Анесянц Саркис Артаваздович
доктор экономических наук, профессор,
почетный работник высшего профессионального образования
руководитель научно-исследовательского центра (НИЦ)
по научным проблемам «Специфики функционирования
Российского фондового рынка и актуальным вопросам эконометрии»
основатель научной школы Российской академии естествознания
Петров Денис Вадимович
доцент кафедры экономики, начальник научного отдела
Кубанского социально-экономического института
Теория и практика общественного развития
№4 2015
Аннотация: В статье проанализированы и охарактеризованы основные факторы, присутствующие в современной экономике России, способные оказать влияние на процессы кредитования малых предприятий и их финансовое состояние. Авторами установлена взаимосвязь и взаимозависимость факторов, воздействующих на развитие банковского кредитования малого бизнеса (финансовых, нефинансовых и общеэкономических), а также определены условия, выполнение которых позволит устранить или ослабить влияние выявленных факторов, оказывающих действие на финансовое состояние малых предприятий.
На пути модернизации национальной экономики существует множество проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в стране. Малый бизнес на современном этапе своего развития особенно остро ощущает на себе влияние факторов внешней среды, прежде всего политических, экономических, социальных, рыночных, правовых. Кроме того, на его деятельности сказывается влияние таких внешних факторов, как психологические, природно-географические, национальные, технологические, экологические, информационные и международные.
К внутренним факторам, во многом определяющим деятельность субъектов малого предпринимательства, необходимо отнести организационно-правовые, экономические, социальные, психологические и технологические. Внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства, показаны на рисунке 1 [1].
Влияние политических факторов российское малое предпринимательство ощущало на себе ранее и продолжает ощущать сегодня. Однако если в начале становления рыночных отношений политическая нестабильность, вызванная частыми сменами правительства и неопределенностью его веса, приводили к тому, что малый бизнес старался «уйти в тень», то на сегодняшний день, когда ситуация на политической арене стабилизировалась, малое предпринимательство стало активно развиваться.
Экономическую ситуацию, способствующую развитию малого предпринимательства, формируют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестируемый капитал, величина заемных средств, предоставляемых кредитными учреждениями. Кроме того, на формирование малого бизнеса оказывают влияние следующие экономические условия: предложение и спрос на товары, конкурентоспособность продукции, уровень жизни населения, инфляционные ожидания.
Социальные условия включают стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Значительное влияние на формирование потребностей и спрос на товары оказывают нравственные и религиозные нормы. Факторы социальной направленности воздействуют на отношение наемной рабочей силы к работе на малом предприятии, величине зарплаты, условиям труда. Не последнее место в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала малого предприятия, а также состояние рынка труда.
Среди внешних психологических факторов наиболее острым моментом является неприязнь отдельной менее обеспеченной части населения к преуспеванию и материальному благополучию предпринимателей, что значительно повышает предпринимательский риск и иногда даже блокирует предпринимательскую инициативу. Поэтому в российских условиях формирование положительного общественного мнения о рыночных преобразованиях становится совершенно необходимым условием развития малого предпринимательства.
К основным рыночным факторам следует отнести: спрос и предложение, емкость рынка продукции, конкурентоспособность продукции, уровень инвестиционного риска.
Природно-географические факторы включают наличие необходимой сырьевой базы, удаленность от потребителя товаров, климатические условия.
Национальные особенности прежде всего отражаются на спросе, а затем уже - на отраслевой специализации товара. Например, готовясь отмечать определенный национальный праздник, население стремится закупать определенную группу товаров. Так, к Пасхе православное население России активно начинает приобретать яйца, куличи, церковную атрибутику и т. п. [2].
Правовые условия включают в себя наличие законов, регулирующих деятельность малого предпринимательства и создающих благоприятные условия для его развития. Правовые нормы должны обеспечивать упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации малых предприятий, защиту малого предпринимательства от незаконных действий государственных и муниципальных органов власти, совершенствование налогового законодательства с целью развития малого бизнеса.
Кроме вышеуказанных факторов на формирование финансовых ресурсов малого предпринимательства воздействуют факторы технологического характера. Например, если государство активно поддерживает и развивает инновационную деятельность, то внедрение малыми предприятиями новых технологий неизбежно приведет к росту производительности труда, выпуску современной продукции, а значит, и к увеличению получаемой ими прибыли.
Все большее влияние на формирование прибыли малых предприятий на сегодняшний день оказывают экологические факторы. Являясь, с одной стороны, затратными, с другой стороны, экологические преимущества продукции малых предприятий постепенно становятся более привлекательными для покупателей. Тем более что государство и мировое сообщество все чаще и чаще начинают обращать внимание на экологическую чистоту выпускаемых товаров.
Воздействие информационных факторов все больше усиливается в современных условиях глобализации мировой экономики. Создание единых информационных систем в рамках государства, как показывает зарубежный опыт работы, позволяет малому бизнесу быстрее сориентироваться на рынке товаров и услуг, в кратчайшее время получить необходимую консультацию, найти надежного партнера, что дает ему возможность не только выжить в рыночных условиях, но и успешно развиваться, накапливая свой финансовый потенциал.
Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, и в частности в странах Западной Европы, показали, что одной из главных задач Европейского экономического сообществ в отношении малого бизнеса является обеспечение режима наибольшего благоприятствования в совершении экспортных операций, включая и защиту от иностранных конкурентов. В России этот процесс находится еще на начальной стадии развития [3].
В целом все вышерассмотренные внешние факторы в той или иной степени воздействуют на формирование финансовой базы малого предпринимательства.
Не меньшее влияние на финансовый механизм развития малого предпринимательства оказывают и внутренние факторы, такие как организационно-правовые, экономические, социальные, психологические и технологические.
Так, правильный выбор организационно-правовой формы деятельности малого предприятия может привести к снижению налоговой нагрузки, а это значит, что у предприятия останется больше финансовых ресурсов для развития бизнеса.
Факторы экономического характера больше всего проявляют себя на начальной стадии становления малого предпринимательства, кода необходимо особенно тщательно проводить экономические расчеты и составлять прогнозы развития малого предприятия с тем, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся или заимствованные финансовые ресурсы.
Экономическая целесообразность расходования денежных средств - это та задача, которую малый бизнес решает постоянно на протяжении всего своего существования.
К внутренним социальным факторам можно отнести различия в оплате труда менеджеров и рядовых работников малых предприятий. Чем больше этот разрыв, тем меньше желания у рядовых работников честно и добросовестно трудиться, что нередко приводит к тяжелым финансовым последствиям в целом владельца малого предприятия. К этому же параметру относится и уровень соответствующего образования работников. Грамотный и профессиональный специалист - это уже половина успеха в развитии малого предприятия.
В последнее время значительное внимание малым предпринимательством стало уделяться такому психологическому фактору, психологическая совместимость работников. Естественно, что постоянные конфликты в коллективе будут только вредить бизнесу и снижать финансовые результаты деятельности малого предприятия.
И последний из внутренних факторов - технологический - представляет собой грамотное освоение и использование малым предпринимательством преимуществ новых технологий, которое может в достаточно короткий строк привести к желаемому финансовому результату. Этот фактор предполагает также и соблюдение уже применяемых на малом предприятии технологических процессов, поскольку без выполнения этого условия внедрение инноваций практически становится бессмысленным, так как и они автоматически будут внедряться с нарушениями технологического цикла.
Таким образом, исследование внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства, показало, что данный сектор экономики может успешно развиваться только при условии его постоянной поддержки сто стороны государства и одновременно при наличии грамотного менеджмент на малом предприятии. Однако важно отметить, что в рассмотренной совокупности недостаточно рассмотрены экономичесткие факторы, воздействующие на активизацию кредитной активности коммерческих банков в отношении субъектов малого предпринимательства.
Всте факторы воздейсттвия кредитных организаций на деятельность малого бизнеса условно можно разделить на три группы: общеэкономические, воздействующие на малый бизнес, так и на деятельность банковских институтов в этом направлении, финансовые и нефинансовые факторы воздействия на малый бизнес (рисунок 2).
К общеэкономическим факторам, воздействующим на развитие малого предпринимательства, следует отнести следующие:
Финансовые факторы, воздействующие на активность кредитных организаций в отношении кредитования малого бизнеса:
К нефинансовым факторам о стороны кредитных организаций можно отнести:
К финансовым факторам, возникающим непосредственно при взаимодействии предпринимателей с коммерческим банком, можно отнести:
И в заключение: к нефинансовым факторам относятся:
Результаты систематизации факторов воздействия на развитие малого бизнеса показали, что в научной экономической литературе недостаточно уделено внимания анализу факторов, воздействующих на финансовое положение малых предприятий. Существуют внешние и внутренние факторы, которые оказывают определяющее влияние на финансовое состояние предприятия. Схема внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовое состояние малых предприятий, приведена на рисунке 3.
Факторы влияния на финансовое состояние малого предприятия
Внешние факторы являются неподвластными воле предприятия, а внутренние, зависящие от сложившейся системы организации его работы, классифицируются по месту возникновения. К внутренним факторам относятся:
Внешние факторы подразделяются следующим образом:
Итак, многообразие факторов воздействия на финансовую устойчивость предприятий малого бизнеса приводит к некоторому усложнению проведения анализа их финансово-хозяйственной деятельности и динамики их развития, иногда загромождая его; не позволяет сделать конкретные выводы о финансовом положении малого предприятия из-за возникающих затруднений в сопоставлении результатов по некоторым из них [7].
Таким образом, дальнейшее развитие малого бизнеса «тормозится» многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы оценки финансового положения малого бизнеса и их кредитования. От их решения зависит не только судьба МБ, но и рыночные реформы в целом. Без поддержки государства решение данных проблем не представляется возможным.
Устранение выявленных факторов будет возможным при:
Ссылки:
1. Банковское дело / под ред. Е.П. Жарковской, И.О. Аренде. 4-е изд. М., 2006. 400 с.
2. Деньги, кредит, банки / под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 464 с.
3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В.Я. Гонфинкеля, В.А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. 495 с.
4. Коган Е.А. Оценка возможностей неоплатности долговых обязательств заемщика // Финансы и кредит. 2003. № 7 (121). С. 35-36.
5. Екушов А. Как рассчитать эффективную процентную ставку в банке // Рынок ценных бумаг. 2006. № 7. С. 41 -45.
6. Высоков В.В. Малый бизнес: mаde in Russiа: науч.-практ. пособие. Ростов н/Д., 1999. 123 с.
7. Илларионов А.В. Классификация показателей, характеризующих систему рисков предприятия с точки зрения оценки кредитоспособности // Материалы международной конференции «Наука и инновации», г. Днепропетровск. Днепропетровск, 2005. Т. 8. 108 с.