М.И. Игнатов, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина
Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
Journal of Economy and Business,
vol.4-2
Аннотация. Одним из способов действенного регулирования потоков экспорта и импорта, создания благотворной конкурентоспособной среды для национальных производителей является применение экономических мер воздействия, осуществляемых посредством взимания таможенных платежей в системе перемещении товаров через таможенную границу. В статье проводится анализ деятельности ФТС России по администрированию взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Выявляются основные проблемы, возникающие в процессе администрирования таможенных платежей.
Благодаря фискальному направлению финансовой деятельности таможенных органов, ими формируется около половины доходной части федерального бюджета. Это предопределяет важность решения вопроса о том, каким должен быть механизм правового регулирования администрирования таможенных платежей и пеней в условиях новой формы экономической интеграции.
Говоря об администрировании взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, необходимо отметить, что общая сумма задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами за 2016 год составила 44,2 млрд. рублей, за 2017 - 46,1 млрд. рублей, за 2018 год этот показатель - 49,2 млрд. рублей.
Для наглядности более детально цифровые данные о состоянии задолженности по уплате таможенных платежей и пеней представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг., млрд. руб.
Показатели | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2018 г. в % к | |
2016 г. | 2017 г. | ||||
Общая сумма задолженности, в том числе | 44,2 | 46,1 | 49,2 | 111,3 | 106,7 |
- по таможенным платежам | 26,2 | 28,0 | 30,6 | 116,8 | 109,3 |
- по пеням | 18,0 | 18,1 | 18,6 | 103,3 | 102,8 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней ежегодно возрастает. Общая сумма задолженности за 2018 год на 3,1 млрд. рублей больше по сравнению с 2017 годом, и на 5 млрд. рублей - по сравнению с 2016 годом. Рост общей задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 6,7%, а по сравнению с 2016 годом - 11,3%.
В отчетном году по сравнению с прошлым годом сумма задолженности по таможенным платежам выросла на 3,1 млрд. рублей, а по пеням - на 0,5 млрд. рублей, а по сравнению с базисным годом сумма задолженности по таможенным платежам увеличилась на 4,4, млрд. рублей, а по пеням сократилась на 0,6 млрд. рублей.
Исходя из имеющихся данных, очевидно, что показатели состояния задолженности по уплате пеней за 2016 - 2018 гг. находятся на примерно одинаковом уровне, а что касается показателей состояния задолженности по уплате таможенных платежей, то они имеют тенденцию к увеличению.
Ежегодно Федеральной таможенной службой предоставляются данные о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Так, в 2016 году взыскано задолженности на сумму 17 млрд. рублей, в 2017 году - на сумму 17,7 млрд. рублей. За 2018 год таможенными органами было взыскано таможенных платежей и пеней на сумму 12,5 млрд. рублей.
В таблице 2 более подробно представлены показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016 - 2018 годы.
Таблица 2. Показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг., млрд. руб.
Показатели | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2018 г. в % к | |
2016 г. | 2017 г. | ||||
Общая сумма взысканной задолженности, в том числе | 17 | 17,7 | 12,5 | 73,5 | 70,6 |
- по таможенным платежам | 15,6 | 14,3 | 11,4 | 73,1 | 79,7 |
- по пеням | 1,4 | 3,4 | 1,1 | 78,6 | 32,4 |
Анализируя представленные данные, необходимо отметить негативную тенденцию снижения показателей взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней при росте задолженности, что говорит об снижении эффективности администрирования задолженности по уплате таможенных платежей и пеней таможенными органами Российской Федерации.
По сравнению с 2017 годом сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней снизилась с 17,7 до 12,5 млрд. рублей на 5,2 млрд. рублей. Следует сказать, что взыскание таможенных платежей сократилось на 2,9 млрд. рублей, а взыскание пеней по сравнению с предыдущим годом - на 2,3 млрд. рублей [1].
Сравнивая показатели 2016 и 2018 годов, необходимо отметить, что сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней снизилась с 17 до 12,5 млрд. рублей на 4,5 млрд. рублей. Взыскано таможенных платежей на 4,2 млрд. рублей меньше, а пеней - на 0,3 млрд. меньше по сравнению с 2016 годом [2].
Особенно ярко заметно снижение показателей при рассмотрении их в процентном соотношении. Так, показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в сумме в 2018 году оказались ниже показателей 2016 года на 26,5%, а показателей 2017 года - на 29,4%, что, безусловно, свидетельствует о необходимости совершенствования и модернизации мер администрирования взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Для наглядного представления проведенный анализ показателей взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг. представлен ниже на рисунке.
Говоря об администрировании взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, необходимо также отметить изменения и нововведения, произошедшие в сфере правового регулирования данного вида деятельности таможенных органов.
В 2016 году в соответствии с приказом ФТС России от 24 ноября 2016 г. № 2206 внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная подсистема учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС «Задолженность»), в которой реализована возможность централизованного учета фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.
В рамках мероприятий по централизации учета таможенных и иных платежей в 2017 году в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей реализована возможность учета фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.
В 2017 году приказом ФТС России от 8 августа 2017 г. № 1288 утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Данный порядок позволяет таможенным органам реализовать положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие запрет иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и административных штрафов, а также при их неоднократном привлечении к административной ответственности [3].
В 2018 году в результате доработки информационных сервисов Личного кабинета участника ВЭД реализована возможность размещения в режиме онлайн информации о наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Федеральным законом № 289-ФЗ введены новые положения в части совершенствования процедуры взыскания неуплаченных таможенных платежей, касающиеся перехода на электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД при взыскании задолженности.
В настоящее время в тестовом режиме в Личный кабинет участника ВЭД направляются уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней. По окончании работ по модернизации информационно-программных средств в Личном кабинете участника ВЭД будут размещаться также иные документы, направление которых в электронном виде предусмотрено положениями Федерального закона № 289-ФЗ.
Подводя итог, следует сказать, что за последние годы наблюдается тенденция роста задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, что свидетельствует о необходимости модернизации и совершенствования подходов к администрированию взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Библиографический список
1. Петрушина О.М., Алексеева Е.В., Филиппов М.И. Администрирование взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет России // Финансовая экономика. 2018. №8. С. 344-348.
2. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России // Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.
3. Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 15.03.2018)