Такой механизм можно схематично представить в виде циклической матрицы, отражающей общий сценарий, методы, процессы и инструментарий формирования консолидированной бюджетной отчетности (рисунок 1).
Рис. 1. Формирование консолидированной бюджетной отчетности главным распорядителем бюджетных средств
Подготовка к приему бюджетной отчетности от подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств.
Этап подготовки к приему бюджетной отчетности является одним из главных, на котором важна реализация ряда организационных мероприятий.
Разработка общих требований по представлению бюджетной отчетности, в которых необходимо определить:
Определение состава бюджетной отчетности, представляемой подведомственными организациями, установление дополнительных форм бюджетной отчетности для их представления в составе бюджетной отчетности, порядок их составления и представления.
Состав бюджетной отчетности определяется Минфином России и включает: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку. Главному распорядителю бюджетных средств следует установить дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе бюджетной отчетности, порядок их составления и представления, кроме того целесообразно из общего перечня форм заранее исключить формы отчетности, которые у всех подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств будут иметь нулевые значения или будут сформированы на основании централизованных расчетов. Вместе с тем необходимо предусматривать отражение подведомственными организациями перечня форм бюджетной отчетности, не имеющих числовых значений, в их пояснительной записке (ф.0503160).
В случаях проведения реорганизаций, исключения подведомственных учреждений из перечня распорядителей (получателей) бюджетных средств, главному распорядителю бюджетных средств необходимо определить порядок представления и состав форм передаточных балансов, например, передаточный баланс может быть представлен в следующем составе форм: передаточный баланс (ф. 0503130), справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф.0503130), сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), сведения об остатках денежных средств на счетах получателей средств бюджета (ф. 0503178).
Дополнительно к отчетным формам, например, могут представляеться: отчетность по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации (по форме отчета (ф. 0503127), и сведений (ф. 0503178); отчетность по Резервному фонду Правительства Российской Федерации и Резервному фонду Президента Российской Федерации по каждому решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (по форме 0503127), при этом данные указанных отчетов должны быть включены в соответствующие сводные отчеты.
Также отдельно подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств могут представляться: сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (ф. 0521298) с пояснительной запиской (порядок составления определен приказом Минфина России 2005 г. № 84н); справка к разделу 1 «Доходы бюджета» отчета (ф. 0503127) в разрезе регионов; справка по счетам 140110180, 140120241 по поступлению и выбытию финансовых и нефинансовых активов, не включенных в Справку по консолидированным расчетам (ф. 0503125) по бюджетной деятельности; справка по счетам 240110180, 240120241 по поступлению и выбытию финансовых и нефинансовых активов, не включенных в Справку по консолидированным расчетам (ф. 0503125) по приносящей доход деятельности; реестр получателей средств федерального бюджета.
Определение особенностей формирования бюджетной отчетности целесообразно в разрезе представляемых форм (формы баланса и пояснительной записки), с учетом приказов и методических писем Минфина России за отчетный период. Например, при сдаче бюджетной отчетности за 2011 год главными распорядителями делались следующие установки и акценты:
Настройка программного обеспечения - важный этап в подготовке к приему отчетности. Вне зависимости от вида программного обеспечения для исключения технических ошибок при заполнения базы данных целесообразно в формах отчетности «закрытие» строк (столбцов, ячеек), в которые данные вноситься не будут, введение в базу данных действующих классификаторов, перечней для автоматизации выборов позиций.
Кроме того, для правильного формирования базы данных главному распорядителю необходимо заранее произвести учет разделительных (ликвидационных) балансов подведомственных организаций, поступивших за отчетный период, выверку расчетов с Федеральным казначейством и уточнение реестра бюджетополучателей, а также заранее внести плановые показатели ведомственной сметы доходов и расходов на основании информации, представленной заинтересованными структурными подразделениями ведомства.
Общие требования по представлению бюджетной отчетности, ее составу и порядок заполнения необходимо отразить в соответствующих методических рекомендациях, обеспечить направление их подведомственным организациям с учетом установленных сроков представления отчетности, а также разместить на официальном сайте ведомства в Интернете.
Прием бюджетной отчетности от подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств.
Вне зависимости от формата представления бюджетной отчетности на бумажных носителях и в виде электронного документа на электронных носителях, или, что наиболее предпочтительно, путем передачи по телекоммуникационным каналам связи, субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование консолидированной бюджетной отчетности, обязан производить камеральную проверку представленной ему бюджетной отчетности на соответствие установленным требованиям к ее составлению и представлению путем выверки показателей представленной отчетности по установленным контрольным соотношениям.
Процесс приема бюджетной отчетности схематично представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Процесс приема бюджетной отчетности главным распорядителем бюджетных средств
В целях качественного проведения камеральной проверки, усиления личной ответственности персонала прием бюджетной отчетности целесообразно производить в несколько этапов путем последовательной реализации следующих мероприятий.
Разработка Листа контроля сдачи бюджетной и статистической отчетности за отчетный период (бегунка), в котором должны найти отражение следующие позиции: наименование организации, представляющей бюджетную отчетность, и номер ее лицевого счета, плановая и фактическая даты представления отчетности, проверяемые показатели отчетности (перечень форм), замечания по отчетности, ФИО и подпись лица, ответственного за прием отчетности. Указанный Лист контроля заводится на каждую организацию, представляющую бюджетную отчетность, наглядно фиксирует прохождение всех этапов сдачи бюджетной отчетности, что значительно повышает уровень организационно-технического обеспечения сдачи бюджетной отчетности.
Выгрузка форм бюджетной отчетности распорядителя (получателя) бюджетных средств в общую базу данных осуществляется в установленном формате представления отчетности. Сразу после выгрузки лицо, принимающее бюджетную отчетность, обязано осуществить операцию (в бухгалтерской программе в автоматическом режиме) внутриформенного контроля путем проверки соответствия внутриформенных контрольных соотношений и сформировать протокол контроля. При этом дата фактического представления бюджетной отчетности, как правило, определяется по дате сформированного протокола контроля, с отсутствием ошибок и замечаний.
На этапе приема текстовой части пояснительной записки осуществляется контроль содержания бюджетной отчетности, в части полного раскрытия информации об исполнении бюджетной сметы, состояния финансовых, нефинансовых активов и обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств, операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также качества представления дополнительно запрошенной информации.
В отдельном приложении к методическим рекомендациям целесообразно заранее подробно определить порядок составления текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) в части описания таблиц и форм бюджетной отчетности, а также содержания разделов самой пояснительной записки, где, кроме общих сведений об организации, в зависимости от отчетного периода, необходимо отразить:
Документальное оформление приема бюджетной отчетности осуществляется через проставление на копии бюджетной отчетности отметки о дате ее представления, а после проведения камеральной проверки бюджетной отчетности - отметки о дате принятия бюджетной отчетности. При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о ее получении, результатах проведенной камеральной проверки и дате ее принятия осуществляется в электронном виде.
Консолидация (свод) бюджетной отчетности, представленной подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Формирование консолидированных форм бюджетной отчетности ведется, как правило, с привлечением специалистов, осуществляющих сопровождение программного обеспечения, которые обеспечивают автоматизированное формирование консолидированных форм годовой, квартальной и месячной бюджетной и ведомственной отчетности, с учетом изменений законодательства, ввода новой бюджетной классификации (плана счетов бюджетного учета) по установленным правилам свода консолидированной отчетности. Верификация и контроль правильности формирования консолидированных форм бюджетной отчетности осуществляются с использованием установленных межформенных контрольных соотношений.
Представление консолидированной бюджетной отчетности главным распорядителем бюджетных средств осуществляется в Федеральное казначейство, Минфин и Счетную палату Российской Федерации. Осуществляется выгрузка консолидированных форм бюджетной отчетности в базу данных указанных федеральных органов исполнительной власти, прохождение камеральной проверки и получение подтверждения о приеме бюджетной отчетности.
Необходимо отметить, что получение подтверждения о приеме бюджетной отчетности не является завершающим этапом. Главный распорядитель обязан ежеквартально проводить анализ исполнения сводной сметы с направлением подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств соответствующих указаний по обеспечению равномерного кассового исполнения федерального бюджета, своевременной уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191 н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
3. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации" (постатейный), под ред. Е.Ю.Грачевой, Проспект, 2009 Валова С. «Камеральная проверка бюджетной отчетности. Выполнение контрольных соотношений», «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности» № 3, 2010
4. Заболонкова О. «Силовые министерства и ведомства - администраторы доходов», «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6, 2009
5. Сивец С.В. «Отчетная пора», «Бюджетный учет» № 9, 2008